Особенности кривой рыночного спроса




 

Линия спроса выпукла к началу координат — то есть ее наклон уменьшается по мере снижения цен и роста объе­мов потребления. Например, первая единица получаемого блага оце­нивается потребителем довольно высоко, вторая — чуть меньше, и т.д., сотая — совсем мало. Это можно объяснить естественным на­сыщением потребления, или уменьшающейся полезностью (пре­дельной, дополнительной полезностью) блага по мере роста потреб­ления. Однако, индивидуальные предпочтения потребителя и спе­цифические качества отдельных благ дают нам и другие формы ли­ний спроса. Скажем, прямая линия спроса (линия с постоянным на­клоном) означает одинаковую оценку потребителем любой единицы блага, независимо от объема потребления; линия спроса, выпуклая от начала координат, означает увеличивающуюся потребительскую ценность каждой дополнительной единицы потребления. Этот пос­ледний случай встречается довольно часто и называется «эффектом коллекционера». Возможны и другие формы линии спроса.

Вполне возможны и экономи­чески объяснимы и такие случаи, когда линия спроса касается осей цен или количества, и даже пере­ходит в области отрицательных цен и объемов (рис. 2.3). Нулевая цена (точка А) применительно к спросу означает, что благо име­ется в наличии в таком объеме, что потребитель не готов платить за него и минимальной цены. «От­рицательная» цена может озна­чать, что благо превратилось в «антиблаго», т.е. что потребитель готов платить за то, чтобы изба­вится от него, здесь мы имеем дело с чем-то вроде платной «утилизации излишков». Нулевой объем спроса (точка В)

Р

Q

 

Рис. 2.3. Особенности линии спроса

 

означает, что за благо назначена такая высокая цена, что потребитель вообще откажется от покупок. Отрицательный объем может характеризовать такую ситуацию, когда потребителю выгоднее отказаться от имеющегося у него блага, продав его на рынке по «сверх­высокой», как ему кажется, цене.

Итак, наклон линии спроса определяется оценкой блага потре­бителем и его платежеспособностью. Сама линия отражает наибо­лее эффективный спрос — без ценовых или количественных потерь для потребителя. Однако, если покупатель приобретает определен­ный объем благ по данной цене, то для продавца соответствующая денежная сумма будет представлять собой выручку от реализации продукта. Объем этой выручки определяется площадью заштрихо­ванного прямоугольника, образованного перпендикулярами на оси объемов и цен для любой произвольной точки потребительского вы­бора (точка С на рис. 2.3), и самими осями: R = PcQc.

Если рыночная цена растет или снижается, то изменяется и вы­ручка, значит объем и динамика выручки от реализации непосред­ственно зависит от формы кривой спроса.

 

Рыночное предложение

 

Функция предложения показывает зависи­мость объема предложения Q от влияющих на него факторов:

 

Qs =Qs(Pi, Рj...Рn, Т, t, N...),

где Рj...Рn — цены других товаров и произ­водственных ресурсов,

Т— характеристика применяемой технологии,

t — ставка налогообложения,

N — характеристика природно-климатических условий произ­водства. Считая прочие факторы неизменными, получаем функцию предложения от цены: Qs = Qs(Pi). Данная функция обычно задается аналитически (линейно Qs = - a + bPi) или графически — в виде ли­нии предложения (рис. 2.4).

 

Рыночное предложение — это максимально возможное количе­ство товаров и услуг, которое продавцы готовы поставлять на ры­нок в единицу времени при данных условиях

Закон предложения предполагает, что при прочих равных услови­ях с ростом цены объем предложения также увеличивается (не убы­вает), т.е. функция предложения — возрастающая.

Если цена товара увеличивается, то растет и объем предложения, Q1 – Q2 Изменение неценового фактора (снижение налогов, совер­шенствование технологи и пр.) приводит к сдвигу вправо всей ли­нии предложения и соответственного роста предложения до величины Q3.

 

Рис. 2.4. Линия предложения Рис. 2.5. Изменение объема предложения

и сдвиг линии предложения

 

Область неотрицательных цен и объемов производства, располо­женная выше кривой предложения, соответствует экономической прибыли (ренте от производственного фактора). Область под кри­вой предложения соответствует издержкам производства, иначе го­воря, площади под линией предложения С = PiQs соответствуют сто­имостной оценке издержек производства. Отрезок ОА на рис. 2.3 соответствует минимальному размеру издержек, если рыночная цена упадет ниже этого уровня, то производство будет невозможно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: