Охарактеризуйте внутриорганизационные конфликты. Сравните виды конфликтов. Оцените положительные и отрицательные стороны конфликтов.




Сравните формальные и неформальные группы. Проанализируйте методы повышения эффективности работы групп.

· Группа – два или более человек, которые работают вместе для достижения общих целей.

Группы в организациях: формальные и неформальные.

· ФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ - это группы, возникающие по инициативе администрации и входят определенным подразделением в организационные структуры и штатное расписание предприятия. Их социальная группа, структура и деятельность рационально организованы и стандартизованы в соответствии с точно предписанными групповыми правилами, целями и ролевыми функциями. В формальных группах социальные отношения носят безличный характер и осуществляются через предварительно определенные роли.

· НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ - это свободно образованные малые социальные группы людей, которые вступают в постоянное взаимодействие для достижения личных целей.

 

+ неформальных групп - неформальных групп
Приверженность группы переходит в привязанность к организации Непризнание со стороны руководителей, которые считают, что существование этих групп – результат неэффективного руководства
Нежелание нарушать социальные связи приводит к нежеланию покинуть организацию Члены неформальных групп считают, что к ним относятся несправедливо и соответствующим образом на это реагируют

 

 

общее различия
имеют определенную организацию (структуру) ФОРМАЛЬНЫЕ: Цель создания определяется организацией в соответствии с местом группы в орг. структуре НЕФОРМАЛЬНЫЕ: Цель: удовлетворение социальных потребностей
имеют определенные неписаные правила ФОРМАЛЬНЫЕ: Создаются по заранее разработанному проекту НЕФОРМАЛЬНЫЕ: Создаются спонтанно
имеют определенный процесс образования ФОРМАЛЬНЫЕ: Лидер назначается организацией НЕФОРМАЛЬНЫЕ: Лидер признается группой
имеют определенные разновидности ФОРМАЛЬНЫЕ: Формальные каналы связи НЕФОРМАЛЬНЫЕ: Неформальные каналы как в группе, так и за ее пределами
  ФОРМАЛЬНЫЕ: Воздействие экономического и административного характера НЕФОРМАЛЬНЫЕ: Методы персонального психологического воздействия

На эффективность работы формальных и неформальных групп влияют одинаковые факторы:

1. Размер группы. По мере увеличения группы общение между членами усложняется. Кроме того, внутри группы могут возникнуть неформальные группы со своими целями. В маленьких группах (из 2 — 3 человек) люди чувствуют персональную ответственность за принятие определенного решения. Считают, что оптимальный размер группы 5 — 11 человек.

2. Состав группы. Считается, что наиболее оптимальное решение могут принять группы, состоящие из людей, которые находятся на различных позициях (т.е. непохожих людей).

3. Групповые нормы. Человек, который хочет быть принят группой должен соблюдать определенные групповые нормы. (Положительные нормы — нормы, которые поддерживают поведение, направленное на достижение целей. Отрицательные нормы — нормы, которые поощряют поведение, не способствующее достижению целей, например, кражи, опоздания, прогулы, употребление спиртных напитков на рабочем месте и др.).

4. Сплоченность. Рассматривается как мера тяготения членов группы друг к другу и к группе. Высокий уровень сплоченности группы может повысить эффективность функционирования всей организации.

5. Групповое единомыслие. Это тенденция подавления отдельным человеком своих взглядов на какое-нибудь явление, с тем чтобы не нарушать гармонию группы.

6. Конфликтность. Различие во мнениях повышает вероятность конфликта. Последствия конфликта могут быть положительными, так как позволяют выявить разные точки зрения (это ведет к повышению эффективности группы). Отрицательные последствия заключаются в снижении эффективности группы: плохое состояние духа, низкая степень сотрудничества, смещение акцента (придание большего внимания своей «победе» в конфликте, а не решению реальной проблемы).

7. Статус членов группы. Он определяется старшинством в должностной иерархии, названием должности, образованием, опытом, информированностью и др. Обычно члены группы с высоким статусом оказывают большее влияние на других членов группы. Желательно, чтобы мнение членов группы с высоким статусом не было доминирующим в группе.

Охарактеризуйте внутриорганизационные конфликты. Сравните виды конфликтов. Оцените положительные и отрицательные стороны конфликтов.

Конфликт – процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон участников в решении проблемы, имеющей личную значимость.

Виды конфликтов:

1) Внутриличностные (внутри одного человека);

2) Межличностные (между отдельными людьми);

3)
Социальные (между группами людей).

Стили поведения и решения конфликтных ситуаций:

1. Соревнование (конкуренция) – действие только в своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

2. Уклонение (избегание) - уход от ответственности, при этом отсутствует внимание интересам обеих сторон.

3. Компромисс достижение половинчатой выгоды для каждой стороны за счет взаимных уступок

4. Приспособление полное признание правоты другого в ущерб собственным интересам.

5. Сотрудничество позволяет учесть интересы обеих сторон.

Положительные стороны Отрицательные стороны
Положительное развитие: положительное развитие конфликта: оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов.     Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы. Негативное развитие: вероятность возникновения ситуации, когда одна из сторон упорно и жёстко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны.   Применение нравственно осуждаемых методов борьбы, психологическое давление.
Позитивные последствия: · Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и в · результате люди чувствуют себя причастными к решению важной для них проблемы. · Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь. · Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов и могут использовать его в будущем. · Эффективное разрешение конфликтов между преподавателями и учащимися разрушает так называемый «синдром покорности» - страх открыто высказывать свое мнение, отличное от других. · Улучшаются отношения между людьми. Негативные последствия: · Конкуренция между людьми. · Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям. · Представления о противоположной стороне как о «враге», о своей позиции – как об исключительно положительной, о позиции оппонента – только как об отрицательной. · Сворачивание или полное прекращение взаимодействия с другой стороной, препятствующее достижению общих целей. · Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы. · Чувство обиды, неудовлетворенности, плохое настроение, снижение мотивации учебной деятельности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: