Характеристика белорусского народного костюма




Художественное проектирование и изготовление женского платья делового стиля

 

1.
Характеристика модели

 

Характеристика белорусского народного костюма

 

Опишем, как был устроен белорусский народный костюм, чтобы дать общее представление о народном костюме вообще, чем характерна белорусская вышиванка и другие элементы одежды.

Преобладающим цветом в народном костюме белорусов был белый, другие цвета определялись местностью. Летом носили лен, зимой - сукно. Мужчины носили штаны, рубаху, шерстяной или плетеный узорчатый пояс. Голову покрывали картузом, капелюшем или магеркой, в зависимости от времени года. Женская одежда была многообразнее - юбка, рубаха, фартук, жилетка, наметка или платок на голову. Мужская и женская верхняя одежда отличались только длиной и украшениями, крой у них был одинаков.

Будничная одежда была простой, без украшений, а все свое мастерство женщины вкладывали в изготовление праздничной одежды. Её требовалось много.

Самая главная и необходимая часть одежды - рубаха (кашуля). Невеста должна была иметь 3-5 женских и 5-6 мужских рубах с вышивкой. Несколько рубах нужно было для себя, рубаха для свекрови в подарок, рубаха для жениха в подарок, для свекра и крестных. Многие сельхозработы сопровождались обрядами, связанными с одеждой. Так, в Витебской губернии выводили вола на пахоту и вытирали ему переносье женской рубахой, чтобы не боялся работы. А в Могилевской губернии выходили жать в лучшей одежде.

Кашули отличались разнообразием кроя и орнамента, с преобладанием геометрических форм. Ближе к югу Белоруссии в орнаменте появляются растительные мотивы. В мужских рубахах (белорусская вышиванка) украшались орнаментом рукава, ворот и подол. Мужскую рубаху носили поверх штанов, подпоясываясь поясом.

Женщины поверх рубахи надевали безрукавку и юбку. Рукава рубахи обильно декорировались орнаментом, заканчивались гладкой или манжетой «в сборку», которая соответствовала воротнику. Большую декоративную роль исполняла юбка, которая была разнообразна по декору и материалу. Её шили из льняного полотна, шерстяной ткани или смески льна с шерстью «дрыліховые». Юбки имели много названий. В зависимости от материала из льна «спадніца», из шерсти и полушерсти клетчатая или полосатая - «андарак».

По подолу проходит широкая цветная полоса с геометрическим орнаментом. Рисунок полос и клеток юбок («спадніц» и «андараков») отличается разнообразием, поражая богатейшей фантазией и тонким вкусом белорусских ткачих. В некоторых районах носили «паневы» - распашные юбки, соединенные только на поясе, а также «паневы-плахты».

Фартук - обязательная деталь белорусского женского народного костюма. Он был будничный и праздничный. Праздничный - украшали тканым или вышитым узором. В народных обрядах фартук использовали как подарок.

В Могилевской области мать жениха, встречая молодую, расстилала перед входом фартук, на который та должна была встать, а в Гродненской области молодая на второй день свадьбы дарила фартуки девочкам - членам новой семьи. Фартук закрывал юбку спереди целиком, поэтому его декору придавали большое значение. На белом льне вышивались геометрические узоры, которые увеличивались по ширине от верха к низу и узор заканчивался широкой полосой с крупным орнаментом.

Обязательной частью национальной одежды являлся пояс. Появляться на людях без пояса считалось неприличным. Поражает разнообразие узоров поясов, каждый из которых неповторим. Ряды геометрических фигур, расположенные по длине пояса в определенном ритме, в каждом случае просто уникальны.

Женщины носили длинный пояс, несколько раз обертывая его вокруг талии, мужские пояса были в «два обхвата». Поверх рубахи концы пояса завязывали под животом слева, на верхней одежде - выше живота спереди. Женатые мужчины носили широкие яркие пояса, холостые - узкие, шириной в два пальца. Поскольку при завязывании концы опускали на одежду, концы украшались «шарами», кистями, «кутасами». Поясам было отведено огромное значимое место в народных обрядах. Девушка дарила пояса во время сватовства. Накануне свадьбы она дарила жениху вместе с рубахой штаны и пояс, а сватам - пояса, прикрепляя их к плечу.

Перед венчанием развешивала пояса в амбаре, в хлеву, над сундуком в клети, чтобы в новой семейной жизни в доме был достаток. К свадебному столу молодую брат мужа вел на поясе, который хранился затем для будущего ребенка. Приезжая в дом мужа, молодая бросала на печь пояс. На второй день она дарила пояса мальчикам, членам новой семьи.

Пояс как обрядовый предмет требовался и после свадьбы. В первый год замужества молодая жена, сжав сноп, обвязывала его поясом, который дарила потом мужу.

С поясом у белорусов связаны некоторые приметы и поверья. Например, накануне Нового Года хозяйка связывала поясом однородные предметы попарно, чтобы все животные в доме «парились». А для того, чтобы овцы не разбегались в поле и вместе со стадом возвращались домой, выгоняя их в первый раз на пастбище после зимы, на пороге овчарни расстилали пояс и полотенце.

Верхняя одежда у белорусов имела несколько названий - зипун, свита, свитка. Свитку шили из полотна, сотканного из льняных и шерстяных нитей и обрабатывали, чтобы получалась плотная ткань. Стоячий воротник, вырезы карманов, края рукавов, правую запашную полу обшивали фабричной тканью, шерстяным плетеным шнуром и вышивали гарусом. По узорам угадывали, откуда прибыл на кірмаш владелец свитки. Женщины носили также безрукавки, которые имеют много названий - «гарсэт», «кабат», «шнуровка», «кітлік». Общее у них одно - шила безрукавку женщина один раз в жизни из дорогой покупной ткани. Это мог быть бархат, парча, шелк, шерстяная ткань, яркое сукно или ситец. Безрукавку расшивали лентами, позументом, шелковым шнуром. Готовили её в девичестве, донашивали в замужестве. Дорогая безрукавка передавалась по наследству.

Прически и головные уборы строго зависели от возраста и семейного положения женщины. Традиционная прическа девчат - одна или две косы с вплетенными лентами. Одним из древнейших типов женского головного убора была у белорусов наметка. После венчания в доме невесты совершали обряд «навивания» её на молодую. Девушка должна была приготовить несколько наметок, т. к. приходилось дарить их сватье, крестной и свекрови. На крестинах родильница дарила наметку «бабке», которая тут же надевала её на себя. Способы повязывания наметки очень разнообразны.

Белоруски носили также платки, которые надевали на чепец. Платки тоже завязывали по-разному. Чепец всегда был головным убором замужней женщины. Она носила его днем и надевала на ночь, убирая под него волосы. Выходя на улицу, поверх надевали платок. Чепцы были шелковые, шерстяные, атласные, с набивными узорами, украшены шелком, тесьмой.

До сих пор народные костюмы бережно хранятся в сундуках, их надевают на свадьбы, на праздники песни, на выставки народного творчества, устраиваемые в стране. Современные модельеры Беларуси черпают идеи и вдохновения из образа национального костюма. Яркой вспышкой на прошедшем в 2013 году конкурсе «Мельница моды» стала коллекция «История про ЭТО…» гомельского дизайнера Евгения Иванчика, основной идеей которой является насыщенность костюма национальными элементами и их интерпретация на современный лад.

Белорусский народный костюм представлен на рисунках 1.1.1 и 1.1.2.

 


Рисунок 1.1.1 - Белорусский народный костюм

 

Рисунок 1.1.2. - Белорусский народный костюм

 

Рисунок 1.1.3 - Коллекция «История про ЭТО…», автор Е. Иванчик, национальный фестиваль-конкурс «Мельница моды-2013»

 


Описание внешнего вида

 

На рисунке 1.2.1 представлено платье женское, выполненное из льняной однотонной ткани для повседневной носки. Платье прямого силуэта.

Перед цельновыкроенный, длина платья - до линии середины бедра, на уровне линии талии обработана кулиска, в которую вставлен декоративный шнур. В боковых швах обработаны разрезы - до линии бедер. Застежка выполнена в виде фигурного каплеобразного разреза, обработанного косой бейкой, на петлю и пуговицу.

Спинка со средним швом.

Рукава платья покроя реглан, длина рукава - до линии локтя, низ рукава обработан швом в подгибку, в припуск которого вставлена узкая эластичная тесьма.

Горловина платья овальной формы обработана косой бейкой.

Низ платья обработан швом в подгибку с закрытым срезом.

Отделкой платья служат повторяющиеся ряды отделочной тесьмы и вьюнчика настроченные по низу платья, на боковые разрезы и в области шва втачивания рукава; применение отделочного шнура.

Силуэтные линии плавные; имеются конструктивно-декоративные линии (шов втачивания рукава, линия выреза на переде, линия горловины) и декоративные (линии настрочной отделки платья: тесьма и вьюнчик); платье однотонное белого цвета. Пропорции по согласованности подобные (равные), ритм в костюме - простой, с элементами пропорционально-последовательного; модель симметрична и статична. Композиционный центр - отделочные элементы по низу платья (рисунок 1.2.1). Данная модель выбрана в качестве объекта труда.

На рисунке 1.2.2 изображена модель платья женского для торжественных случаев из льняной ткани А-образного силуэта.

Платье отрезное по линии талии.

Перед лифа состоит из двух частей: горизонтальной фигурной кокетки и нижней части; на лифе платья обработаны фигурные рельефы, для достижения прилегания по талии и выпуклости по груди.

Спинка лифа платья состоит из двух частей: горизонтальной фигурной кокетки и нижней части; в среднем шве спинки обработана застежка на тесьму - «молния», обработаны рельефы.

Горловина платья окантована отделочной косой бейкой.

Открытые части пройм обработаны обтачками.

Юбка полусолнце. В шов притачивания юбки к лифу вставлен стилизованный фартук, как на переде, так и на задней части юбки. Низ юбки обработан швом вподгибку с закрытым срезом.

Отделкой платья служат настроченные на перед и спинку, на нижние части фартуков отделочные тесьмы разной ширины и вьюнчик, идущий ряд вышивки по низу фартука.

Силуэтные линии прямые плавные, имеются конструктивные линии (средний шов спинки, шов притачивания юбки к лифу), конструктивно-декоративные (рельефы, шов притачивания кокетки), декоративные (складки на юбке платья, настроченные отделочные элементы); колористическое решение платье выполнено по принципу резкого контраста - цвет основных деталей платья красный, цвет деталей фартука - белый; пропорции по согласованности контрастные - узкий прилегающий лиф и свободная юбка, ритм - пропорционально-последовательный; модель динамична и асимметрична; композиционный центр - фартук (рисунок 1.2.2).

На рисунке 1.2.3 представлена модель платья-туники женской из льняной ткани трапециевидного силуэта для повседневной носки.

Перед состоит из двух частей: горизонтальной кокетки и нижней части, нижняя часть присборена, на ней обработаны два накладных кармана.

Спинка состоит из двух частей: горизонтальной кокетки и нижней части, нижняя часть присборена; в среднем шве кокетки спинки обработана застежка на тесьму - «молния».

Горловина V-образная, обработана обтачкой, по контуру горловины настрочены отделочная тесьма и вьюнчик.

Низ туники обработан швом вподгибку с закрытым срезом.

Рукава-фонарик одношовные втачные, низ рукавов обработан притачной манжетой.

Отделкой платья служат настроченные на карманы, горловину и низ туники отделочная тесьма и вьюнчик.

В модели присутствуют прямые силуэтные линии; пропорциональное соотношение - контраст (линия талии сильно завышена, форма вписывается в трапецию); платье однотонное с применением отделки контрастных цветов; ритм в модели пропорционально-последовательный и радиально-лучевой; модель симметрична, динамична; композиционный центр - контрастное сочетание цветов и отделка (рисунок 1.2.3).

На рисунке 1.2.4 изображена модель платья женского для повседневной носки овального силуэта из льняной ткани.

Платье отрезное по линии талии.

По переду обработаны фигурные рельефы.

Спинка имеет средний шов, в котором обработана застежка на тесьму - «молния», обработаны рельефы.

Юбка широкая овальной формы.

Горловина обработана обтачкой на лицевую сторону, под которую вставлен шнур.

Рукава покроя реглан, низ обработан швом в подгибку с закрытым срезом, в припуск которого вставлен шнур.

Низ платья обработан притачной манжетой.

В качестве отделки выступают примененные отделочные ленты и кружево.

В модели присутствуют все виды линий: плавные кривые - силуэтные, конструктивные (линия втачивания рукавов), конструктивно-декоративные (рельефы), декоративные (отделочные ленты и кружево на переднике и переде лифа платья); модель выполнена в однотонном цветовом решении; пропорции по согласованности нюансные, ритм - простой; модель статична и симметрична; композиционный центр - форма и отделка (рисунок 1.2.4).

На рисунке 1.2.5 представлено сценическое платье из льняной ткани. Силуэт - Х-обрахный.

Платье отрезное по линии талии.

Перед лифа платья цельновыкроенный. Обработаны рельефы.

На спинке обработана застежка шнуровкой корсетного типа.

Юбка солнце-клеш, низ асимметриный. В шов притачивания юбки к лифу платья вставлен подъюбник из фатина для придания ей формы.

Горловина - прямоугольной формы и обработана обтачкой.

Рукава одношовные втачные свободной формы, низ рукавов обработан швом вподгибку с закрытым срезом, в припуск которого вставлена узкая эластичная тесьма.

Низ платья фигурной формы обработан швом в подгибку потайной строчкой (подшит).

В качестве отделки отделочная лента разной ширины, кружево, вьюнчик ярких цветов.

В модели присутствуют как силуэтные линии (боковой шов, плечевой), так и конструктивно-декоративные (рельефы, складки на юбке), декоративные - линии отделочных элементов; использовано нюансное цветовое решение - лиф и юбка голубого цвета, рукава - белые; пропорции по согласованности нюансные, ритм - пропорционально-последовательный и радиально-лучевой; модель динамична и симметрична; композиционный центр - яркая отделка платья декоративными элементами (рисунок 1.2.5).

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: