К преодолению трудностей в профессиональной коммуникации




1. Актуальность выбранной темы определяется социальными причинами, сложившимися в современной России. Сегодня существенно изменились требования, предъявляемые работодателями к выпускникам российских профессиональных учебных заведений, в том числе педагогических колледжей. Кроме высокого уровня профессиональных знаний современный специалист должен обладать достаточно высоким уровнем коммуникации. Выпускник дошкольного колледжа должен уметь осуществлять коммуникацию с детьми, их родителями, коллегами. В процессе профессиональной подготовки студентов колледжа выпускнику не представляет сложности установить контакт с детьми дошкольного возраста, их родителями, но он испытывает существенные трудности в установлении контактов и в общении с коллегами.

2. Трудности выпускника колледжа связаны с отсутствием понимания значимости профессиональной коммуникации, неумением общаться на профессиональном языке, находить эффективные пути и средства коммуникации с коллегами, организовать общение, в том числе и средствами новых коммуникативных технологий. Наличие этих трудностей усложняет процесс вхождения молодого специалиста в профессиональное сообщество, затрудняет процесс профессиональной и личностной самопрезентации в кругу коллег, препятствует полноценной самореализации в профессии. Как правило, коллектив детского сада - это небольшое, практически закрытое сообщество, (10-20 человек) в основном женщины, которые осуществляют коммуникацию внутри своего сообщества и часто у них нет необходимости коммуникации на профессиональные темы с другими педагогическими сообществами.

3. Это и не позволяет ему эффективно взаимодействовать с представителями других педагогических сообществ, что не обеспечивает ему в дальнейшей профессиональной деятельности успешность и профессиональный рост.

4. Практика образования в средних педагогических учебных заведениях свидетельствует о недостаточном внимании к процессу становления профессиональной коммуникативной компетенции студентов. Современная тенденция доминирования опосредованных форм взаимодействия педагога и студентов (дистанционное обучение, тестовые формы контроля) приводит к сокращению возможностей непосредственного речевого диалога педагога со студентом. При этом у студентов в процессе обучения крайне мало возможностей публичных выступлений перед сокурсниками, педагогами,

5. Таким образом существует противоречие между потребностью молодого специалиста - выпускника колледжа быстрее войти в профессиональное сообщество, самореализоваться в профессиональной деятельности и отсутствие необходимой системы подготовки студентов педагогического колледжа к преодолению возникающих трудностей профессионального общения.

6. Анализ научной литературы показал, что в настоящее время в науке накоплен определенный фонд знаний в области профессионального общения. В современной науке продолжаются рассматриваться новые аспекты таких понятий как: коммуникативность (Н.Н.Обозов, Р.А.Парошина), коммуникативное взаимодействие (Л.А.Шипилина), коммуникативные умения (И.П.Раченко, В.А.Якунин), коммуникативные свойства личности (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, В.А.Лабунская, А.В.Мудрик, Л.А.Петровская, А.У.Хараш), коммуникативные процессы (Г.М.Дридзе, А.А.Леонтьев, В.А.Якунин). ученых педагогов интересует роль коммуникации в педагогической деятельности. Кан-Калик В.А., Я.Л.Коломинский, Н.Ф.Радионова. Теоретические труды И.Л.Плужник, Э.В Балакиревой, Н.В.Кузьминой, А.К.Марковой и др. разрабатывают подходы и условия развития коммуникативных умений педагога в процессе профессионального образования. На современном этапе идут активные исследования проблемы формирование у педагогов профессиональной интернет-коммуникации (Воробьева Н.А. Недогреева Н.Г.) Сегодня в педагогической науке нет однозначной трактовки понятия «коммуникация». Понятие «профессиональная коммуникация», не адаптировано для студентов и выпускников педагогических колледжей.

7. Понятие подготовка к преодолению трудностей не раскрыт сущностно применительно к условиям педагогического колледжа.

8. Проблема трудностей в общении представлена в психологических исследованиях (А.Н. Леонтьев, 1979; В.А. Кан-Калик, 1986; А.К. Маркова, 1993; Т.А. Аржакаева, 1995, 1998; Е.В. Кузнецова, 1990; Е.А. Лещинская, 1990; Л.М. Митина, 1987, 1990, 1994; З.А. Нолиу, 1994; Л.А. Поварицина, 1995; В.В. Рыжов, ЛЖ. Стахеева, 1990; Э.Б. Стрелкова, 1990; Е.В. Цуканова, 1981; Т.С. Полякова, 1996; М.Т. Ногерова, 1997). Но не выявлены трудности профессиональной коммуникации студентов и выпускников колледжа, не определена их типология, объективные и субъективные причины их появления.

9. Проблема исследования состоит в изучении педагогических условий, необходимых для подготовки студентов педагогического колледжа к преодолению трудностей в профессиональной коммуникации.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: