Урок русского языка в 6 классе
на тему:
«Употребление местоимений в речи»
Задачи: научиться анализировать роль местоимений в тексте, правильно использовать местоимения в собственной речи; повторить разряды местоимений, правила их правописания.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Отгадайте, о какой части речи говорится:
Нам на всё оно укажет,
Но имён ничьих не скажет.
Без него, как ни крутись,
В речи нам не обойтись.
(местоимение)
Актуализация знаний по пройденному материалу.
А) – Изучая местоимения, вы заметили, что не так уж проста эта часть речи. Прочитайте высказывания о местоимениях учёных – лингвистов. Согласны ли вы с ними?
1. Если допустить невероятное, что местоимения исчезли вдруг из языка, речь стала бы невозможной. Человек бы не смог обозначить себя как говорящего, собеседника, лицо, о котором идёт речь. (Г.Солганик)
2. Местоимения удобны… Они, «как запасные игроки» на футбольном поле или «дублёры» в театре, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова. (А. Реформатский)
3. Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство. (Д. Розенталь) – ответы учеников;
Пока учитель с классом выполняет следующее задание на повторение, одному ученику предлагается письменно поработать с карточкой:
Б) Вставь в текст подходящие по смыслу местоимения и определи из разряд:
___ дан во владение ___ богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Всегда ли ___ обращаемся с ___ языком так, как ___ ___ заслуживает? По отношению ___ человека к ___ языку можно совершенно точно судить не только о ___ культурном уровне, но и о ___ гражданской ценности (К. Паустовский)
(самый, нам, мы, этим, он, того, каждого, своему, его, его)
Проверь себя!
Нам (лич.) дан во владение самый (опр.) богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Всегда ли мы (лич.) обращаемся с этим (указ.) языком так, как он (лич.) того (указ.) заслуживает? По отношению каждого (опр.) человека к своему (притяж.) языку можно судить не только о его (лич.=прит.) культурном уровне, но и о его (лич.=прит.) гражданской ценности.
--------------------------------------------------------------------------------------------
В) – А теперь прочитайте стихотворение С.А. Есенина. Найдите местоимения и определите их разряд:
Я не люблю цветы с кустов,
Не называю их цветами,
Хоть прикасаюсь к ним устами,
Но не найду к ним нежных слов.
Я только тот люблю цветок,
Который врос корнями в землю.
Его люблю я и приемлю,
Как северный наш василёк.
Проверь себя!
(я-личное, их-личное, к ним-личное, тот-указательное, который-относительное, его-личное, наш-притяжательное)
Постановка учебной задачи
– Прочитайте стихотворение А. Барто «Сильное кино»:
Заранее, заранее
Все было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придет
Мой старший брат,
Он мне расскажет
Все подряд,
Он объяснит мне,
Что к чему.
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал
Свой рассказ:
— Они ползут,
А он им — раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они ей — раз!
Она им — раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней
Заодно...
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я еще мала:
Я ничего не поняла.
– Вы поняли, о чем был фильм? Почему? Когда уместно употребление местоимений?
Как вы думаете, о какой теме мы поговорим сегодня?
«Употребление местоимений в речи».
Изучение нового материала
- Речь - одна из главных характеристик человека, героя в литературе; местоимения в речи нужно использовать грамотно. Если речь переполнена местоимениями, смысл высказывания может быть непонятен.
– Местоимения при неправильном обращении с ними оказываются настолько «коварными», что говорящий или пишущий (когда ему разъясняют ошибку) готов буквально сквозь землю провалиться. Вот несколько таких ошибок. Прочитайте и исправьте их:
А). Устраните двусмысленность:
1) Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх.
2) Я вытащил рыбу из корзины и передал её отцу.
3) Во время летних каникул юные спортсмены поставили новые рекорды. Они превзошли все ожидания.
4) Возвратившись из экспедиции, капитан привёз с собою медведя. Он рассказал нам много интересного о своих приключениях.
5) Волны яростно ударяли о прибрежные скалы. С каждым часом они становились всё выше и выше.
6) Вчера перед школьниками гостеприимно раскрылись двери школы.
7) Окрепшие за лето, они с новыми силами взялись за учёбу.
Б) Прочитайте диалоги, найдите в употреблении личных местоимений ошибки, исправьте и прочитайте в исправленном виде:
А) — Это чей такой хорошенький котенок?
— Еешный. А вот щенок, он егошный.
Б) — Кому еще дать листок бумаги?
— Мене! Мене!
В) — На кого собака лает?
- На ихнюю кошку..
- В чём были ошибки детей: ошибки были, в частности, в употреблении личных местоимений. Грамотно сказать: «её, его», «мне», «их». Запомните их (не ихний).
В). Предлагаю вам превратиться в корректоров и исправить грамматические ошибки, связанные с употреблением местоимений:
1.Ты уже выучил твои уроки?
2.Напишите свою собственную автобиографию.
3.Чё с ими разговаривать?
4.Я осуждаю ихний образ жизни.
5. Не уезжайте! Я буду скучать по вам!
6. Не знаю, чего мне сейчас делать?
Г). Знаете ли вы, об употреблении в речи каких местоимений нужно помнить, чтобы не прослыть невежливым?
-Ирина Николаевна, в последнее время Ваш Петя стал хуже учиться. Примите, пожалуйста, меры.
-Вера Ивановна, Петя исправится! Вот увидите! Петя, пообещай Вере Ивановне, что ты исправишься.
-Что толку обещать?! Она всегда мной недовольна...
-Кто из участников диалога не знает правил речевого этикета?
Были на Руси времена, когда друг к другу обращались только на ТЫ. В 18 веке пришла мода говорить друг другу ВЫ. «Вы» закрепилось, прежде всего, среди образованных дворян даже в кругу семьи. Так подчеркивалось уважение к собеседнику.
До этого «ты» само по себе этикетного значения не имело. Но в сравнении с «вы» оно приобрело значение близости. А в общении людей неблизких стало выражать социальное неравенство, обращение сверху вниз. «Ты» говорили простолюдинам, слугам.
В современном языке (см. таблицу)
ты, твой | Вы, Ваш |
- по отношению к хорошо знакомому человеку; - в неофициальной обстановке; - при дружеских отношениях; - по отношению к равному или младшему | - по отношению к незнакомому, мало знакомому человеку; - в официальной обстановке; - при подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к человеку; - по отношении к равному и старшему (по возрасту, положению) |
Рефлексия.
Учитель: Скажите, ребята, что нового вы узнали, чему научились на этом уроке? Попробуйте создать рекламу местоимения в 2-3 предложениях. Можно начать так: «Изучайте местоимения! Они...................»
Домашнее задани.
– А теперь, ребята, я предлагаю вам составить небольшое резюме и указать в нем черты своего характера, способности, хобби, любимые предметы, употребляя местоимения.
Задание. Напишите фрагмент своего резюме, используя личные местоимения:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
V.