Требования к содержанию реферата




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

По ОГСЭ.02 История

 

для обучающихся специальностей:

15.02.08 Технология машиностроения

38.02.03 Операционная деятельность в логистике

38.02.04 Коммерция (по отраслям)

 

 

Методические рекомендации разработаны на основе рабочей программы по ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ для специальностей среднего профессионального образования (далее - СПО): 15.02.08 «Технология машиностроения" 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике» 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)» РЕКОМЕНДОВАНЫ Цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин ___________________________   «_____»______________ 20 __ г.     УТВЕРЖДЕНЫ Методическим советом ГБПОУ «Нижегородский политехнический колледж имени Героя Советского Союза Руднева А.П.» ___________________________   «_____»_____________ 20 __ г.  

 

 

Разработчик:

Лукашевич Н.Ю., преподаватель ГБПОУ СПО «Нижегородский политехнический колледж имени Героя Советского Союза Руднева А.П.»

 

Методические рекомендации предназначены для применения в выполнении и оформлении самостоятельных работ обучающимися ГБПОУ СПО «Нижегородский политехнический колледж имени Героя Советского Союза Руднева А.П.» по ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ.

Разработанные преподавателем методические рекомендации выполнены в полном соответствии с требованиями ФГОС и рабочей программы для специальностей образовательного учреждения.

Методические рекомендации содержат требования к последовательности выполнения практических работ и правилам их оформления.

Разработчик в предлагаемом документе определил количество времени и краткое содержание тем для выполнения самостоятельных работ согласно рабочей программе по ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ.

Методические рекомендации предназначены для улучшения освоения умений и освоения знаний по ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ.

 

 

Пояснительная записка

Методические рекомендации предназначены для обучающихся по специальности СПО

 

15.02.08 Технология машиностроения

38.02.03 Операционная деятельность в логистике

38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Самостоятельная работа обучающихся является неотъемлемым элементом процесса обучения, одним из путей повышения эффективности, активизации студентов, развития их мыслительной деятельности. С учетом специфики «Истории» как учебной дисциплины самостоятельная работа направлена на формирование:

- Умения и навыков локализации исторических фактов и процессов во времени и пространстве

- Умения анализировать исторический материал

- Умения синтезировать и обобщать исторический материал

- Умения сопоставлять и сравнивать однородные исторические факты

- Умения сформулировать и обосновывать выводы с разных позиций, опираясь на факты, логически правильно строить доказательство.

- Умения излагать исторический и текущий материал, составлять план, конспект.

Прежде, чем приступить к самостоятельной работе, обучающийся должен ознакомиться с основными моментами рабочей программы по дисциплине «История», подобрать необходимую литературу и изучить теоретические положения дисциплины.

В ходе практических работ каждому обучающемуся рекомендуется получить задания по всем видам работ, что даст возможность охватить все темы учебной дисциплины. Поэтому, рассмотрев и осмыслив все задания, обучающийся сможет ознакомиться с большинством исторических проблем.

Обучающийся может выбрать один из вариантов самостоятельной работы, это является обязательным условием освоения учебного материала. Часть заданий по самостоятельным работам дифференцирована, носит проблемный, творческий характер.

Самостоятельные работы являются обязательной для каждого обучающегося колледжа и определяется государственным образовательным стандартом, учебным планом и рабочей программой дисциплины.

Самостоятельные работы представляют собой вид учебной деятельности, направленной на непрерывное самообразование, который предполагает определенный уровень самостоятельности обучающегося от постановки задач до осуществления самоконтроля.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «История» предназначены для обучающихся колледжа всех специальностей.

Материал методических рекомендаций включает задания по темам, порядок их выполнения и оформления: В работе даны общие рекомендации по разработке и написанию рефератов и эссе, представлены образцы оформления титульных листов, оформления таблиц, графических изображений, списка литературы. В работе также показано, как составить доклад по выбранной теме.

 

Написание реферата является одной из важных форм самостоятельной учебной деятельности.

В «Толковом словаре русского языка» дается следующее определение: «реферат – краткое изложение содержания книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением».

Студенты чаще всего испытывают трудности при формулировании цели и задач работы, составлении плана реферата, что приводит к нарушению его структуры.

В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа:

· вводный – выбор темы, работа над планом и введением;

· основной – работа над содержанием и заключением реферата;

· заключительный – оформление реферата;

· защита реферата (на экзамене, студенческой конференции и т.д.)

 

Введение единых требований к форме, структуре рефератов должно создать у обучающихся четкое представление о реферате, как письменном аттестационном испытании и о способах работы над ним.

Реферат — письменная работа объемом 18-24 печатных страницы, выполняемая студентом в течение определенного срока (от одной недели до месяца).
Реферат (от лат. referrer — докладывать, сообщать) — краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.
В настоящее время, помимо реферирования прочитанной литературы, от студента требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу.

В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания.
Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени автора. Если в первичном документе главная мысль сформулирована недостаточно четко, в реферате она должна быть конкретизирована и выделена.
Функции реферата:
Информативная (ознакомительная); поисковая; справочная; сигнальная; индикативная; адресная коммуникативная.
Степень выполнения этих функций зависит от содержательных и формальных качеств реферата, а также от того, кто и для каких целей их использует.
Требования к языку реферата: он должен отличаться точностью, краткостью, ясностью и простотой.

 

Структура реферата:
Титульный лист заполняется по единой форме.

 

1. После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

2. После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.

3. Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.

4. Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.

5. Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.

6. Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания (Приложение 3).

Этапы работы над рефератом.
Работу над рефератом можно условно подразделить на три этапа:

1. Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования;

2. Изложение результатов изучения в виде связного текста;

3. Устное сообщение по теме реферата.

 

Подготовительный этап работы.
Формулировка темы.
Подготовительная работа над рефератом начинается с формулировки темы. Тема в концентрированном виде выражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат.

Для того чтобы работа над рефератом была успешной, необходимо, чтобы тема заключала в себе проблему, скрытый вопрос (даже если наука уже давно дала ответ на этот вопрос, студент, только знакомящийся с соответствующей областью знаний, будет вынужден искать ответ заново, что даст толчок к развитию проблемного, исследовательского мышления).
Поиск источников.

Задача студента — найти информацию, относящуюся к данному предмету и разрешить поставленную проблему.
Выполнение этой задачи начинается с поиска источников.

Работа с источниками.
Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы.

В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником.


Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции — это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.
По завершении предварительного этапа можно переходить непосредственно к созданию текста реферата.
Создание текста.
Общие требования к тексту.
Текст реферата должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью.
Раскрытие темы предполагает, что в тексте реферата излагается относящийся к теме материал и предлагаются пути решения содержащейся в теме проблемы;

связность текста предполагает смысловую соотносительность отдельных компонентов, а цельность - смысловую законченность текста.
С точки зрения связности все тексты делятся на тексты - констатации и тексты - рассуждения.

Тексты-констатации содержат результаты ознакомления с предметом и фиксируют устойчивые и несомненные суждения.

В текстах-рассуждениях одни мысли извлекаются из других, некоторые ставятся под сомнение, дается им оценка, выдвигаются различные предположения.
План реферата.
Универсальный план научного текста, помимо формулировки темы, предполагает изложение вводного материала, основного текста и заключения.

Требования к введению.
Введение – одна из составных и важных частей реферата.

В объеме реферата введение, как правило, составляет 1-2 машинописные страницы.

Введение обычно содержит вступление, обоснование актуальности выбранной темы, формулировку цели и задач реферата, краткий обзор литературы и источников по проблеме, историю вопроса и вывод.

Вступление это 1-2 абзаца, необходимые для начала. Желательно, чтобы вступление было ярким, интригующим, проблемным.

Обоснование актуальности выбранной темы - это, прежде всего, ответ на вопрос: «почему я выбрал(а) эту тему реферата, чем она меня заинтересовала?». Можно и нужно связать тему реферата с современностью.

Краткий обзор литературы и источников по проблеме – в этой части работы над введением необходимо охарактеризовать основные источники и литературу, с которой автор работал, оценить ее полезность, доступность, высказать отношение к этим книгам.

История вопроса– это краткое освещение того круга представлений, которые сложились в науке по данной проблеме и стали автору известны.

Вывод это обобщение, которое необходимо делать при завершении работы над введением.

Основная часть реферата .
Основная часть реферата раскрывает содержание темы.

В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса.
Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты.
Заключение.
Заключение — последняя часть научного текста.

В ней краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объему сообщение также не может обойтись без заключительной части - пусть это будут две-три фразы. Но в них должен подводиться итог проделанной работы.
Список использованной литературы.
Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг.

 

Об особенностях языкового стиля реферата.
Для написания реферата используется научный стиль речи.
Многообразные способы организации сложного предложения унифицировались в научной речи до некоторого количества наиболее убедительных.

Лишними оказываются главные предложения, основное значение которых формируется глагольным словом, требующим изъяснения.

Например:

 

Не следует писать

Следует писать

Ми видим, таким образом, что в целом ряде случаев…

Таким образом, в ряде случаев…

Имеющиеся данные показывают, что…

По имеющимся данным

Представляет собой

Представляет

Для того чтобы

Чтобы

Сближаются между собой

Сближаются

Из таблицы 1 ясно, что…

Согласно таблице 1.

Требования к содержанию реферата

 

Содержание реферата должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать. Реферат показывает личное отношение автора к излагаемому. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным, простым, точным и при этом выразительным. При изложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила:

· не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа (такие утверждения лучше выражать в безличной форме);

· при упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;

· каждая глава (параграф) начинается с новой строки;

· при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы, необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: