Государство при помощи средств политической и экономической власти способно влиять на рыночные механизмы, вмешиваясь в процессы рыночного ценообразования. Цель такого вмешательства определяется потребностями и задачами государственной экономической политики, потребностями общественного развития, безопасности, социальной справедливости и пр. Государственное воздействие на рыночное ценообразование может осуществляться в следующих формах:
1. Фиксированные цены. Государство устанавливает определенные фиксированные цены на отдельные товары или товарные группы, или фиксированные ценовые границы («коридоры»), или пороговые значения цен, выше или ниже которых цены изменяться не могут. Фиксированные цены ниже равновесных обычно применяются для поддержания жизненного уровня потребителей, но могут привести к товарным дефицитам и возникновению «черного рынка» (рис. 2.14, где Р* — равновесная цена, Р гос. — цена, установленная государством, Р ч.р. — «незаконная» цена черного рынка).
Объем дефицита
![]() |
Рис. 2.14. Последствия установления фиксированных цен
Фиксированные цены выше равновесных применяются для стимулирования производства важных видов продукции или поддержки производителей, но они чреваты затовариванием продукции и появлением незаконного (несанкционированного) предложения.
2. Регулирование рынка через воздействие на рыночный спрос осуществляется как прямыми (запретительные штрафы, лимиты, рационирование потребления и пр.), так и косвенными методами (дотации, субсидии, подоходные налоги, налоги на потребление и тд). При регулировании косвенными методами происходит сдвиг кривой спроса в сторону расширения спроса (вправо вверх) либо его ограничения (влево вниз) в зависимости от направления политики. Экспансия спроса (стимулирование экономического роста) приводит к росту цен и объемов, сжатие спроса (антиинфляционная политика), напротив, сопровождается снижением цен и объемов. При регулировании прямыми методами кривая спроса становится неэластичной (вертикальной), что может привести к значительным колебаниям цен.
3. Регулирование рынка через воздействие на рыночное предложение также осуществляется прямыми и косвенными методами — через прямые и косвенные налоги на производство и продажи, льготы, тарифы, квоты, лицензии, дотации продавцам и пр. Аналогично воздействию на спрос, регулирование косвенными методами приводит к сдвигам кривой предложения вправо или влево, что может сопровождаться экономическим ростом и снижением цен, либо снижением объемов и ростом цен.
На рис. 2.15 показаны последствия регулирования предложения прямыми методами, например — через введение квоты на импорт иностранного товара, размер которой меньше равновесного
(Qгос.< Q*).
Оценка возможного объема «контрабанды»
Q гос. Q*
Рис. 2.15. Последствия установления тарифов на импорт
Вследствие введения квоты изменяется линия предложения — она становится ломаной — прежней, возрастающей до квотируемого объема и вертикальной, независимой от цены, после его достижения. Новое рыночное равновесие достигается в точке (Р', Q гос.), при котором цена намного выше первоначальной равновесной, что может стимулировать приток в страну незаконного предложения («контрабанды»).