МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

 

 

Тюмень

2018
Учебно-методические рекомендации по Отечественной истории для студентов заочного отделения / сост. О.Н Гончаренко – Тюмень, 2018. – 16 с.

 

Учебно-методические рекомендации разработаны для студентов заочной формы обучения. Здесь представлена тематика контрольных работ и рекомендации по их написанию, экзаменационные вопросы и список литературы, который может быть использован при подготовке к успешной сдаче экзамена по Отечественной истории.

 

Утверждено на заседании кафедры «Философии и социально-гуманитарных наук» (протокол № __ от ______________ г.) и учебно-методическим советом АТИ ГАУ Северного Зауралья (протокол № __ от ______________ г.).


 

СОДЕРЖАНИЕ

1. ТЕМЫОБЗОРНЫХ ЛЕКЦИЙ 5

2. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

2.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 7

2.2. ТЕМЫКОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 8

3. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ10

4. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ14

5. ПРИЛОЖЕНИЯ 17


Государственный стандарт высшего образования Российской Федерации предусматривает обязательное изучение ряда гуманитарных дисциплин. Одно из основных мест среди них занимает курс Истории Отечества. Изучение данной дисциплины предполагает прослушивание лекций, самостоятельную работу и сдачу экзамена. Обязательным требованием освоения курса является подготовка контрольной работы на основе самостоятельного изучения источников и литературы. В результате положительной оценки контрольной работы студент получает допуск к экзамену.

Цель преподавания дисциплины – формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, её месте в мировой и европейской цивилизации.

Изучение курса Отечественной истории имеет следующие задачи:

- углубить основы знаний по Отечественной истории, начиная с проблемы возникновения и расселения древних народов на территории Евразии до событий современной эпохи;

- выработать у студентов способность устанавливать причинно-следственные связи в историческом процессе, выражать и обосновывать свою позицию по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому;

- выработать практические навыки работы и анализа исторических источников и литературы.

В процессе изучения данной дисциплины, студенту необходимо ознакомиться с представленной ниже учебной программой курса и следовать ее положениям.


 

ТЕМЫОБЗОРНЫХ ЛЕКЦИЙ

 

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Исследователь и исторический источник.

* место истории в системе наук;

* объект и предмет исторической науки;

* история России – неотъемлемая часть всемирной истории;

* источники по Отечественной истории;

* способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации.

 

Социально-политические процессы становления русской государственности.

* восточные славяне в древности VIII – IX вв.;

* генезис Древнерусской государственности;

* эволюция Древнерусской государственности в XI – XII вв.;

* соседи Древней Руси в IX – XII вв.

 

Русские земли в XIII – XV веках.

* генезис феодализма на Руси;

* эпоха политической раздробленности;

* завоевание Руси монголо-татарами;

* экспансия с Запада;

* централизация государства и формирование национальной культуры.

* укрепление централизованного многонационального государства.

 

Россия в XV – XVII веках.

* Смутное время;

* усиление крепостного права;

* генезис самодержавия;

* церковь и государство;

* развитие русской культуры.

 

Россия в XVIII – XIX веках.

* реформы Петра I;

* формирование абсолютной монархии;

* эпоха дворцовых переворотов;

* «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II;

* Россия при Александре I;

* Отечественная война 1812 года;

* движение декабристов;

* Внутренняя и внешняя политика Николая I;

* Александр II и время великих реформ;

* Александр III;

* Культура XVIII – XIX вв.

 

Россия XX век.

* Российская империя на рубеже веков;

* реформы С.Ю.Витте;

* политические партии в России;

* революция 1905 – 1907 гг.;

* Россия и Первая мировая война;

* Февральская революция;

* Октябрьская революция;

* Гражданская война;

* НЭП;

* образование СССР;

* коллективизация;

* индустриализация;

* формирование тоталитарного государства;

* Великая Отечественная война:

* послевоенное восстановление страны;

* «Холодная война»;

* «Хрущёвская «оттепель»»;

* эпоха «застоя»;

* политика «Перестройки»;

* распад СССР;

* изменения политической системы;

* модернизация РФ;

* внешняя политика РФ.


 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Учебным планом каждой дисциплины предусмотрено выполнение контрольных работ по ряду дисциплин. Наличие контрольной работы является условием допуска к зачёту или экзамену по данной дисциплине.

Цель написания контрольной работы – углубление знаний по определённой теме, развитие самостоятельных навыков работы с научной и учебной литературой, историческими источниками.

Структура контрольной работы:

1. Титульный лист (см. Приложение 1).

2. Содержание (план работы).

3. Введение (где обязательно нужно указать почему Вами была выбрана именно эта тема и чем она для Вас интересна).

4. Основная часть (может быть разбита на главы).

5. Заключение (обязателен вывод по изученной проблеме, нужно указать, что дало Вам написание контрольной работы (расширили, углубили свои знания по выбранной теме, приобрели умения поиска информации и… т.д.)).

6. Список использованных источников и литературы (обязательно в алфавитном порядке) (см. Приложение 2).

7. Возможен ещё и такой структурный элемент как «Приложения », если тема контрольной работы предполагает его наличие.

 

Контрольная работа должна быть оформлена аккуратно. Обязательно единообразие в оформлении всех частей работы.

 

Объем контрольной работы: 10 – 15 листов формата А4, шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14, межстрочный интервал – полуторный. Текст выравнивается по ширине. Размер левого поля – не менее 30 мм, правого – не менее 10 мм, верхнее – не менее 15 мм, нижнее – не менее 20 мм. Абзацный отступ от начала строки равен 1,25 см.

 

Нумерация страниц: все страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номера страниц ставятся в центре нижнего поля страницы. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц, он входит в счёт страниц, но не нумеруется.

 

Контрольная работа обязательно должна быть зарегистрирована в ИДО (институте дистанционного образования) и на кафедре социально-экономических наук.

 

ТЕМЫКОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Племена, населявшие Тюменский край в эпоху первобытного общества.

2. Тюменская область в ХVI-XVII вв.

3. Ермак и Тюменский край.

4. Основание первых сибирских городов – Тюмени и Тобольска.

5. Тюменский край – территория политической ссылки.

6. Начало сельскохозяйственного освоения Зауралья.

7. Тобольск – административно-культурный центр Сибири.

8. Влияние декабристов на развитие культуры в Тобольской губернии.

9. Влияние декабристов на развитие сельского хозяйства в Тобольской губернии

10. П. Ершов – сибирский сказочник.

11. Экономическое развитие Тобольской губернии в конце 19 -начале 20 века.

12. Культурная жизнь Тобольской губернии в конце 19-начале 20 века.

13. Тобольская губерния в период первой мировой войны.

14. История старообрядчества в Тобольской губернии.

15. Отношение к труду в дореволюционной России.

16. Н.Л.Скалозубов – главный агроном Тобольской губернии.

17. Отношение жителей Тобольской губернии к социалистической революции 1917 г.

18. Крестьянство Тюменской губернии в период гражданской войны.

19. Западно-сибирское крестьянское восстание 1921 г.

20. Тюменский край в годы НЭПа.

21. Коллективизация в Тюменском крае.

22. Сельское хозяйство Тюменского края в 1920-1930-е годы.

23. Тюмень в годы Великой отечественной войны.

24. Сельское хозяйство Тюменского края в годы Великой отечественной войны

25. Ханты-мансийский округ в годы Великой отечественной войны.

26. Ямало-ненецкий округ в годы Великой Отечественной войны.

27. Сельское хозяйство Тюменской области в послевоенный период.

28. Освоение целинных и залежных земель в Тюменской области в 1953-1965 гг.

29. Повседневная жизнь горожан в 1950-1970-е гг.

30. Тюменское село: история и современность (на примере…..)

31. Тюменские театры: становление и современное состояние.

32. История развития нефтегазового комплекса в Тюменской области.

Процедура оценивания контрольной работы

Контрольные работы проводятся для студентов заочной формы обучения. За контрольную работу выставляется оценка «зачет/незачет». Контрольная работа выполняется в виде реферата, в котором обязательными структурными частями являются введение, две главы – одна по истории России, вторая по региональной истории, заключение и список литературы.

При оценке уровня выполнения контрольной работы, в соответствии с поставленными целями и задачами для данного вида учебной деятельности, установлены следующие критерии:

• умение работать историческими источниками, научной литературой, справочными материалами, историческими картами;

• умение анализировать исторические события, давать оценку текстам и документам;

• умение систематизировать разнообразную информацию о наиболее значимых событиях российской и всемирной истории;

• умение обнаруживать общие и особенные черты исторического развития различных народов,

• умение вскрывать причинно-следственные связи, проявляя гражданскую позицию.

• умение самостоятельно осмыслять проблему;

• сравнительного анализа разных исторических фактов, событий и процессов.

При оценке определяется полнота изложения материала, качество, четкость и последовательность изложения мыслей, наличие достаточных пояснений, культура в предметной области.

Критерии оценки контрольной работы:

Оценка «Зачет» выставляется в случае, если тема контрольной работы раскрыта полностью, но имеются неточности в тексте, малочисленность используемых источников и литературы (менее 10), сравнительный анализ применяется эпизодически.

Оценка «Незачет» выставляется в случае, если в работе наблюдается отсутствие одного или нескольких составляющих структуры реферата (титульный лист, оглавление, введение, главы, заключение, список источников и литературы, приложения), тема раскрыта частично, не использован метод исторического сравнения, отсутствует авторская позиция в выводах, отсутствие источников информации; контрольная работа представляет собой текст найденный в интернете.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Коды компетенций Вопросы к экзамену
ОК-3 1. Определите жанр и время создания «Повести временных лет». («Повесть временных лет» Извлечения). 2. Особенности летописных сводов как исторического источника. («Повесть временных лет» Извлечения). 3. Нестор - «родоначальник норманнской теории» («Повесть временных лет» Извлечения). 4. Причины принятия Русью христианства («Повесть временных лет» Извлечения). 5. Правовое положение населения Древней Руси («Русская Правда» Извлечения) 6. Определите именакрупных реформаторов с которыми связано начало развития средневековых цивилизаций в различных регионах мира. Раскройте суть ритуала принесения клятвы верности (Б.М. Барков «Карл Великий». Извлечение) 7. Особенности происхождения монголо-татар. (Рашид Ад-Дин. «История монголов». Извлечение) 8. Битва на Калке (1223 г.) (Ибн-эль-Асир. Первый приход татар в Европу и битва при Калке. Извлечение) 9. Куликовская битва 1380 года. (Сказание о Мамаевом побоище. Извлечение) 10. Церковь в жизни средневековых цивилизаций, в том числе и отечественной. Объясните выражение «третий Рим». А.Е. Пресняков «Московское царство» (Извлечение) 11. Основные этапы закрепощения крестьян. (Из Судебника Ивана III (1497 года), Из Судебника Ивана IV Грозного (1550 года). Указ 1597 г. «О пятилетнем сыске беглых крестьян»,Указ 1597г. «О холопах») 12. Объясните понятия: «Юрьев день», «урочные лета», «заповедные лета». (Из Судебника Ивана III (1497 года), Из Судебника Ивана IV Грозного (1550 года). Указ 1597 г. «О пятилетнем сыске беглых крестьян», Указ 1597г. «О холопах») 13. Особенности престолонаследия в начале XVIII в. (Устав о наследии престола Петра I) 14. Свободы дворянства при Екатерине II (Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства) 15. Декабристы о правах граждан («Русская правда» П. Пестеля, «Конституция» Н. М. Муравьева. Извлечение) 16. Права крестьян, вышедших из крепостной зависимости (Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости (19 февраля 1861 года.Извлечение.) 17. Решение аграрного вопроса большевиками в 1917 году. (Декрет о земле) 18. Особенности новой экономической политики («О новой экономической политике и промышленности», «О помощи голодающим Поволжья») 19. Причины создания СССР (Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик) 20. Основные этапы Великой отечественной войны («О провале немецкого плана окружения и взятия Москвы», «О разгроме немецко-фашистских войск под Сталинградом», «Об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства»).
ОК-4 1. История как наука. Методы и принципы изучения истории. 2. Восточные славяне: расселение, общественный строй (II – VIII века. н.э.). 3. Древнерусское государство – Киевская Русь IX-XI веков. Русская Правда. Принятие Русью христианства. 4. Феодальная раздробленность. Завоевание Руси монголо-татарами. 5. Иван III. Складывание централизованного государства. Освобождение от монголо-татарского завоевания. Судебник 1497г. 6. Иван IV (Грозный). Образование централизованного многонационального государства. 7. Россия в конце ХVI - начале XVII веков. «Смутное время». 8. Петр I. Укрепление абсолютной монархии. Рождение империи. 9. Внешняя политика России в 1 четвери XVIII века. 10. Екатерина II. Внутренняя и внешняя политика. 11. Социально-экономическое развитие России вXVIII веке. 12. Александр I. Попытки реформ. Движение декабристов. 13. Александр II. Отмена крепостного права. 14. Внешняя политика России I половине XIX века. Великая Отечественная война 1812 г. Крымская война. 15. Александр II.Реформа суда, армии, образования. 16. Идейная борьба и освободительное движение в России во II половине XIX века. 17. Развитие капитализма в России после отмены крепостного права. Деятельность С.Ю. Витте. 18. Революция 1905-1907гг. Начало, причины, ход революции. 19. Рождение политических партий. Советы рабочих депутатов. Работа I-ой и II-ой Государственных Дум (начало ХХ века). 20. Столыпин П.А. Аграрные преобразования. 21. I-ая мировая война. Ее причины и характер. Отношение к войне политических партий. 22. 1917г. Февральская революция. Свержение монархии. Двоевластие. 23. 1917г. Россия на перепутье. 1 Всероссийский съезд Советов. 24. Июльские события 1917г. Корниловский мятеж. 25. Октябрьское восстание большевиков. II съезд советов. Декреты «О мире», «О земле». 26. Гражданская война и интервенция в России. Политика «военного коммунизма». 27. Х съезд РКП (Б). Новая экономическая политика большевиков. 28. Политика РКП (б) в национальном вопросе. 29. Индустриализация в СССР. 1 и 2 пятилетние планы развития народного хозяйства. 30. Осуществление коллективизации сельского хозяйства. 31. Формирование административно-командной системы. Режим личной власти И. Сталина. 32. II-ая мировая война. Ее причины и характер. Отношение к войне политических партий. 33. Внешняя политика советского правительства в 30е годы. 34. Коренные изменения в международном развитии в послевоенный период. (1945-1955гг.). 35. Хрущев Н.С. Попытки реформ 1953-1964 гг. 36. Внешняя политика СССР в 1960-х – 1980-е гг. 37. Брежнев Л.И. От реформ к «застою». 38. Горбачев М.С. Попытки реформ. 39. Распад Союза: образование СНГ. Проблема межнациональных отношений. 40. Ельцин Б.Н. Конституция Российской Федерации 1993г. Современная Россия.

Процедура оценивания экзамена

К сдаче экзамена по дисциплине допускаются обучающиеся очной формы обучения, выполнившие тестовые задания по разделам дисциплины, и обучающиеся заочной формы обучения, выполнившие контрольную работу и тестовые задания.

Экзамен проходит в письменной форме и в форме собеседования. Обучающемуся достается экзаменационный билет путем собственного случайного выбора. Экзаменационный билет состоит из двух вопросов: первый вопрос охватывает период с древнейших времен до Iмировой войны; второй вопрос с 1914 года до настоящего времени. Для подготовки ответа на задания экзаменационного билета обучающемуся дается 45 минут. Защита ответа происходит в виде собеседования, на что отводится 15 минут. Ответ обучающегося оценивается в соответствии со шкалой оценивания.

Критерии оценки экзамена:

– оценка «отлично» выставляется, если студент обладает глубокими и прочными знаниями по предмету; при ответе на все вопросы продемонстрировал исчерпывающее, последовательное и логически стройное изложение; правильно сформулировал понятия, этапы и закономерности исторического развития общества; сделал выводы по излагаемому материалу; продемонстрировал навыки сравнительного анализа

разных исторических фактов, событий и процессов, а также культуру критического осмысления и интерпретации истории как показателя мировоззренческой и гражданской зрелости личности специалиста

– оценка «хорошо» выставляется, если студент обладает достаточно полным знанием изучаемой дисциплины; его ответ представляет грамотное изложение учебного материала по существу; отсутствуют существенные неточности в формулировании понятий; применен метод сравнения, сделан вывод; два вопроса доводятся до логического завершения при наводящих/дополнительных вопросах преподавателя; демонстрируется гражданская позиция.

– оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент имеет общие знания основного материала без усвоения некоторых существенных положений; формулирует основные понятия, этапы и закономерности исторического развития общества с некоторой неточностью; затрудняется в выводах и сравнениях, вопросы частично начаты, но не завершены до конца; но при помощи наводящих вопросов доводятся до конца; демонстрируется гражданская позиция.

– оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент не знает значительную часть материала; допустил существенные ошибки в процессе изложения; не умеет выделить главное и сделать вывод; приводит ошибочные определения; ни один вопрос не рассмотрен до конца, наводящие вопросы не помогают.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: