Понятие рыночного спроса




 

Количество покупаемого товара называется объемом спроса. Спрос выражает не просто потребность, а именно платежеспособную потребность покупателя, поэтому он может быть измерен той суммой денег, которую покупатель готов платить за товар. Цена спроса относительно фиксированного объема блага обычно называется резервируемой ценой покупателя.

 

Рыночный спрос — это максимальная совокупность товаров и ус­луг, которые потребитель желает приобрести в единицу времени при \данных экономических условиях

Функция спроса показывает зависимость объема спроса на i-й то­вар (Qdi) от всех определяющих его факторов. К таким факторам от­носятся, например:

— Рi — цена данного товара;

— Р j... Рn — цены заменяющих или дополняющих товаров;

— I — доход покупателя в единицу времени;

— W — накопленное богатство;

— Т — вкусы и предпочтения покупателя;

— Е — ожидания покупателя (в т.ч. — инфляционные);

—К — культурно-психологические факторы.

Следовательно, функция спроса может быть представлена в об­щем виде:

Оdi = Qdi (Рi,Рj…Рn,,I,W,T,E,K…)

Закон спроса утверждает, что при заданных значениях прочих пе­речисленных факторов, с ростом цены Рi объем спроса Qdi уменьша­ется (не возрастает). Функция спроса от цены Qdi = Qdi (Pi) отражаю­щая данную зависимость, чаще всего представляется графически, в виде линии спроса (рис. 2.1), либо аналитически, например в виде ли­нейной зависимости Qdi = а — bPi, где a, b — константы.

Зависимость типа Рi = P(Qdi) называется обратной функцией спро­са, она отражает зависимость максимальной цены, которую готов заплатить покупатель, от объема приобретаемого товара.

 

 
 


Q

Рис. 2.1. Линия спроса Рис. 2.2. Изменение объема спроса

и сдвиг линии спроса

 

На рис. 2.2 показано отличие изменения объема спроса от изме­нения самого спроса.

Если цена Pi, скажем, снизится, то объем спроса вырастет с Q1 до Q2 т.к. на изменение объема спроса действует ценовой фактор, что соответствует перемещению А—С вдоль линии спроса. В слу­чае, если на спрос действует какой-либо внешний, неценовой фак­тор (растут доходы покупателей, дорожают товары-заменители и т.п.), то изменяется сама функция спроса, сдвигаясь вправо от D1 до D2 что соответствует перемещению А — В и росту спроса до уров­ня Q3. В области выше линии спроса покупки невозможны, в обла­сти ниже линии спроса все покупки не вполне эффективны для покупателя.

Известны исключения из закона спроса, когда объем спроса и цена данного товара связаны положительной зависимостью (рис. 2.1, линия D'):

1. Парадокс Гиффена (низкокачественные товары и заменители);

2. Асимметричная информация (низкие цены «сигнализируют» покупателю о низком качестве товара или наоборот, высокие цены рассматриваются как сигнал высокого качества;

3. «Престижное» потребление (эффект Веблена). Товар в этом слу­чае покупается не столько за его качество, сколько за высокую цену, сама цена становится как бы потребительским благом;

4. Эффект ожидаемой инфляции. В периоды экономической не­стабильности даже незначительное повышение цены товара инициируют инфляционные ожидания, что может привести к росту объе­ма покупок.

В «нормальном», типичном случае, линия спроса имеет вид. предложенный еще А.Маршаллом, как это показано на рис. 2.1. Попро­буем дать форме линии спроса экономическую интерпретацию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: