Количество покупаемого товара называется объемом спроса. Спрос выражает не просто потребность, а именно платежеспособную потребность покупателя, поэтому он может быть измерен той суммой денег, которую покупатель готов платить за товар. Цена спроса относительно фиксированного объема блага обычно называется резервируемой ценой покупателя.
Рыночный спрос — это максимальная совокупность товаров и услуг, которые потребитель желает приобрести в единицу времени при \данных экономических условиях
Функция спроса показывает зависимость объема спроса на i-й товар (Qdi) от всех определяющих его факторов. К таким факторам относятся, например:
— Рi — цена данного товара;
— Р j... Рn — цены заменяющих или дополняющих товаров;
— I — доход покупателя в единицу времени;
— W — накопленное богатство;
— Т — вкусы и предпочтения покупателя;
— Е — ожидания покупателя (в т.ч. — инфляционные);
—К — культурно-психологические факторы.
Следовательно, функция спроса может быть представлена в общем виде:
Оdi = Qdi (Рi,Рj…Рn,,I,W,T,E,K…)
Закон спроса утверждает, что при заданных значениях прочих перечисленных факторов, с ростом цены Рi объем спроса Qdi уменьшается (не возрастает). Функция спроса от цены Qdi = Qdi (Pi) отражающая данную зависимость, чаще всего представляется графически, в виде линии спроса (рис. 2.1), либо аналитически, например в виде линейной зависимости Qdi = а — bPi, где a, b — константы.
Зависимость типа Рi = P(Qdi) называется обратной функцией спроса, она отражает зависимость максимальной цены, которую готов заплатить покупатель, от объема приобретаемого товара.
Q
Рис. 2.1. Линия спроса Рис. 2.2. Изменение объема спроса
|
и сдвиг линии спроса
На рис. 2.2 показано отличие изменения объема спроса от изменения самого спроса.
Если цена Pi, скажем, снизится, то объем спроса вырастет с Q1 до Q2 т.к. на изменение объема спроса действует ценовой фактор, что соответствует перемещению А—С вдоль линии спроса. В случае, если на спрос действует какой-либо внешний, неценовой фактор (растут доходы покупателей, дорожают товары-заменители и т.п.), то изменяется сама функция спроса, сдвигаясь вправо от D1 до D2 что соответствует перемещению А — В и росту спроса до уровня Q3. В области выше линии спроса покупки невозможны, в области ниже линии спроса все покупки не вполне эффективны для покупателя.
Известны исключения из закона спроса, когда объем спроса и цена данного товара связаны положительной зависимостью (рис. 2.1, линия D'):
1. Парадокс Гиффена (низкокачественные товары и заменители);
2. Асимметричная информация (низкие цены «сигнализируют» покупателю о низком качестве товара или наоборот, высокие цены рассматриваются как сигнал высокого качества;
3. «Престижное» потребление (эффект Веблена). Товар в этом случае покупается не столько за его качество, сколько за высокую цену, сама цена становится как бы потребительским благом;
4. Эффект ожидаемой инфляции. В периоды экономической нестабильности даже незначительное повышение цены товара инициируют инфляционные ожидания, что может привести к росту объема покупок.
В «нормальном», типичном случае, линия спроса имеет вид. предложенный еще А.Маршаллом, как это показано на рис. 2.1. Попробуем дать форме линии спроса экономическую интерпретацию.