Свойства и виды эластичности




 

Эластичность обладает следующими основными свойствами:

1. Если функция у(х) — убываю­щая (при возрастании х, у(х) убывает и наоборот), то коэффициент эластичности отрицателен — у

у Е (х) <0; если аргумент и функция свя­заны прямой зависимостью, то Е (х)>0. Это означает, например, что коэффициент ценовой эластичности спроса, как правило, отрица­телен; у х

2. Эластичности взаимно обратных функций есть взаимно обрат­ные величины: Е (х) =1/Е (у) — это следует из определения эластич­ности;

3. Эластичность не зависит от масштаба единиц измерения: пусть а = Ах, Р = By, тогда

Δβ / Δα ВΔу / АΔх у

Еβ(α) = = = Е (х)

α / β Ах / Ву

В экономической теории и практике экономического анализа наиболее распространены следующие виды эластичности:

1. Ценовая эластичность спроса (эластичность спроса по цене):

Еd (р) = (ΔQd/Qd) / (ΔP/P),

где Qd — величина спроса, Р— цена данного товара.

Как правило, Еd(р)<0, т.к. спрос и цена связаны обратной зависи­мостью, поэтому на практике удобно использовать абсолютное зна­чение эластичности: ε = │Еd(р)│.

Если 1 < ε < ∞, спрос называется эластичным; если 0 < ε < 1, то спрос называется неэластичным. Эластичный спрос присущ: товарам длительного пользования, товарам с большим числом заменителей, дорогостоящим товарам, товарам, занимающим значительную долю в расходах потребителя. Неэластичный спрос присущ необходимым и незаменимым товарам, товарам деше­вым и привычным, а также товарам с низкой долей в потребительских расхо­дах. Абсолютно эластичный (Еd(р) = - ∞) и абсолютно неэластичный спрос (Еd(р) = 0) представлены соответственно гори­зонтальной и вертикальной линиями (рис. 2.16). На рис. 2.17 представлены линия спроса с постоянной эластичностью и прямая линия спроса — с изме­няющейся эластичностью.

 

 

P

ε = 0

 
 

 


ε = ∞

 

 

 
 


Q

Рис. 2.16. Абсолютная эластичность и неэластичность спроса

 

С ценовой эластичностью спроса связана величина выручки продавца. Выручка продавца зависит от спроса: R = PQd. Прирост выручки, вызванный изменением цен (он мо­жет быть положительным или отрицательным), задается формулой:

ΔR = QdΔP(l-ε). Следовательно, при эластичном спросе ε > 1 для увеличения выручки продавцу следует снижать цену, т.к. ценовые по­тери будут с лихвой компенсированы ростом объема продаж. Наобо­рот, при неэластичном спросе 0 < ε < 1 для увеличения выручки про­давцу следует увеличивать цену.

| Ed p | <1 (неэластичный спрос)

 

Рис. 2.17. Постоянная и изменяющаяся эластичности спроса

 

2. Перекрестная эластичность спроса показывает степень зависи­мости спроса на один товар от изменения цены другого товара:

Edi(pj) =(ΔQid /Qid) / (ΔPj /Pj).

 

Данный коэффициент показывает факт и степень заменяемости и дополняемости товаров. Если Еdi (рj) > 0, то товары взаимозаме­няемые (субституты), если Edi < 0, то товары дополняют друг друга в потреблении (комплементарные блага), если | Е di(рj) | > 1, то степень зависимости существенна, если он равен нулю, то товары независимы.

3. Эластичность спроса по доходу показывает зависимость (чувстви­тельность) объема спроса от величины потребительского дохода: Ed (I) = (ΔQd/Qd) / (ΔI / I), где I— доход потребителя.

Если Ed(I) < 0, то товар считается низкокачественным, если Еd(I) > О, то товар считается нормальным; 0 < Ed (I) < 1 для товаров первой не­обходимости, Еd(I) > 1 для предметов роскоши.

Известна взаимосвязь между коэффициентами эластичности спроса: ε + Еdi (рj) + Еd(I) = 0, т.е. сумма коэффициентов прямой, пе­рекрестной и доходной эластичности спроса по цене для данного товара равна нулю.

4. Эластичность предложения показывает чувствительность объема предложения к изменению цены данного товара: Еs(р) = = (ΔQ/Qs)/(ΔP/P), где Qs — объем предложения. При «жестких» тех­нологиях и в краткосрочные промежутки времени предложение не­эластично. При достаточном времени на изменение технологии предложение эластично.

 

Краткие выводы

1. Принцип рыночного равновесия предполагает, что на рынке существуют и взаимодействуют две большие группы равноправных агентов — покупатели, представляющие рыночный спрос, и продав­цы, представляющие рыночное предложение. Под равновесием предполагается такое устойчивое состояние рынка, при котором по­давляющее большинство агентов не заинтересовано в изменении рыночной конъюнктуры (условий купли-продажи), т.е. не имеет се­рьезных стимулов к изменениям. Это возможно прежде всего при равенстве объемов спроса и предложения, а само «уравновешивание» происходит при посредстве действия механизма цен.

2. Рыночный спрос — это максимальный объем товаров и услуг, который потребитель желает приобрести в единицу времени при дан­ных экономических условиях. Количество покупаемого товара наращивается объемом спроса. Спрос может быть измерен той суммой денег, которую покупатель готов платить за товар. Функция спроса показывает зависимость объема спроса на некий товар от всех опре­деляющих его факторов. Закон спроса утверждает, что при заданных значениях прочих факторов с ростом цены данного товара объем

3. Рыночное предложение — это максимально возможное коли­чество товаров и услуг, которое продавцы готовы поставлять на ры­нок в единицу времени при данных условиях. Функция предложе­ния показывает зависимость объема предложения от влияющих на него факторов. Закон предложения предполагает, что при прочих равных условиях с ростом цены объем предложения увеличивается. т.е. функция предложения — возрастающая.

4. Рыночное равновесие — это такое состояние рынка, при кото­ром для данного уровня цены объем спроса равен объему предложе­ния. Соответствующие цены и объемы производства и продаж назы­ваются равновесными. На рынке может и не существовать равновес­ного состояния, также известны примеры, когда точка равновесия не является единственной.

5. Общественная польза от установления равновесной цены, определяемая взаимной выгодностью обмена между продавцом и покупателем при установившемся рыночном равновесии, обус­ловливается возникновением особого рода излишков потреби­телей и производителей. Излишек потребителя определяется раз­ницей между определяемой спросом суммарной полезностью по­купателя от потребления товара и его затратами на покупку то­вара. Излишек производителя есть разность между выручкой от реализации продукции по равновесной цене и издержками про­изводства.

6. Государство при помощи средств политической и экономи­ческой власти способно влиять на рыночные механизмы, вме­шиваясь в процессы рыночного ценообразования. Цель такого вмешательства определяется потребностями и задачами государ­ственной экономической политики, потребностями обществен­ного развития, безопасности, социальной справедливости и пр. Государственное воздействие на рыночное ценообразование мо­жет осуществляться в форме установления фиксированных цен на отдельные товары или товарные группы, а также в форме ре­гулирования рынка через воздействие на рыночные спрос и предложение, осуществляемое как прямыми, гак и косвенными методами.

7. Экономической эластичностью называется показатель относи­тельной взаимной зависимости (чувствительности) экономических величин. Он показывает, на сколько процентов изменится значение одной величины (функции) при изменении другой величины (аргумента) на один процент.

 

Ключевые понятия

 

Спрос

Закон спроса

функция спроса

Кривая спроса

Закон предложения

функция предложения

Кривая предложения

Рыночное равновесие

Равновесные цены

Дефицит

Перепроизводство

Общественные излишки

Области экономической активности

Государственное регулирование

Тарифы

Субсидии

Квоты

Экономическая эластичность

Вопросы и задания

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Какое значение имеют наклоны линий спроса и предложения?

2. Что означают сдвиги линий спроса и предложения?

3. Может ли рынок длительное время находиться в неравновес­ном состоянии?

4. Как повлияет на рыночное равновесие повышение ставки на­лога на добавленную стоимость?

5. Как измерить цены «черного рынка» и объемы «контрабанды»?

6. Как различаются краткосрочная и долгосрочная ценовая эла­стичность спроса на товары первой необходимости?

7. Какие факторы влияют на ценовую эластичность предложе­ния?

 

Задачи и упражнения

 

1. Даны функции спроса и предложения: Qd = 8000 - 12Р; Qs = 4P-750. Найти величину дефицита (или перепроизводства) и цену «чер­ного рынка» при введении государственной цены Pg = 500.

 

Решение

а) Подставим значение государственной цены Рg = 500 после­довательно в уравнение спроса и предложения. При Рg = 500; Qd = 8000 - 12 x 500 = 2000, Qs = 4 x 500 - 750 = 1250. Спрос превышает предложение на 750 единиц, что и составляет ве­личину дефицита.

б) Из пункта а) мы выяснили, что при Рg = 500 производители будут поставлять на рынок объем продукции, равный 1250. Подставим данный объем в уравнение спроса: 1250 = 8000 — 12Р. Получаем, что Р = 562,50. Данная цена превышает и госу­дарственную, и равновесную цену и является незаконной, то есть ценой «черного рынка».

2. Функция спроса: Q = —2,5Р + 1000. Для равновесной цены Р* = = 200 найти объем суммарного излишка потребителя.

Решение

Объем суммарного излишка потребителя равен площади треу­гольника, ограниченного линией спроса, осью цен и перпендикуля­ром к оси цен из точки-равновесия (горизонтальная линия Р* = 200). Ось цен пересекается с линией спроса в точке, где Q = 0, т.е. при Р = 400. Для Р* = 200 равновесный объем Q* = -2,5Р +1000 = 500. Следовательно, излишек может быть найден при помощи формулы расчета площади прямоугольного треугольника (при необходимости можно нарисовать график):

S = S (400 -200) x 500 = 50 000.

3. Линия спроса задана формулой: Qd = 3 - 2P, где Р— цена това­ра. При каких Р ценовая эластичность спроса Ed(p) будет равна I?

Решение

По формуле расчета эластичности, Еd(р) = Q’d (p) x P/Qd

Получаем: — 1= —2 х Р/(3 — 2P), из данного уравнения следует, что Р = 0,75.

 

Тесты 1. Кривая рыночного спроса показывает:

а) как будет повышаться потребление блага при росте его цены;

б) как будет снижаться потребление блага при росте его цены;

в) как будет снижаться потребление блага при сокращении по­купательной способности (доходов) потребителей;

г) как будет повышаться потребление блага при сокращении по­купательной способности (доходов) потребителей.

2. Сдвиг кривой спроса влево (вниз) может быть вызван:

а) улучшением технологии производства блага;

в) увеличением объемов закупок товара;

г) изменением цены товара.

 

3. Увеличение цены товара:

а) сдвигает кривую предложения вправо;

б) сдвигает кривую спроса вправо;

в) увеличивает объем спроса;

г) увеличивает объем предложения.

4. Уменьшение цены на 5% приводит к снижению объема пред­ложения на 8%. Это означает, что предложение:

а) эластично;

б) неэластично;

в) единичной эластичности;

г) совершенно неэластично;

д) эластичность невозможно определить.

5. Для взаимозаменяемых товаров перекрестная эластичность спроса:

а) больше нуля;

б) меньше нуля;

в) больше, чем ценовая эластичность;

г) равна нулю;

д) перекрестная эластичность не позволяет определить взаимо­заменяемость товаров.

 

Литература

Вэриан X. Микроэкономика. Промежуточный уровень. — М.: ЮНИТИ, 1997.- Гл. 1 и 6.

Гребенников П.И., Леусский A.M., Тарасович Л.С. Микроэкономика. - СПб.: Изд. СПб.УЭиФ, 1996. - Гл.З.

Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика. - М.: «ДИС», 1997. -Гл.2.

Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. — М.: Экономика,1992. - Гл. 2.

Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Т. 1-2. — М.: Финансы и статистика, 1992. — Гл. 2 и 5.

 

 

ТЕОРИЯ СПРОСА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 

3.1. Полезность и анализ потребительских предпочтений

3.2. Бюджеты потребителей и потребительский выбор

3.3. Рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения

3.4. Оценка благосостояния потребителей

 

Задачей данной главы является исследование рыночной деятель­ности одного из важнейших субъектов экономических отношений — потребителя производимых благ и услуг. Другими словами, мы дол­жны выяснить, как потребители принимают и реализуют решение о потреблении благ, какова их мотивация, как они используют имею­щиеся у них бюджетные ресурсы и как в конечном итоге формирует­ся индивидуальный и рыночный спрос. Предметом рассмотрения будут также проблемы оценки и измерения благосостояния потре­бителей, анализ факторов, влияющих на спрос и потребление, роли государства в регулировании спроса. Содержание данного раздела микроэкономической теории отвечает на следующие вопросы:

• Что изучает теория спроса?

• Каковы мотивы потребителя?

• Как измеряется полезность?

• В чем заключается сущность количественного и порядкового подхода к анализу полезности?

• Как исследуются бюджеты потребителей?

• Как определяется оптимум потребителя, определяющий реше­ние о выборе?

• Как потребитель реагирует на изменения дохода и цен?

• Как реакция потребителя на изменение цены разделяется на эффект дохода и эффект замещения?

• В чем состоит сущность компенсированного спроса?

• Как рассчитываются индексы реального дохода?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: