Компетенции:
1. ОК-9.Способен к саморазвитию, повышению своей квалификации, непрерывному анализу изменяющейся экономической ситуации на отдельных рынках и в экономической политике государства.
2. ОК-11.Способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии экономиста и применять упредительные меры по снижению не только индивидуальных, но и общественных издержек производства.
3. ПК-1.Способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов.
62.Массовый спрос в 1994 г. на акции АО "МММ" (финансовая пирамида) объясняется:
а) эффектом присоединения к большинству;
б) эффектом сноба;
в) эффектом Веблена;
г) спекулятивным спросом.
63.Эффект дохода имеет место в следующем случае:
а) если доходы людей падают, они получают меньше данного продукта;
б) удешевление товаров приводит к тому, что потребитель может купить больше данного товара, не сокращая объема приобретения других товаров;
в) объем покупок некоторых товаров сокращается по мере увеличения доходов людей;
г) по мере того как доходы людей растут, они сберегают увеличивающуюся часть дохода.
64.Предположим, что потребитель имеет доход в 8 долларов. Цена товара А равна 1 доллар, а цена товара В – 0,5 доллара. Какая из следующих комбинаций товаров находится на бюджетной линии:
а) 8А и 1В;
б) 7А и 1В;
в) 6А и 6В;
г) 5А и 6В;
д) 4А и 4В.
65.Закон убывающей предельной полезности означает, что:
а) отношение предельной полезности к ценам на предметы роскоши меньше, чем на товары первой необходимости;
б) полезность, приносимая каждой последующей единицей товара, убывает по мере увеличения количества приобретаемых товаров;
в) отношение предельных полезностей к ценам одинаково для всех товаров;
г) полезность приобретаемых товаров снижается по мере увеличения дохода потребителя.
66.Эффект замены – это рост спроса на товар, вызванный:
а) изменением общего уровня цен на все товары;
б) изменением во вкусах потребителя, предпочитающего покупать товары – заменители;
в) изменением в реальном доходе, обусловленным снижением цен на приобретаемые товары;
г) предложением новых заменителей товара.
67.Теория потребительского поведения предполагает, что потребитель стремится максимизировать:
а) разницу между общей и предельной полезности;
б) общую полезность;
в) среднюю полезность;
г) предельную полезность.
68.Предельная полезность – это:
а) способность блага удовлетворять ту или иную потребность человека;
б) субъективная оценка блага индивидуумом;
в) сумма полезностей равновеликих частей блага;
г) наименее настоятельная потребность, удовлетворяемая последним из потребляемых экземпляров блага данного рода.
69.Под предельной полезностью понимается:
а) способность товаров и услуг удовлетворять человеческие потребности;
б) субъективная оценка благ людьми;
в) добавочная полезность или удовлетворение, извлекаемое потребителем из одной дополнительной единицы конкретного продукта;
г) объективное свойство экономических благ;
д) нижний предел цены.
70.Правило максимизации полезности, которым руководствуется рациональный потребитель, требует:
а) равенства предельных потребностей потребителей товаров;
б) равенства взвешенных по ценам предельных полезностей всех приобретаемых товаров;
в) такого распределения денежного дохода, при котором можно было бы приобрести как можно больший объем товаров и услуг;
г) неизменности цен на товары и услуги.
71.Количественный (кардиналистский) подход к соизмерению полезности различных товаров:
а) основан на гипотезе о возможности измерения полезности различных благ в условных единицах;
6) был предложен А. Маршаллом;
в) предполагает сравнение цен различных наборов благ;
г) не предполагает возможности определения количественной величины полезности.
72.Изменение цены товара вызывает:
а) эффект замещения;
б) эффект Веблена;
в) эффект Гиффена;
г) эффект присоединения к большинству.
73.Если для товара А величина спроса растет вместе с ростом цены, то товар А является:
а) товаром Гиффена;
б) некачественным товаром;
в) обычным товаром;
г) импортным товаром.
74.Какие из следующих товаров будут характеризоваться наибольшей стабильностью предпочтений во времени:
а) пицца;
б) мясо;
в) гамбургеры;
г) "большой Мак" фирмы "Макдональдс"?
75.Оптимальное правило покупки состоит в следующем:
а) цена товара соответствует его общей полезности;
б) предельная полезность товара соответствует его цене;
в) наивысшая цена должна быть меньше предельной полезности товара;
г) такого не существует, каждый руководствуется собственными представлениями.
76.Ограничением рационального поведения потребителя является следующий факт:
а) люди не могут определить предельные полезности благ;
б) люди иррациональны по природе;
в) отсутствие необходимой информации;
г) эффект Веблена.
77.Предпочтения потребителя имеют следующий вид:
Количество товара, в шт | |||||
Общая полезность |
Предельная полезность потребления третьей единицы блага равна:
а) 20;
б) 15;
в) 10;
г) 8.
78.Когда цена товара увеличивается, эффект замещения означает:
а) снижение потребления данного товара и увеличение потребления других товаров;
б) повышение потребления данного товара и снижение потребления других товаров;
в) снижение потребления данного товара и других товаров;
г) снижение потребления данного товара и никаких изменений в потреблении других товаров.
79.Какой из следующих товаров покажет наибольший эффект дохода:
а) алкогольные напитки;
б) холодильники;
в) бензин;
г) жилье?
80.Общая полезность максимальна, если предельная полезность:
увеличивается
уменьшается
является величиной положительной
является величиной отрицательной
равна нулю
81.Общая полезность растет, когда предельная полезность:
а) уменьшается;
б) увеличивается;
в) увеличивается в медленном темпе;
г) не меняется.
82.С увеличением количества единиц блага, имеющегося в распоряжении потребителя, общая полезность этого блага:
а) уменьшается;
б) возрастает;
в) остается неизменной;
г) нет правильного ответа
83.Ординализм:
а) допускает измерение величины полезности в утилях;
б) полагает, что полезность можно измерить количественно;
в) предполагает, что полезность и предпочтительность не связаны друг с другом;
г) предполагает возможность расположить все товары по степени их предпочтительности.
84.Для нормальных товаров эффект дохода:
а) в наибольшей степени сказывается в отношении тех товаров, расходы на которые составляют значительную часть в бюджете потребителя;
б) состоит в увеличении реального дохода потребителя;
в) действует в одинаковом направлении с эффектом замещения;
г) действует в разных направлениях с эффектом замещения
85.Потребительское равновесие на карте безразличия – это:
а) любое пересечение бюджетной линии и кривой безразличия;
б) любая точка на самой высокой из кривых безразличия;
в) та точка, в которой наклон бюджетной линии равен наклону касательной к ней кривой безразличия;
г) любая точка, расположенная на бюджетной линии;
д) любая точка, расположенная в пространстве, ограниченном бюджетной линией.
86.Какое из следующих утверждений является неверным:
а) каждая точка на кривой безразличия означает комбинацию двух товаров;
б) каждая точка на бюджетной линии означает комбинацию двух товаров;
в) все точки на кривой безразличия означают одинаковый уровень полезности;
г) все точки на бюджетной линии означают одинаковый уровень полезности;
д) наклон кривой безразличия характеризует норму, в соответствии с которой одно благо может быть замещено другим без изменения уровня полезности для потребителя.
87.Предельная норма замещения товара А товаром В означает:
а) сколько единиц товара А потребитель приобретает, когда цена товара В уменьшается на 1 доллар;
б) в какой степени увеличивается предельная полезность, если потребление товара А и В увеличивается на 1;
в) сколько единиц товара В потребитель покупает, когда его доход возрастает, а потребление товара А остается прежним;
г) от какого количества единиц товара А потребитель готов отказаться в обмен на получение одной единицы товара В, чтобы общая полезность осталась неизменной.
88.Чтобы оказаться в положении равновесия (т.е. максимизировать полезность), потребитель должен:
а) не покупать недоброкачественных товаров;
б) быть уверенным, что цены всех приобретаемых им товаров пропорциональны общим полезностям;
в) уравновешивать предельные полезности последних единиц приобретаемых товаров;
г) быть уверенным, что цена каждого товара равна предельной полезности денег;
д) распределять доход таким образом, чтобы последний рубль, истраченный на покупку какого-либо товара, приносил такой же прирост полезности, как и рубль, истраченный на покупку другого товара.
89.Бюджетная линия:
а) характеризует предельную полезность товара;
б) показывает общую полезность;
в) при изменении цен товаров не меняет своего наклона;
г) представляет все доступные комбинации товаров при заданных ценах и заданной величине дохода потребителя;
д) определяет субъективную информацию потребителя о его предпочтениях.
90.Предельная норма замещения:
а) всегда положительна;
б) представляет собой отношение предельных полезностей товаров-заменителей;
в) показывает, от какого количества одного блага потребитель должен отказаться для приобретения единицы другого блага так, чтобы уровень общей полезности не изменился;
г) характеризует наклон бюджетной линии.
91.Линия «доход—потребление» показывает:
а) что с ростом, дохода потребление обоих товаров уменьшается (оба товара — нормальные);
б) что с ростом дохода при неизменных относительных ценах потребительский набор не меняется;
в) какую комбинацию благ потребителю целесообразно приобретать в случае роста его дохода (при условии постоянства относительных цен товаров и потребительских предпочтений);
г) что с увеличением дохода потребителя его доля, направляемая на потребление вторичных благ уменьшается, а доля расходов на продовольствие увеличивается;
д) как изменяется потребительский набор, если изменились относительные цены.
92.Линия «цена—потребление» показывает:
а) все равновесные комбинации двух благ при изменении их относительных цен и постоянном, доходе потребителя;
б) перемещение потребителя на более низкую кривую безразличия при снижении цены одного из товаров;
в) что покупателю при повышении цены одного из товаров становятся доступными все более удаленные от начала координат кривые безразличия;
г) изменение потребительского набора при изменении относительных цен и дохода.
93.Потребительский излишек количественно равен:
а) разности между ценой спроса и фактически уплаченной ценой;
б) разнице между общей полезностью данного количества товара и общими затратами на его покупку;
в) предельной полезности;
г) общей полезности.
94.В равновесии рациональный индивид потребляет 2 кг помидоров по цене 3 руб. за 1 кг и 4 кг груш по цене 5 руб. за 1 кг. Чему равна для него предельная норма замены груш помидорами:
а.) 2/4;
б) 1/4;
в) 3/5;
г) 5/3
95.Наташа потребляет в месяц 2 кг мяса по цене 15 руб. за 1 кг и 5 кг хлеба по цене 2 руб. за 1 кг. Предельная норма замены мяса хлебом в состоянии равновесия для нее равна:
а) 3/4;
б) 5/12;
в) 5/2;
г) 2/15.
96.Бюджетное ограничение для потребителя представляет собой:
а) линию общей полезности товара;
б) линию предельной полезности товара;
в) ограничение, налагаемое на выбор потребителя;
г) линию максимального удовлетворения потребителя.
97.Если МUх — предельная полезность хлеба, а МUв — предельная полезность вина и Рх — цена батона хлеба, Рв — цена бутылки вина, то для рационального потребителя в состоянии равновесия будет верным следующее утверждение:
а) MUх = МUв;
б) MUх: МUв = Рх: Рв,
в) Рх = Рв,
г) MUх: МUв = Рв: Рх
98.Увеличение цены обычного товара приводит к смещению равновесия потребителя на карте кривых безразличия (при прочих равных условиях):
а) вправо, вверх;
б) вправо, вниз;
в) влево, вверх или вниз;
г) движение вдоль той же самой кривой безразличия.
99.Если рациональный потребитель тратит 10 руб. в день на мясо и 2 руб. на хлеб, то:
а) рубль, истраченный на последний килограмм мяса, приносит столько же полезности, что и рубль, истраченный на последний килограмм хлеба;
б) потребитель предпочитает мясо, а не хлеб;
в) мясо приносит потребителю большую полезность, чем хлеб;
г) предельная полезность мяса выше предельной полезности хлеба.
100.В положении равновесия Дима потребляет 2 кг помидоров по цене 3 руб. за 1 кг и 4 кг груш по цене 5 руб. за 1 кг. Чему равна для него предельная норма замены помидоров грушами?
а) 2/4;
б) 1/4;
в) 3/5;
г) 5/3
101.Предельная полезность товара А равна 100. Цена товара А равна 10. Цена товара В равна 5. Предельная полезность товара В в равновесии равна:
а) 1/2;
б) 20;
в) 50;
г) 10.
102.Кривая безразличия:
А)представляет совокупность набора товаров, для приобретения которой
используется весь доход потребителя
б)отражает объективные рыночные характеристики, касающиеся величины
дохода и цен
в)меняет свой наклон, если изменяется доход потребителя
г)введена в экономический анализ Вальрасом
д)это линия, каждая точка которой представляет комбинацию товаров,
дающую потребителю равный объем удовлетворения потребности
103. На рисунке показана кривая бюджетного ограничения некоего потребителя, приобретающего товары Х и У
Если угол ее наклона изменился, и она заняла положение 2, то …
А) цена товара Х повысилась, а цена товара У снизилась,
Б) увеличился доход потребителя,
В) цена товара Х снизилась, а цена товара У повысилась,
Г) цены обоих товаров повысились.
104. На рисунке показана кривая бюджетного ограничения некоего потребителя, приобретающего товары Х и У
Если она сдвинулась вверх и вправо, то это означает, что…
А) увеличился доход потребителя,
Б) повысились цены на товары Х и У,
В) уменьшился доход потребителя,
Г) снизилась цена товара Х.
105. На рисунке показана кривая бюджетного ограничения некоего потребителя, приобретающего товары Х и У
Если доход потребителя повысится, то кривая бюджетного ограничения…
а) станет более пологой,
б) переместится параллельно вверх и вправо,
в) переместится параллельно вниз и влево,
г) станет более крутой.
106. На рисунке показана кривая бюджетного ограничения некоего потребителя, приобретающего товары Х и У
Если цена товара У повысилась, то кривая бюджетного ограничения…
а) будет иметь больший угол наклона,
б) переместится параллельно вверх и вправо,
в) переместится параллельно вниз и влево,
г) будет иметь меньший угол наклона.
107. На рисунке показана кривая бюджетного ограничения некоего потребителя, приобретающего товары Х и У
Если она повернулась против часовой стрелки, то это означает, что …
а)цена товара Х повысилась,
б) доход потребителя уменьшился,
в) цена товара У понизилась,
г) цена товара У г повысилась.