Уровня готовности детей к школе.




Таблица 1. Сводные результаты диагностики

Год поступления детей в сш Толе би Уровень готовности
слабый средний хороший
  5% 61% 33%
  6% 65% 29%
  7% 83% 10%

 

Анализируя результаты диагностической работы важно отметить, что в настоящее время уровень готовности дошкольников к обучению в школе значительно снизился, возрастает количество учащихся со слабой и средней подготовленностью к усвоению новой учебной деятельности и, соответственно, снижается количество детей с хорошей эмоциональной и интеллектуальной готовностью к обучению в школе. Актуальной проблемой современных первоклассников в интеллектуальном развитии является невнимательность, низкий уровень произвольности, низкая осведомленность, бедный словарный запас. В эмоциональном развитии главной проблемой является дефицит родительского внимания, возникающий вследствие их трудовой занятости, низкой психолого-педагогической компетентности. Обозначенные проблемы определяют приоритетные направления – просветительское и развивающее - в работе с детьми, поступающими в первый класс, и их родителями.

Результаты диагностической работы анализируются совместно с учителями, разрабатываются психологические характеристики классов, рекомендации по работе с каждым ребенком. Помимо этого, в рамках темы самообразования, для учителей начальной школы проводятся групповые и индивидуальные консультации, практические семинары, с целью формирования навыков и умений работы с учениками, требующими особого внимания. В рамках работы с учителями первоклассников мною были разработаны и проведены семинары «Проблемы школьной адаптации», «Слабоуспевающие дети в начальной школе».

Опираясь на результаты диагностического обследования учащихся, на рекомендации и пожелания учителей реализуется коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками. Мною были проведены занятия по компилятивной программе для учащихся первых классов «Первый раз в первый класс», для учащихся третьих и четвертых классов «Сказка», развивающие игры для четвероклассников «Дорога в пятый класс». Анализ результатов групповой работы позволяет отметить как положительную динамику в преодолении школьной тревожности (таблица 2), повышении самооценки учащихся, повышении познавательной мотивации детей, так и выделить приоритетные направления в организации дальнейшей работы: анализ качества взаимодействия учащихся позволяет сделать вывод о низком уровне сотрудничества детей между собой на разных этапах обучения, который необходимо повышать посредством осуществления интересной для них продуктивной творческой деятельности.

 

По работе по психологическому сопровождению адаптации в 5-х классах

Согласно плана были проведены адаптационные мероприятия с учащимися5-хклассов.

С начала первого этапа адаптации мы работали совместно с классным руководителями –Корниловой Н.В и Кулджановой Г., совместно мы проводили мониторинг адаптации первоклассников по опроснику Филиппса. Так же проводилась диагностика учебной мотивации учащихся с помощью анкетирования.

 

Так же из наблюдений за учащимися во время уроков и перемен и бесед с классным руководителем и самими учащимися учитывались такие компоненты адаптации, как усвоение школьного режима, отношение к учебе, к учителю и одноклассникам. С помощью «Карты настроения» учитывался уровень эмоциональной адаптации учащихся. За физиологической адаптацией учащихся следила мед служба. В ходе исследований выявлены результаты:

Все учащиеся в большей или меньшей степени адаптируются.

Всего в параллелях 2-х классов было обследовано 31 учащийся

12- учащихся показали благоприятный уровень адаптации-39%

17- условно благоприятный -54%

2-недостаточно адаптированы-6%

Коэффициент адаптации Количество детей Благоприятная Условно благоприятная Недостаточная
Количество учащихся        
% 100% 39% 54% 6%

Недостаточная адаптация (дети, испытывающие различные трудности) – 6% - 2 учащихся. В основном в эту группу входят учащиеся, не подготовленные к обучению в школе в силу заболеваний. В течение всего периода проходят индивидуальные консультации родителей по вопросам адаптации. По итогам диагностических исследований даны рекомендации классным руководителям

Психологической службой посещены учебные занятия и родительские собрания где даны рекомендации родителям.

Результат На конец учебного года среди учащихся 5 классов находящиеся на критическом уровне адаптации нет. Но есть проблемы в познавательной активности учащихся 5б класса, также имеются несоответствие оценочных норм по некоторым предметам. По данным упущениям были даны рекомендации по дополнительным занятиям с слабоуспевающими учащимися. Особое внимание было оказано учащемуся 5 а Корласпаеву Ернуру в связи с тем, что данный мальчик воспитывается в неблагополучной семье, и хотя данная семья уже снята с учета риски все же остаются.

Так же в классе велась индивидуальная коррекционная работа с Сеитовым Ерназаром, Отеп Ержаном которые хоть и имеют определенные успехи по предметам, интеллектуальны, активны, но в общении со сверстниками, коммуникации и моральных качествах были некоторые минусы. На конец учебного года ситуация несколько улучшилась. С учащейся Максадовой Мольдыр так же были проведены инд работы коррекционного характера всвязи с определенными способностями девочки в в пении, но некотораяскованность и стеснительность не давала ее потенциалу полностью раскрыться. На конец учебного года Максадова имеет призовые места на районных конкурсах по пению.

В 5 б классе наблюдались некоторые проблемы в социализации и коммуникации сестер Бадиевых Султан и Санам. Которые согласно наблюдениям и диагностическим методикам, в частности социаметриии были в числе аутсайдеров. При помощи классного руководителя были организованы беседы, коррекционные занятия которые дали положительную тенденцию в объединении классного коллектива.

По психологическому сопровождению учащихся к ВОУДу был учтен тот факт, что во время подготовки и сдачи ВОУД ученики испытывают психологические трудности личностного, познавательного и процессуального характера, что ведет к повышенной тревожности во время подготовки к экзаменам, дезорганизации деятельности, снижению работоспособности.

В связи с этим была проведена следующая работа с учащимися 9-х классов:

1) Диагностическое обследование учащихся 9-х классов, с целью выявления у учащихся тревожности психического состояния в период подготовки учащихся к сдаче ВОУД

2) Анкетирование учащихся 9-х классов, с целью выявление готовности учащихся к сдаче ВОУДа.

4) выпущены буклеты для учащихся /Приложение1/и педагогов/приложение 2/

Изучение уровня тревожности проводилось в конце октября сего года. По результатам получены следующие данные:

Уровень тревожности 9 КЛ
Кол-во %
Высокая тревожность - -
Повышенная тревожность   16,6%
Тревожность не выявлена   83,3%
Всего обследованных учащихся  

После проведенной коррекционной работы с выявленными учащимися гр. «особого внимания», степень тревожности понизилась. Основными факторами повышенной тревожности остались тревожности - низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; переживание социального стресса

В конце 1 четверти было проведено анкетирование учащихся, с целью выявление готовности учащихся к сдаче ВОУД. По результатам анкетирования можно сделать вывод, что учащиеся 9-х классов более подготовлены к сдаче тестов. О чем свидетельствуют полученные данные:

Критерии оценивания   9кл.
1. Хорошо пред­ставляют, как прохо­дит ВОУД - 85%
2.Полагают, что смогут правильно распреде­лить время и силы во время ВОУД - 62%
3.Знают, как вы­брать наилучший для себя способ выпол­нения заданий - 65%
4.Считают, что ре­зультаты ВОУД важны для их будущего - 75%
5. Волнуются, когда думают о предстоящем тестировании - 54%
6. Знают, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку - 65%
7. Думают, что у ВОУД есть свои преимуще­ства - 85%
8. Считают, что могут сдать ВОУД на высо­кую оценку - 45%
9. Знают, как можно успокоиться в труд­ной ситуации - 65%
10. Понимают, какие качества могут им помочь при сдаче ВОУД - 82%
11. Думают, что смогут справиться с трево­гой на тестировании - 45%
12. Достаточно мно­го знают про ВОУД - 70%
13. Чувствуют, что сдать этот тест не по силам им - 15%

Учитывая результаты диагностики были проведены коррекционные мероприятия. Тренинговые работы «Я смогу» «Скала»

Результат: Проведенные мероприятия хоть и указывают на достаточно позитивный характер психологической готовности к тесту. Но также просматривается некоторая самоуверенность некоторых учащихся, несерьезность предстоящего события. Особенно заставляет задуматься низкая познавательная активность 9 б класса, их отношения к профессиональному выбору. Поэтому классным руководителям были даны рекомендации по психологической подготовке к тестам. И предстояла работа по устранению недостатков.

 

Психологическое сопровождение подготовки к ЕНТ было осуществлено согласно плана. Были учтены недостатки в работе из прошлогоднего опыта.

В начале были проведены мероприятия по изучению профессиональной направленности учащихся. По результатам даны рекомендации учащимся и их родителям. Данная диагностика показала не сформированность взглядов по профессиональному самоопределению учащихся.

Также проведены анкетирования на определения природы стресса.

После проведения каждого тестирования и полученных низких результатов был сделаны анализы и даны рекомендации. С каждым из учащихся проведены индивидуальные беседы, даны групповые консультации по развитию познавательной активности и методикам работы с тестами.

Психологической службой проведены плановые тренинговые работы. В частности коммуникативный тренинг «Скала», Тропический дождь, Я выбираю, стиральная машина, скажи стрессу- нет,»Что такое Экзамен» и тд

Целью данных работ было снятие психического напряжения, умение работать в группах, умению концентрироваться.

С родителями учащихся были проведены просветительские мероприятия и индивидуальные беседы.

В результате диагностических и коррекционных работ в начале года выявлены серьезные упущения по работе с тестовым материалом. Неумение учащихся распределять время на каждый предмет, неумение работать по системе ответов по спирали, и самое главное в неумении концентрировать внимание и умении расслабляться.

Но самым существенным недостаткам в подготовке является отсутствие практики сдачи тестов в больших аудиториях и при большом количестве учащихся. Данный компонент особенно существенно снижает работоспособность и концентрацию внимания, дестабилизирует познавательную активность. Ввиду того что число учащихся сдающих ЕНТ невысок и обучение их осуществляется нетиповых помещениях.

Поэтому администрации и учителям предметникам даны рекомендации по осуществлении практических мероприятий. И работы над пробелами в познании некоторых предметов. Так же психологическая служба скептически относиться к подготовке по программе 5+ и интерактивной подачи информации. По субъективному мнению психологической службы данный метод подготовки возможно и несет свои положительные моменты если будут учтены временные нормативы и индивидуальные качества каждого ученика и в особенности имеющихся у них проблем со здоровьем. Именно жизнь и здоровье ребенка психологическая служба ставит во главе угла прежде всего. Поэтому психологическая служба в своих рекомендациях особенно просит обратить внимание на здоровье следующих учащихся Сырымбет Оразхан –малокровие, сахарный диабет, и Мухамеда Алиева имеющего определенные проблемы с сердцем. В начале учебного года в связи с плотным графиком нагрузкой подготовки к тестам и было замечено резкое ухудшение здоровья следующих учащихся Лазгиевой Айши, Мамишевой Нигары, Айвазовой Рамили после бесед с учащимися и их родителями. Они прошли медицинские обследования и стационарное лечение после чего двоим из них были даны справки освобождающие от экзаменов. Связи с данным фактом и отказом родителей а самих учащихся данные учащиеся освобождены от сдачи ЕНТ и экзаменов по состоянию здоровья.

Проблемы в невысоких баллах психологическая служба считает не только в определенных неумениях учащихся в работе с тестами, но в первую очередь в методике преподавания некоторых предметников. В частности здесь играет «эгоцентриский синдром» когда свой предмет учитель считает приоритетным и требует от ученика первоочередного выполнения и уделения большего времени. Не считаясь при этом предпочтениями и личностной спецификой самого ученика.

Данные психологической службой рекомендации в большинстве своем учтены. Перед сдачей ЕНТ психологической службой у учащихся сложились доверительные отношения с каждым.

В результате проведенных совместных мероприятий имеется положительная динамика стесоустойчивости и повышения баллов по предметам. С сентября по май идет повышение среднего бала от 75 до 85. Ведется дальнейшая работа.

Мероприятия по профилактики суицида проводились согласно плана, совместно с воспитательными службами школы. Так создана комиссия по профилактике суицида которая состоит из:

1 председателя –директора школы

2. заместителя –Мамировой П.М зам по ВР

3 педагога-психолога Иминова Ш.Ж

4. членов Шонбаева Р.Н. учителя 11 кл

5. Толековой М.И учителя 8 класса

В профилактических целях с учетом прошлого опыта в школе создана «группа особого внимания » из числа учащихся.

Так в в «группы особого наблюдения» были включены категория детей по следующим принципам:

1.Здоровье

v дети –инвалиды

v состоящие на «Д» учете

 

2. Социальные

v дети -сироты

v с одним родителем

v жертвы развода/матери одиночки, из них с отчимом, с мачехой/

3. Дисциплина

v склонные к нарушению дисциплины

v девиантное поведение

4. психические особенности личности

v склонные к агрессии

v склонные к апатии

v суицидальное поведение

v дети попавшие в трудную жизненную ситуацию

5.Учеба

v с различными проблемами в учебе

v слабоуспевающие дети

 

 

Практика показывает, что наиболее уязвимыми являются именно дети по вышеуказанным параметрам.

На каждую категорию составляется план работы. Причем главным принципом является конфиденциальность, т.е ни сами дети, ни их родители, ни пед коллектив /за исключением узкого круга, классных руководителей/ не подозревают о существовании данной группы.

В 2015-2016 учебном году в данной группе состоят 13 учащихся.

При проведении групповых диагностик по классам были учтены результаты данных учащихся. С учетом результатам были организованы индивидуальные беседы и коррекционные занятия.

Так были проведены различные конкурсы рисунков и сочинений и классные часы «Жизнь прекрасна»

Совместно с воспитательной службой в апреле был проведен круглый стол «Я люблю тебя жизнь» где приняли участие учащиеся 7-11 классов. Дети по желанию прочитали свои стихи, исполнили песни, принесли свои рисунки, тем самым знакомя со своими чувствами о жизни. Разработка круглого стола была составлена так чтобы способствовала раскрытию темы, непринужденности и искренности в познании ценности жизни. одной из особенности было то что небыло использовано дополнительного материала из интернета а все примеры были взяты из их повседневной жизни с которыми они реально знакомы. Например учащиеся делились своими впечатлениями о ежегодной поездке в Талгарский детский дом для детей с ограниченными возможностями где воспитывается и проходит лечение наш подшефный Ибрагимов Эльдар, который родился в нашем селе. И эти примеры были наиболее эффективны и трогательны нежели если бы были взяты из других источников.

Обобщая опыт прошлых лет мноюбыла опубликована статья «Надо что-то менять » затрагивающая проблемы суицида среди подростков в журнале средняя школа.

Готовятся еще 2 статьи посвященные психологическим аспектам в воспитании.

Еще в 2014 годуучащимся 8 а класса Абдиманаповым Жомартом была совершена кража. После совершения данного проступка в присутствии родителей Жомарт признался в содеянном. В связи с этим фактом данный учащийся был поставлен на учет в ИДН.

Психологической службой школы был составлен долгосрочный план работы с Абдиманаповым Жомартом. Учитывая психологическое состояние учащегося первостепенной задачей психологической службы было проведения мероприятий по так называемой «реабилитации » адаптации данного учащегося в классном и школьном коллективе. С этой целью была проведены беседы совместно с зам.директора по воспитательной работе Мамировой П.М. с учащимися а класса. В этих беседах основной акцент был сделан на толерантности отношений умения прощать, оказывать помощь товарищам попавшим в трудную жизненную ситуацию.

После индивидуальных мероприятий с самим учащимся основной целью которой было поднятие самооценки. Была проведена еще одна беседа уже совместно с одноклассниками. На данной беседе сам Жомарт говорил о раскаянии содеянном, просил прощения у класса. Из класса выступили друзья Жомарта Арсел и Низаметдинов и Катыбов Аслан, которые в свою очередь подержали друга и сказали, что будут наблюдать за ним и будут привлекать его в общественную жизнь класса.

В декабре проведен коммуникативный тренинг целью которого была диагностика межличностных взаимоотношений классного коллектива, склонности агрессивного поведения и уровень адаптивности в классе Абдиманапова Жомарта. В октябре 2015 года Абдиманапов был снят сучета за хорошее поведение. Но наблюдение за ним со стороны психологической службы не было прекращено до конца сего учебного года.

По результатам тренинговых работ в общем картина положительна класс дружный, даже несмотря, что в данном классе имеются 2 лидера среди девочек, соответственно 2 группы но отношение между ними неплохие, даже наблюдается тенденция объединения. В отношении Абдиманапова Жомарта имеется некоторая психологическая неприязнь между учащейся Кевлемжай Жибек но это не удивительно беря во внимание тот факт, что она является дочерью потерпевшей стороны/в деле о краже/. Но в целом класс относится к парню вполне дружелюбно. Сам Жомарт участвовал в коррекционных занятиях охотно, вел себя свободно, легко, непринужденно. На конец учебного года со всеми членами классного коллектива у мальчика дружеские отношения.

Также в декабре проведены анкетирование Жомарта с целью выявления его склонностей в профориентационном направлении, его психологическом самочувствии. Согласна плана ежемесячно были посещения на дому данного мальчика. Целью данных посещений было



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: