А) . Устраните двусмысленность:




Урок русского языка в 6 классе

на тему:

«Употребление местоимений в речи»

 

Задачи: научиться анализировать роль местоимений в тексте, правильно использовать местоимения в собственной речи; повторить разряды местоимений, правила их правописания.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Отгадайте, о какой части речи говорится:

Нам на всё оно укажет,
Но имён ничьих не скажет.

Без него, как ни крутись,
В речи нам не обойтись.

(местоимение)

Актуализация знаний по пройденному материалу.

А) – Изучая местоимения, вы заметили, что не так уж проста эта часть речи. Прочитайте высказывания о местоимениях учёных – лингвистов. Согласны ли вы с ними?

1. Если допустить невероятное, что местоимения исчезли вдруг из языка, речь стала бы невозможной. Человек бы не смог обозначить себя как говорящего, собеседника, лицо, о котором идёт речь. (Г.Солганик)

2. Местоимения удобны… Они, «как за­пасные игроки» на футбольном поле или «дублёры» в теа­тре, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова. . Реформатский)

3. Местоимения создают нам ре­чевое удобство, так как экономят время и пространство. (Д. Розенталь) – ответы учеников;

Пока учитель с классом выполняет следующее задание на повторение, одному ученику предлагается письменно поработать с карточкой:

Б) Вставь в текст подходящие по смыслу местоимения и определи из разряд:

___ дан во владение ___ богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Всегда ли ___ обращаемся с ___ языком так, как ___ ___ заслуживает? По отношению ___ человека к ___ языку можно совершенно точно судить не только о ___ культурном уровне, но и о ___ гражданской ценности (К. Паустовский)

(самый, нам, мы, этим, он, того, каждого, своему, его, его)

Проверь себя!

Нам (лич.) дан во владение самый (опр.) богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Всегда ли мы (лич.) обращаемся с этим (указ.) языком так, как он (лич.) того (указ.) заслуживает? По отношению каждого (опр.) человека к своему (притяж.) языку можно судить не только о его (лич.=прит.) культурном уровне, но и о его (лич.=прит.) гражданской ценности.

--------------------------------------------------------------------------------------------

В) – А теперь прочитайте стихотворение С.А. Есенина. Найдите местоимения и определите их разряд:

Я не люблю цветы с кустов,

Не называю их цветами,

Хоть прикасаюсь к ним устами,

Но не найду к ним нежных слов.

Я только тот люблю цветок,

Который врос корнями в землю.

Его люблю я и приемлю,

Как северный наш василёк.

Проверь себя!

(я-личное, их-личное, к ним-личное, тот-указательное, который-относительное, его-личное, наш-притяжательное)

Постановка учебной задачи

– Прочитайте стихотворение А. Барто «Сильное кино»:

 

Заранее, заранее

Все было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придет

Мой старший брат,

Он мне расскажет

Все подряд,

Он объяснит мне,

Что к чему.

А я большая!

Я пойму.

И вот он начал

Свой рассказ:

— Они ползут,

А он им — раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Они ей — раз!

Она им — раз!

Но тут как раз

Её он спас,

Он был с ней

Заодно...

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я еще мала:

Я ничего не поняла.

 

– Вы поняли, о чем был фильм? Почему? Когда уместно употребление местоимений?

 

Как вы думаете, о какой теме мы поговорим сегодня?

 

«Употребление местоимений в речи».

Изучение нового материала

- Речь - одна из главных характеристик человека, героя в литературе; местоимения в речи нужно использовать грамотно. Если речь переполнена местоимениями, смысл высказывания может быть непонятен.

 

– Местоимения при неправильном обращении с ними оказываются настолько «коварными», что говоря­щий или пишущий (когда ему разъясняют ошибку) готов буквально сквозь землю провалиться. Вот несколько таких ошибок. Прочитайте и исправьте их:

А). Устраните двусмысленность:

1) Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх.

2) Я вытащил рыбу из корзины и передал её отцу.

3) Во время летних каникул юные спортсмены поставили новые рекорды. Они превзошли все ожидания.

4) Возвратившись из экспедиции, капитан при­вёз с собою медведя. Он рассказал нам много интересного о своих приключениях.

5) Волны яростно ударяли о прибрежные скалы. С каждым часом они становились всё выше и выше.

6) Вчера перед школьниками гостеприимно раскрылись двери школы.

7) Окрепшие за лето, они с новыми силами взялись за учёбу.

 

Б) Прочитайте диалоги, найдите в употреблении личных местоимений ошибки, исправьте и прочитайте в исправленном виде:

А) — Это чей такой хорошенький котенок?

— Еешный. А вот щенок, он егошный.

Б) — Кому еще дать листок бумаги?

— Мене! Мене!

В) — На кого собака лает?

- На ихнюю кошку..

- В чём были ошибки детей: ошибки были, в частности, в употреблении личных местоимений. Грамотно сказать: «её, его», «мне», «их». Запомните их (не ихний).

В). Предлагаю вам превратиться в корректоров и исправить грамматические ошибки, связанные с употреблением местоимений:

1.Ты уже выучил твои уроки?

2.Напишите свою собственную автобиографию.

3.Чё с ими разговаривать?

4.Я осуждаю ихний образ жизни.

5. Не уезжайте! Я буду скучать по вам!

6. Не знаю, чего мне сейчас делать?

 

Г). Знаете ли вы, об употреблении в речи каких местоимений нужно помнить, чтобы не прослыть невежливым?

-Ирина Николаевна, в последнее время Ваш Петя стал хуже учиться. Примите, пожалуйста, меры.

-Вера Ивановна, Петя исправится! Вот увидите! Петя, пообещай Вере Ивановне, что ты исправишься.

-Что толку обещать?! Она всегда мной недовольна...

-Кто из участников диалога не знает правил речевого этикета?

Были на Руси времена, когда друг к другу обращались только на ТЫ. В 18 веке пришла мода говорить друг другу ВЫ. «Вы» закрепилось, прежде всего, среди образованных дворян даже в кругу семьи. Так подчеркивалось уважение к собеседнику.

До этого «ты» само по себе этикетного значения не имело. Но в сравнении с «вы» оно приобрело значение близости. А в общении людей неблизких стало выражать социальное неравенство, обращение сверху вниз. «Ты» говорили простолюдинам, слугам.

В современном языке (см. таблицу)

ты, твой Вы, Ваш
- по отношению к хорошо знакомому человеку;   - в неофициальной обстановке; - при дружеских отношениях;   - по отношению к равному или младшему - по отношению к незнакомому, мало знакомому человеку; - в официальной обстановке; - при подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к человеку; - по отношении к равному и старшему (по возрасту, положению)

Рефлексия.

Учитель: Скажите, ребята, что нового вы узнали, чему научились на этом уроке? Попробуйте создать рекламу местоимения в 2-3 предложениях. Можно начать так: «Изучайте местоимения! Они...................»

 

Домашнее задани.

– А теперь, ребята, я предлагаю вам составить небольшое резюме и указать в нем черты своего характера, способности, хобби, любимые предметы, употребляя местоимения.

Задание. Напишите фрагмент своего резюме, используя личные местоимения:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

V.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: