Эластичность обладает следующими основными свойствами:
1. Если функция у(х) — убывающая (при возрастании х, у(х) убывает и наоборот), то коэффициент эластичности отрицателен — у
у Е (х) <0; если аргумент и функция связаны прямой зависимостью, то Е (х)>0. Это означает, например, что коэффициент ценовой эластичности спроса, как правило, отрицателен; у х
2. Эластичности взаимно обратных функций есть взаимно обратные величины: Е (х) =1/Е (у) — это следует из определения эластичности;
3. Эластичность не зависит от масштаба единиц измерения: пусть а = Ах, Р = By, тогда
Δβ / Δα ВΔу / АΔх у
Еβ(α) = = = Е (х)
α / β Ах / Ву
В экономической теории и практике экономического анализа наиболее распространены следующие виды эластичности:
1. Ценовая эластичность спроса (эластичность спроса по цене):
Еd (р) = (ΔQd/Qd) / (ΔP/P),
где Qd — величина спроса, Р— цена данного товара.
Как правило, Еd(р)<0, т.к. спрос и цена связаны обратной зависимостью, поэтому на практике удобно использовать абсолютное значение эластичности: ε = │Еd(р)│.
Если 1 < ε < ∞, спрос называется эластичным; если 0 < ε < 1, то спрос называется неэластичным. Эластичный спрос присущ: товарам длительного пользования, товарам с большим числом заменителей, дорогостоящим товарам, товарам, занимающим значительную долю в расходах потребителя. Неэластичный спрос присущ необходимым и незаменимым товарам, товарам дешевым и привычным, а также товарам с низкой долей в потребительских расходах. Абсолютно эластичный (Еd(р) = - ∞) и абсолютно неэластичный спрос (Еd(р) = 0) представлены соответственно горизонтальной и вертикальной линиями (рис. 2.16). На рис. 2.17 представлены линия спроса с постоянной эластичностью и прямая линия спроса — с изменяющейся эластичностью.
P
ε = 0
![]() |
ε = ∞
![]() |
Q
Рис. 2.16. Абсолютная эластичность и неэластичность спроса
С ценовой эластичностью спроса связана величина выручки продавца. Выручка продавца зависит от спроса: R = PQd. Прирост выручки, вызванный изменением цен (он может быть положительным или отрицательным), задается формулой:
ΔR = QdΔP(l-ε). Следовательно, при эластичном спросе ε > 1 для увеличения выручки продавцу следует снижать цену, т.к. ценовые потери будут с лихвой компенсированы ростом объема продаж. Наоборот, при неэластичном спросе 0 < ε < 1 для увеличения выручки продавцу следует увеличивать цену.
| Ed p | <1 (неэластичный спрос)
Рис. 2.17. Постоянная и изменяющаяся эластичности спроса
2. Перекрестная эластичность спроса показывает степень зависимости спроса на один товар от изменения цены другого товара:
Edi(pj) =(ΔQid /Qid) / (ΔPj /Pj).
Данный коэффициент показывает факт и степень заменяемости и дополняемости товаров. Если Еdi (рj) > 0, то товары взаимозаменяемые (субституты), если Edi < 0, то товары дополняют друг друга в потреблении (комплементарные блага), если | Е di(рj) | > 1, то степень зависимости существенна, если он равен нулю, то товары независимы.
3. Эластичность спроса по доходу показывает зависимость (чувствительность) объема спроса от величины потребительского дохода: Ed (I) = (ΔQd/Qd) / (ΔI / I), где I— доход потребителя.
Если Ed(I) < 0, то товар считается низкокачественным, если Еd(I) > О, то товар считается нормальным; 0 < Ed (I) < 1 для товаров первой необходимости, Еd(I) > 1 для предметов роскоши.
Известна взаимосвязь между коэффициентами эластичности спроса: ε + Еdi (рj) + Еd(I) = 0, т.е. сумма коэффициентов прямой, перекрестной и доходной эластичности спроса по цене для данного товара равна нулю.
4. Эластичность предложения показывает чувствительность объема предложения к изменению цены данного товара: Еs(р) = = (ΔQ/Qs)/(ΔP/P), где Qs — объем предложения. При «жестких» технологиях и в краткосрочные промежутки времени предложение неэластично. При достаточном времени на изменение технологии предложение эластично.
Краткие выводы
1. Принцип рыночного равновесия предполагает, что на рынке существуют и взаимодействуют две большие группы равноправных агентов — покупатели, представляющие рыночный спрос, и продавцы, представляющие рыночное предложение. Под равновесием предполагается такое устойчивое состояние рынка, при котором подавляющее большинство агентов не заинтересовано в изменении рыночной конъюнктуры (условий купли-продажи), т.е. не имеет серьезных стимулов к изменениям. Это возможно прежде всего при равенстве объемов спроса и предложения, а само «уравновешивание» происходит при посредстве действия механизма цен.
2. Рыночный спрос — это максимальный объем товаров и услуг, который потребитель желает приобрести в единицу времени при данных экономических условиях. Количество покупаемого товара наращивается объемом спроса. Спрос может быть измерен той суммой денег, которую покупатель готов платить за товар. Функция спроса показывает зависимость объема спроса на некий товар от всех определяющих его факторов. Закон спроса утверждает, что при заданных значениях прочих факторов с ростом цены данного товара объем
3. Рыночное предложение — это максимально возможное количество товаров и услуг, которое продавцы готовы поставлять на рынок в единицу времени при данных условиях. Функция предложения показывает зависимость объема предложения от влияющих на него факторов. Закон предложения предполагает, что при прочих равных условиях с ростом цены объем предложения увеличивается. т.е. функция предложения — возрастающая.
4. Рыночное равновесие — это такое состояние рынка, при котором для данного уровня цены объем спроса равен объему предложения. Соответствующие цены и объемы производства и продаж называются равновесными. На рынке может и не существовать равновесного состояния, также известны примеры, когда точка равновесия не является единственной.
5. Общественная польза от установления равновесной цены, определяемая взаимной выгодностью обмена между продавцом и покупателем при установившемся рыночном равновесии, обусловливается возникновением особого рода излишков потребителей и производителей. Излишек потребителя определяется разницей между определяемой спросом суммарной полезностью покупателя от потребления товара и его затратами на покупку товара. Излишек производителя есть разность между выручкой от реализации продукции по равновесной цене и издержками производства.
6. Государство при помощи средств политической и экономической власти способно влиять на рыночные механизмы, вмешиваясь в процессы рыночного ценообразования. Цель такого вмешательства определяется потребностями и задачами государственной экономической политики, потребностями общественного развития, безопасности, социальной справедливости и пр. Государственное воздействие на рыночное ценообразование может осуществляться в форме установления фиксированных цен на отдельные товары или товарные группы, а также в форме регулирования рынка через воздействие на рыночные спрос и предложение, осуществляемое как прямыми, гак и косвенными методами.
7. Экономической эластичностью называется показатель относительной взаимной зависимости (чувствительности) экономических величин. Он показывает, на сколько процентов изменится значение одной величины (функции) при изменении другой величины (аргумента) на один процент.
Ключевые понятия
Спрос
Закон спроса
функция спроса
Кривая спроса
Закон предложения
функция предложения
Кривая предложения
Рыночное равновесие
Равновесные цены
Дефицит
Перепроизводство
Общественные излишки
Области экономической активности
Государственное регулирование
Тарифы
Субсидии
Квоты
Экономическая эластичность
Вопросы и задания
Вопросы для обсуждения
1. Какое значение имеют наклоны линий спроса и предложения?
2. Что означают сдвиги линий спроса и предложения?
3. Может ли рынок длительное время находиться в неравновесном состоянии?
4. Как повлияет на рыночное равновесие повышение ставки налога на добавленную стоимость?
5. Как измерить цены «черного рынка» и объемы «контрабанды»?
6. Как различаются краткосрочная и долгосрочная ценовая эластичность спроса на товары первой необходимости?
7. Какие факторы влияют на ценовую эластичность предложения?
Задачи и упражнения
1. Даны функции спроса и предложения: Qd = 8000 - 12Р; Qs = 4P-750. Найти величину дефицита (или перепроизводства) и цену «черного рынка» при введении государственной цены Pg = 500.
Решение
а) Подставим значение государственной цены Рg = 500 последовательно в уравнение спроса и предложения. При Рg = 500; Qd = 8000 - 12 x 500 = 2000, Qs = 4 x 500 - 750 = 1250. Спрос превышает предложение на 750 единиц, что и составляет величину дефицита.
б) Из пункта а) мы выяснили, что при Рg = 500 производители будут поставлять на рынок объем продукции, равный 1250. Подставим данный объем в уравнение спроса: 1250 = 8000 — 12Р. Получаем, что Р = 562,50. Данная цена превышает и государственную, и равновесную цену и является незаконной, то есть ценой «черного рынка».
2. Функция спроса: Q = —2,5Р + 1000. Для равновесной цены Р* = = 200 найти объем суммарного излишка потребителя.
Решение
Объем суммарного излишка потребителя равен площади треугольника, ограниченного линией спроса, осью цен и перпендикуляром к оси цен из точки-равновесия (горизонтальная линия Р* = 200). Ось цен пересекается с линией спроса в точке, где Q = 0, т.е. при Р = 400. Для Р* = 200 равновесный объем Q* = -2,5Р +1000 = 500. Следовательно, излишек может быть найден при помощи формулы расчета площади прямоугольного треугольника (при необходимости можно нарисовать график):
S = S (400 -200) x 500 = 50 000.
3. Линия спроса задана формулой: Qd = 3 - 2P, где Р— цена товара. При каких Р ценовая эластичность спроса Ed(p) будет равна I?
Решение
По формуле расчета эластичности, Еd(р) = Q’d (p) x P/Qd
Получаем: — 1= —2 х Р/(3 — 2P), из данного уравнения следует, что Р = 0,75.
Тесты 1. Кривая рыночного спроса показывает:
а) как будет повышаться потребление блага при росте его цены;
б) как будет снижаться потребление блага при росте его цены;
в) как будет снижаться потребление блага при сокращении покупательной способности (доходов) потребителей;
г) как будет повышаться потребление блага при сокращении покупательной способности (доходов) потребителей.
2. Сдвиг кривой спроса влево (вниз) может быть вызван:
а) улучшением технологии производства блага;
в) увеличением объемов закупок товара;
г) изменением цены товара.
3. Увеличение цены товара:
а) сдвигает кривую предложения вправо;
б) сдвигает кривую спроса вправо;
в) увеличивает объем спроса;
г) увеличивает объем предложения.
4. Уменьшение цены на 5% приводит к снижению объема предложения на 8%. Это означает, что предложение:
а) эластично;
б) неэластично;
в) единичной эластичности;
г) совершенно неэластично;
д) эластичность невозможно определить.
5. Для взаимозаменяемых товаров перекрестная эластичность спроса:
а) больше нуля;
б) меньше нуля;
в) больше, чем ценовая эластичность;
г) равна нулю;
д) перекрестная эластичность не позволяет определить взаимозаменяемость товаров.
Литература
Вэриан X. Микроэкономика. Промежуточный уровень. — М.: ЮНИТИ, 1997.- Гл. 1 и 6.
Гребенников П.И., Леусский A.M., Тарасович Л.С. Микроэкономика. - СПб.: Изд. СПб.УЭиФ, 1996. - Гл.З.
Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика. - М.: «ДИС», 1997. -Гл.2.
Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. — М.: Экономика,1992. - Гл. 2.
Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Т. 1-2. — М.: Финансы и статистика, 1992. — Гл. 2 и 5.
ТЕОРИЯ СПРОСА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
3.1. Полезность и анализ потребительских предпочтений
3.2. Бюджеты потребителей и потребительский выбор
3.3. Рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения
3.4. Оценка благосостояния потребителей
Задачей данной главы является исследование рыночной деятельности одного из важнейших субъектов экономических отношений — потребителя производимых благ и услуг. Другими словами, мы должны выяснить, как потребители принимают и реализуют решение о потреблении благ, какова их мотивация, как они используют имеющиеся у них бюджетные ресурсы и как в конечном итоге формируется индивидуальный и рыночный спрос. Предметом рассмотрения будут также проблемы оценки и измерения благосостояния потребителей, анализ факторов, влияющих на спрос и потребление, роли государства в регулировании спроса. Содержание данного раздела микроэкономической теории отвечает на следующие вопросы:
• Что изучает теория спроса?
• Каковы мотивы потребителя?
• Как измеряется полезность?
• В чем заключается сущность количественного и порядкового подхода к анализу полезности?
• Как исследуются бюджеты потребителей?
• Как определяется оптимум потребителя, определяющий решение о выборе?
• Как потребитель реагирует на изменения дохода и цен?
• Как реакция потребителя на изменение цены разделяется на эффект дохода и эффект замещения?
• В чем состоит сущность компенсированного спроса?
• Как рассчитываются индексы реального дохода?