БИЛЕТ 16
1. Уставные особенности субботней службы. 2. Чинопоследование Литургии оглашенных от малого входа до чтения апостола. 3. Когда на Литургии не поется трисвятое? |
1. Уставные особенности субботней службы.
Главы 12 – 15 первого отдела Типикона.
· Субботнее богослужение святому малому, полиелейному и со всенощным бдением имеет общую особенность
U - служба по Минее святому преимуществует перед службой по Октоиху;
U Богородичны после тропарей воскресные прошлого недельного гласа,
U а на литургии изобразительные антифоны.
Особенности На вечерне в субботу
v стихиры на "Господи, воззвах" поются только святому из Минеи, а из Октоиха оставляются.
v Богородичен этих стихир поется воскресный: догматик великой вечерни недельного гласа, то есть гласа, который пели во всю седмицу, или первый Богородичен этого гласа.
v Стихиры стиховны из Октоиха: одна,
А. первая, - стиховная,
Б. и две, вторая и третья, - мученичных, положенных на "Господи, воззвах ".
v По "Отче наш" на "Слава" - тропарь святому, на "И ныне" - Богородичен воскресный прошлого недельного гласа, а не на глас тропаря святому.
Особенности На утрене особенности субботнего богослужения следующие.
v На "Бог Господь" после тропаря святому - Богородичен воскресный из Октоиха. При этом может быть такая особенность:
U если в субботу случится святой, которому не положено всенощного бдения или полиелея (Типикон, глава 12), то Богородичен первый, воскресный, поется по гласу тропаря святому,
U а если в субботу случится святой со всенощным бдением или полиелеем (Типикон, глава 15), или великим славословием (Типикон, глава 2), то поется Богородичен первый настоящего гласа, то есть гласа, который пели в минувшее воскресенье.
v После кафизм - малая ектения и седальны мученичны из Октоиха.
v Канон храму не поется лишь в том случае,
a. если храм посвящен святому
b. и в субботу случатся два святых, которым и положены каноны,
C. или если случится святой, который имеет славословие, полиелей и бдение.
В таком случае вместо канона храму поется канон Богородице.
d. Если в субботу случится предпразднство или попразднство, то каноны Октоиха и канон храму не поются, а поются каноны празднику на 8 и святому на 4.
v Стихиры хвалитны поются лишь святому из Минеи, если есть,
v а хвалитны стихиры Октоиха в прославлении мучеников поются вместо стихир на стиховне, числом три, а стиховна субботняя оставляется.
v Не поются и стихиры стиховны Октоиха (Типикон, глава 12).!!!
ü На литургии в субботу бывают такие особенности:
v после псалмов изобразительных 102 и 145 на антифонах читаются тропари канона святому и за ними "Блаженны" Октоиха (Типикон, глава 12), а в другие седмичные дни сначала читаются "Блаженны" Октоиха текущего гласа на 4, потом тропари из третьей песни канона святому, также на 4.
v Апостол, Евангелие, причастен бывают сначала святому, а потом дню седмицы, то есть субботе, но от Недели мытаря и фарисея до Недели Всех святых наоборот - прежде субботе, а потом святому.
2. Чинопоследование Литургии оглашенных от малого входа до чтения апостола.
Во время пения 3-го антифона или Блаженн (если день воскресный или праздничный)
· отверзаются царские врата.
· Священник и диакон, стоящие пред престолом, совершают троекратное поклонение и,
· священник целует Евангелие и престол, а диакон - престол.
· Затем священник берет Евангелие, подает его диакону,
· и оба идут,
ü обходя престол с правой стороны
ü и со стороны горнего места,
ü на солею северными дверьми,
ü в предношении свещеносцем свечи.
· Диакон несет Евангелие в обеих руках.
· Став на обычном месте на солее оба преклоняют главы,
· и диакон тихо произносит: "Господу помолимся",
· а священник читает про себя молитву входа, в которой просит Господа, чтобы Он со входом священнослужителей сотворил и вход ангелов, им сослужащих и сославословящих Божию благость:
Владыко Господи, Боже наш, устáвивый на небесéх чи΄ны и воинства ангел и архангел в служении Твоея славы, сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужáщих нам и сославословящих Твою благость. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
· По окончании молитвы диакон, держа левой рукой Евангелие, а в правой орарь и показуя правой рукой к востоку, говорит священнику: Благослови, владыко, святый вход.
· Священник, благословляя, произносит: Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков.
· После этого диакон подает священнику целовать Святое Евангелие и, поцеловав руку священника, придержáщую Евангелие, кланяется священнику.
· По окончании пения антифонов диакон, стоя впереди священника пред царскими вратами, возвышает Евангелие, изображая им крест, и велегласно произносит: Премудрость, прóсти.
Словом "Премудрость" молящимся дается указание о высоком значении и глубокой содержательности (премудрости) следующего далее пения и чтения, а словом "прóсти" (стойте прямо!) внушается стоять в это время с особенным благоговением и вниманием, чтобы уразуметь в молитвословиях и священнодействиях литургии сокровенную в них Божию Премудрость.
Хор: Приидите, поклони΄мся и припадéм ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, воскресы΄й из мертвых (в воскресенье), поющия Ти: аллилуиа (единожды).
1. В дни пения праздничных антифонов, а также в праздник Сретения Господня и в День Святаго Духа после "Премудрость, прóсти" диакон произносит еще "входное", то есть стих из пророческих псалмов, имеющий отношение к праздничному событию, выражающий благоговейное приветствие Церкви Сыну Божию.
2. После входного стиха не поется "Приидите, поклонимся...", а поются тропарь и кондак празднику.
3. Вход с Евангелием служит изображением выступления Господа Иисуса Христа на проповедь и одновременно торжественным выражением ближайшего общения верующих - в лице священнослужителей, входящих в алтарь,- с своим Господом, особенного приближения к Нему, невидимо присутствующему на престоле, для принесения Ему жертвы хвалы и благодарения.
4. Молящиеся взирают на Евангелие, как на Самого Господа Иисуса Христа, идущего на проповедь, и от лица молящихся хор воспевает: "Приидите, поклони΄мся..."
5. В седмичные дни вместо "воскресы΄й из мертвых..." поется "во святых Дивен сый...", а в праздники Богородичные (по распространенной практике, не подтверждаемой, однако, Уставом): "Молитвами Богородицы..."; в попразднства Господних праздников, например Рождества Христова: "...рождейся от Девы...", Крещения Господня: "...во Иордане крести΄выйся..." и т. д.
· Священнослужители во время пения "Приидите, поклонимся..." входят в алтарь,
· диакон полагает Евангелие на престол.
· Священник целует малую икону Спасителя, находящуюся сбоку царских врат, обращается лицом к западу,
· благословляет свещеносца,
· целует такую же икону Богоматери у царских врат
· и, войдя в алтарь, целует престол.
Хор поет тропари и кондаки.
Вход с Евангелием называется малым, в отличие от великого входа, бывающего на литургии верных, когда совершается перенесение Честных Даров с жертвенника на престол.
Трисвятое
· По входе в алтарь священник во время пения тропарей и кондаков тайно, по обычаю с воздетыми руками, читает молитву Трисвятого пения. "Боже Святый, Иже во святых почиваяй…". Эта молитва Трисвятого читается и тогда, когда вместо Трисвятого поется "Елицы во Христа крестистеся…" или "Кресту Твоему…". от лица всех верующих просит Бога, чтобы Он, Трисвятою песнию от серафимов воспеваемый и от херувимов славословимый, принял Трисвятую песнь и от уст нас, смиренных и грешных, простил нам всякое согрешение, освятил наши мысли...
· Когда певцы оканчивают пение последнего кондака на "И ныне", диакон, преклонив главу и держа, как обычно, тремя перстами орарь, обращается к священнику со словами: "Благослови, владыко, время Трисвятаго".
· Священник, благословляя диакона, вслух произносит окончание молитвы Трисвятого пения: "Яко свят еси. Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и СвятомуДуху, ныне и присно".
· Диакон, попросив у священника благословение на время Трисвятого, становится в царских вратах лицом к молящимся и, указывая орарем на икону Спасителя, а затем обращаясь (от иконы Спасителя) к иконе Богоматери и далее к престолу, громко произносит, завершая возглас священника: "И во веки веков".
Хор: "Аминь".
· Далее диакон отходит от царских врат и становится рядом с священником, с правой стороны его, около престола.
Хор: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас" (трижды)." Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь"."Святый Безсмертный, помилуй нас".
"Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас" (за архиерейской
службой Трисвятое поется семь раз).
3. Когда на Литургии не поется трисвятое?
В праздники
U -Рождества Христова,
U - Богоявления,
U - в Лазареву
U - и Великую субботы,
U - во все дни пасхальной седмицы
U - и в Пятидесятницу
вместо Трисвятого поется: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа".
U = В праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня и
U в Неделю Крестопоклонную вместо Трисвятого поется: Кресту Твоему покланя΄емся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.