Методические рекомендации
К выполнению контрольных работ по дисциплине «Социология и политология»
Для обучающихся по специальности 23.05.06- Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей
Формы обучения очная/заочная
Оренбург
УДК 316
ББК 60/5
Ю 30
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор кафедры «Социальная педагогика и социология» Оренбургского государственного педагогического университета
Л.Г. Пак
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Общеобразовательные дисциплины» ОрИПС – филиала СамГУПС
Ю.А. Генварева
Ю.Н. Егорова
Методические рекомендации к выполнению контрольных работ по дисциплине «Социология и политология» для обучающихся по специальности 23.05.06- Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей; очной/заочной формы обучения; [Текст] / Ю.Н. Егорова. – Оренбург, ОриИПС, 2017. – 27 с.
Предлагаемые методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями ФГОС ВО в контексте подготовки специалистов (бакалавров) с высшим образованием очной/заочной формы обучения в ОрИПС – филиале СамГУПС.
© ОрИПС – филиал СамГУПС, 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Общие положения | |
Работа с учебной литературой | |
Написание контрольной работы | |
Требования к контрольной работе | |
Тематика контрольных работ по дисциплине «Социология и политология» | |
Приложение № 1. Оформление титульного листа | |
Приложение № 2. Оформление рецензии | |
Приложение № 3. Оформление таблиц, формул, иллюстраций | |
Приложение № 4. Оформление библиографического списка ГОСТ 2016 | |
Общие положения
|
Курс социологии и политологии нацелен на приобретение студентами знаний об окружающих их социальных явлениях и процессах в современном обществе. Изучение курса дает студентам знания о механизмах функционирования общества, его институтах и социальных группах. «Социология и политология» развивает у студентов способности к анализу и прогнозированию развития социальных процессов, а также выступают важнейшими условиями формирования активной жизненной и гражданской позиции будущих специалистов. При изучении общества социология взаимосвязана с такими учебными дисциплинами, как «философия», «психология и педагогика», «культурология», «история», «экономика» «политология» и др. Знания и выводы, сформулированные на уровне специальных социологических теорий, имеют значение для других гуманитарных и социально-экономических наук.
Курс социологии и политологии ставит своей целью:
· повышение уровня мировоззренческой и гуманитарной подготовки студентов путем овладения знаниями о закономерностях функционирования и развития общества как социокультурной и политической системе;
· дать студентам глубокие знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологической, политологической науки, выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания;
· помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии научных социологических, политических направлений, школ и концепций;
|
· вооружить студентов знаниями о социальных группах и социальных общностях, находящихся в постоянных социальных связях и взаимодействий между ними внутри них;
· способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований.
Задачи курса предполагают изучение:
· основных этапов развития социологической и политической мысли и современных направлений социологической теории;
· определения общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы;
· социальных институтов, обеспечивающих воспроизводство общественных отношений;
· основных этапов культурно-исторического развития обществ, механизмов и форм социальных изменений;
· социологического понимания личности, понятия социализации и социального контроля; личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий;
· межличностных отношений в группах; особенностей формальных и неформальных отношений; природы лидерства и функциональной ответственности;
· механизма возникновения и разрешения социальных конфликтов;
· культурно-исторических типов социального неравенства и стратификации; представления о горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;
· основных проблем стратификации российского общества, возникновения классов, причины бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов;
· представлений о процессе и методах социологического исследования.
|
Работа с учебной литературой
При работе с учебной литературой и иными информационными материалами следует учесть следующее:
1. Получение образования не сводится к усвоению того или иного объема информации, а состоит в приобретении навыков добывать новые знания, ибо каждые пять лет (а в некоторых отраслях чаще) объем информации морально устаревает.
2. Любая учебная дисциплина начинается с учебника. Ограничиваться только учебником нельзя, в обязательном порядке необходимо обращаться к рекомендованной методической, научной и справочной литературе, в особенности той, которая будет необходима для написания контрольной работы, а также следует использовать информационные ресурсы Интернета.
3. Самая продуктивная работа – ежедневная, по составленному заранее графику и с соблюдением того порядка следования тем, который зафиксирован в программе учебной дисциплины.
4. Не следует механически заучивать текст (даже подчеркнутые определения и выводы), а лучше вдумчиво прочитать его столько раз, сколько это необходимо для приобретения ясности. К сожалению, способности каждого из нас неравнозначны: одному студенту достаточно двукратного прочтения, а другому – и пять раз может быть мало. Этого не следует стесняться, а необходимо действовать в соответствии с прекрасной русской поговоркой: «Ученье и труд все перетрут». В случае, если текст написан сложным языком, необходимо обратиться к другому учебнику, словарно-справочным материалам.
5. Процесс работы с книгой условно можно разделить на четыре этапа:
- просмотр учебного материала;
- его прочтение с карандашом в руках, когда отмечаются наиболее важные положения;
- составление конспекта прочитанного (т.е. краткое последовательное изложение основных мыслей, содержащихся в тексте);
- повторение прочитанного.
6. Ведение конспекта при самостоятельном изучении любой учебной дисциплины обязательно. Это способствует лучшему усвоению прочитанного и облегчает подготовку к экзамену.
7. Не следует увлекаться цитатами. Они необходимы только для подтверждения особо важных положений. Но если уж Вы используете цитату, ее надо правильно оформить: заключить в кавычки и в скобках сделать ссылку на порядковый номер цитируемого источника в приводимом Вами списке литературы.