Описание ультразвукового измерителя октанового числа бензина
Известно множество различных способов измерения октанового числа бензина, на основе которых освоен выпуск октаномеров. Например, широко применяемый в России прибор ZX101C фирмы Zeltex использует метод измерения октанового числа, основанный на поглощении бензином инфракрасного излучения в диапазоне 800…1100 нм. Запатентованная оптическая схема прибора содержит 14 светофильтров, в результате чего образуются 14 отсчётов спектра поглощения в указанном диапазоне. Далее на основе калибровочной модели вычисляется октановое число.
Выпускается также лабораторный анализатор ХХ-440, предназначенный для экспресс-анализа октанового числа бензина. Он прост в использовании и имеет высокую надёжность благодаря сложнейшим современным технологиям и запатентованным техническим решениям, применённым при его создании. После каждого включения прибор самотестируется для достижения максимальной точности. Результаты измерения отображаются на дисплее и могут быть распечатаны на встроенном принтере с указанием номера пробы, даты и времени проведения испытаний. Но стоимость такого прибора измеряется десятками тысяч долларов США. Создать аналогичные октаномеры в домашних условиях весьма затруднительно даже очень опытному радиолюбителю.
Для создания малогабаритного и дешёвого прибора оперативного контроля качества топлива можно воспользоваться ультразвуковым методом определения октанового числа бензина, в основе которого лежит измерение скорости распространения ультразвука в бензине. На основе этого метода отечественной промышленностью уже выпускаются октаномеры АС-98, SHATOX SX-150, ОКТАН-ИМ и др.
|
Рассматриваемый ниже октаномер не претендует на высокую точность определения октанового числа бензина по сравнению с заявленной точностью промышленных приборов, но, тем не менее, позволяет отличить хороший бензин от плохого. Это немаловажно для автолюбителя, так как качество бензина на многих АЗС, к сожалению, не соответствует нормам. К тому же, такой октаномер прост в изготовлении, требует минимального налаживания, в нём использована дешёвая элементная база.
Описание принципиальной схемы ультразвукового измерителя октанового числа бензина
Рисунок 2 – принципиальная схема октаномера
Принципиальная схема октаномера, работающего по описанному принципу, представлена на рисунке 2. Передатчик и селективный детектор ультразвукового сигнала построены на базе микросхемы тонального декодера LM567 (DA2). Эта микросхема представляет собой синхронный детектор, опорный генератор которого охвачен петлёй ФАПЧ. Генератор можно настроить на любую частоту F от 100 Гц до 500 кГц (2), выбрав соответствующие параметры элементов C6, R9 и R10:
(2)
Поскольку в приборе используются ультразвуковые преобразователи MA40S4R (BM1) MA40S4S (BA1) с резонансной частотой 40 кГц, то и частота генератора должна быть такой же. За счёт использования одного и того же генератора для формирования излучаемого импульса и детектирования принятого обеспечивается устойчивая настройка приёмника на сигнал передатчика.
Кварцевый генератор на логическом элементе DD8.4 формирует счётные импульсы частотой 1 МГц, заполняющие с помощью элемента DD8.3 импульс разности излучённого и принятого сигналов, образующийся на выходе элемента DD8.1. Таким образом, число импульсов, прошедших через элемент DD8.3, равно длительности прохождения ультразвука мерного отрезка в бензине, выраженной в микросекундах. Для бензина разных марок при температуре 20 °С и длине мерного отрезка 1 м это число (N) указано в таблице 2.
|
Таблица 2 – число импульсов, прошедших через элемент DD8.3 для бензина разных марок при температуре 20 °С и длине мерного отрезка 1 м
Бензин | N | N mod 128 |
АИ-80 | ||
АИ-92 | ||
АИ-95 | ||
АИ-98 |
Импульсы подсчитывает счётчик DD1. Поскольку используется только 7 его разрядов, в которых может содержаться число не более 127, в процессе счёта они многократно переполняются и по его завершении в них находится остаток от деления числа подсчитанных импульсов на 128 (N mod 128). Эти остатки уже указаны в таблице 2. Поскольку разница между максимально и минимально возможными значениями остатков числа импульсов не превышает 127, неоднозначности отсчёта при анализе только 7 разрядов счётчика не возникает.
Число с выходов счётчика поступает на один из входов цифрового компаратора на микросхемах DD3 и DD5. На второй вход компаратора с помощью переключателя SA1 поочередно подают числа, соответствующие эталонной длительности задержки для четырёх марок бензина. Эти числа устанавливаются на входах буферных элементов DD2, DD4, DD6 и DD9 в инверсном двоичном коде, поскольку эти элементы – инвертирующие. Поскольку выходы этих элементов имеют 3 состояния, их можно объединить в общую шину, что и сделано в октаномере.
|
При другой длине мерного отрезка (длине бензобака) образцовые числа N изменяются пропорционально, затем берутся остатки от их деления на 128.
Приступая к измерению октанового числа бензина, следует установить переключатель SA1 в положение «АИ-80». Затем обнулить счётчик нажатием на кнопку SB1, и нажав на кнопку SB2, произвести измерение. Если октановое число бензина меньше эталонного для бензина этой марки, то включится красный светодиод HL3. Если оно равно эталонному, включится жёлтый светодиод HL2. Если больше, то будет включён зелёный светодиод HL1. В последнем случае следует последовательно переводить переключатель SA1 в положения, соответствующие большим октановым числам, продолжая наблюдать за светодиодами.
Налаживание прибора сводится к установке частоты 40 кГц на выводе 5 микросхемы DА3 с помощью подстроечного резистора R9. Если использовать более высокочастотные ультразвуковые преобразователи на 100 или 200 кГц, то частоту генератора необходимо соответственно увеличить. Однако следует иметь в виду, что с повышением частоты ультразвука его затухание в бензине растёт. Поэтому размеры бака, в котором производятся измерения, придётся уменьшить, а это увеличит погрешность прибора.
Цифровые микросхемы, используемые в октаномере, можно заменить их импортными аналогами 4000 и 74НС. Вместо стабилизатора напряжения LT3013EFE подойдёт любой линейный стабилизатор с регулируемым или фиксированным выходным напряжением 5 В и максимальным током нагрузки не менее 100 мА. Поскольку на стабилизаторе рассеивается мощность около 0,7 Вт, его нужно снабдить теплоотводом.
Рисунок 3 – схема термостата
Схема термостата показана на рисунке 3. Он построен на специализированной микросхеме термостата LM56BIM (DA1), которая имеет встроенный датчик температуры
источник образцового напряжения 1,25 В (вывод 1).
Температуру включения и выключения нагревателя задают значениями напряжения (2), (3) соответственно на входах UTL (вывод 3) и UTH (вывод 2), которые должны быть равны:
(2);
(3);
где TL и TH – заданные значения температуры соответственно включения и выключения нагревателя, °С.
Эти напряжения получают из образцового напряжения Uref (вывод 1) с помощью резистивного делителя напряжения R1 – R3. Задавшись значением RΣ=R1+R2+R3 сопротивления этих резисторов (4), (5), (6) можно рассчитать по формулам:
(4);
(5);
(6).
Указанные на схеме номиналы резисторов R1 – R3 обеспечивают температуру включения нагревателя около 18 °С, в температуру его выключения около 26 °С. Если температура бензина меньше 18 °С, то светится светодиод HL2 и включается нагревательный элемент ЕК1. Если температура выше 26 °С, то нагреватель выключается, но включается светодиод HL1. Следовательно, когда включён любой из светодиодов, производить измерение октанового числа бензина не стоит.
Для правильного измерения температуры бензина корпус микросхемы LM56BIM должен иметь хороший тепловой контакт с бензобаком. Для подогрева бензобака использованы самоклеящиеся нагревательные фолии.