ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К проекту федерального закона
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части установления особенностей регулирования деятельности территориального общественного самоуправления как некоммерческой организации»
Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования деятельности территориального общественного самоуправления как некоммерческой организации» подготовлен в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 07.09.2017 № Пр-1773 (далее – перечень поручений от 07.09.2017 № Пр-1773) и направлен на установление особенностей регулирования деятельности территориального общественного самоуправления (далее – ТОС) как некоммерческой организации.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) под ТОС понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. В случае государственной регистрации ТОС оно приобретает права юридического лица (часть 5 статьи 27 Закона № 131-ФЗ). Статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации ТОС отнесены к числу общественных организаций – организационно-правовой форме некоммерческих корпораций.
В связи с этим и в силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» на ТОС распространяются предъявляемые к общественным организациям требования без учета специфики, предусмотренной Законом № 131-ФЗ.
|
Указанное порождает проблемы правоприменения, связанные
с определением состава учредителей (участников) ТОС, формированием
его имущества и судьбой этого имущества в случае ликвидации ТОС, применением в отношении ТОС специального порядка государственной регистрации и контроля за деятельностью некоммерческих организаций.
При этом согласно пункту 4 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных видов могут определяться другими федеральными законами и иными правовыми актами.
Признание ТОС видом общественной организации как организационно-правовой формы юридических лиц позволит сохранить характерные для ТОС черты без внесения существенных изменений в действующие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности юридических лиц в целом
и общественных организаций в частности.
Так, предлагается закрепить, что учредителями (участниками) ТОС являются граждане, принявшие участие в собрании, конференции по вопросу организации (осуществления) территориального общественного самоуправления. Введение данной дефиниции в Закон № 131-ФЗ позволит исключить ТОС из сферы действия норм Кодекса и Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», предполагающих обязательное оформление условий участия
в корпорации.
|
Поскольку права лица по участию в осуществлении территориального общественного самоуправления будут связаны с его фактическим присутствием
на собрании (конференции) по вопросу организации (осуществления) территориального общественного самоуправления, а не с локальным актом, внесения сведений об учредителях ТОС в единый государственный реестр юридических лиц не потребуется. Принимая во внимание, что ТОС считается учрежденным с момента регистрации его устава уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района, в едином государственном реестре юридических лиц могут быть отражены сведения
об указанном органе.
Наряду с этим необходимо обеспечить гарантии использования имущества ликвидируемого ТОС на цели, ради которых ТОС было создано. Для этого в Законе
№ 131-ФЗ может быть установлено, что в случае ликвидации ТОС, являющегося юридическим лицом, его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается местной администрации и подлежит использованию
для решения вопросов местного значения в пределах территории, на которой было учреждено ТОС.
Следует отметить, что деятельность ТОС направлена на решение вопросов местного значения, то есть ориентирована на интересы ограниченного круга
лиц – жителей соответствующей территории, тогда как иные некоммерческие организации, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации и контроля за их деятельностью, преследуют значимые
для неопределенного круга лиц цели.
|
Следовательно, целесообразным представляется исключение ТОС из числа указанных некоммерческих организаций, как это ранее было сделано в отношении товариществ собственников недвижимости (товариществ собственников жилья, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ).
Учитывая поставленные в перечне поручений от 07.09.2017 № Пр-1773 задачи и в целях обеспечения доступа ТОС к поддержке, оказываемой социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимися исполнителями общественно полезных услуг, перечень видов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций предлагается дополнить деятельностью по развитию территориального общественного самоуправления
и поддержке гражданских инициатив по решению вопросов местного значения.