ФРАНЦУЗСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ – КЛАВЕСИНИСТЫ




ЖАН ФИЛИПП РАМО (1683, Дижон – 1764, Париж) – крупнейший французский композитор XVIII века, музыкальный теоретик. Играл на органе (отец органист), клавесине, скрипке. Писал программные пьесы для клавесина, комические оперы и лирические трагедии, мотеты и кантаты.

ЛУИ КЛОД ДАКЕН (1694 – 1772, Париж) – французский композитор, органист, клавесинист. Одержал победу над Рамо в игре на органе (виртуоз, импровизатор). Писал в стиле рококо, с чертами галантности, обилием украшений. Пьесы для клавесина программны. Писал кантаты, мотеты, мессы.

ФРАНСУА КУПЕРЕН (1668 – 1733, Париж) – французский композитор, органист из знаменитой семьи музыкантов. Его называли «Великий Куперен». Это вершина французской классической музыки. Его высоко ценили И. Бах, Г. Гендель. Он создал множество программных пьес для клавесина.

БАРТОЛОМЕО КРИСТОФОРИ (1655, Падуя – 1731, Флоренция) – итальянский мастер музыкальных инструментов. Работал при дворе герцога Фердинандо Медичи. Изобрёл в 1709 – 1711 инструмент с ударным молоточковым механизмом и назвал его «клавесин с тихим и громким звуком» (gravi cembalo col piano e forte).

 

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ

Родился 21 марта 1685 года в г. Эйзенахе в Тюрингии. Тюригия – прекрасный горно – лесной край, «зелёное сердце» Германии. Невысокие горы покрыты густыми лесами, воздух лёгкий и вольный. Близость с природой делает жителей приветливыми и общительными, в этом крае очень любят музыку.

Из поколения в поколение все Бахи были музыкантами, дети с ранних лет осваивали музыкальное ремесло, подрастая, становились трубачами, флейтистами, скрипачами, органистами, канторами (руководителями хора), учителями пения, композиторами. Многие женились на дочерях музыкантов, поэтому дети рождались музыкально одарёнными. Иоганн Себастьян Бах гордился древностью своей фамилии, даже составил родословную из 53 представителей. Старейшим был назван булочник Вейт Бах, некоторое время живший в Венгрии. Вейт Бах умер в 1619 году. Один из его сыновей по прозвищу «Ганс – музыкант» был прадедом великого композитора.

Отец – Иоганн Амвросий Бах – весёлый музыкант, рослый, плотного сложения, с широким лбом, большим неправильной формы носом, упрямым подбородком, простодушным взглядом тёмных глаз с насмешливой искоркой.

Мать – Элизабет – дочь скорняка, в детстве пасла овец, хозяйка была отменная. В Эйзенахе в маленьком домике Бахов с высокой крышей, крытой черепицей, всё блистало чистотой.

В 1695г. умирает мать, а через год – отец.

В 1692 году поступает в гимназию, начинает петь в эйзенахском школьном хоре. Слух и голос у него были очень хорошие. С 10 лет (после смерти родителей) живёт в Ордруфе у старшего брата Иоганна Христофа (городского органиста), который стал его учителем. Он был неплохим музыкантом (3 года учился у известного органиста и композитора Пахельбеля), но считался «сухарём» и педантом, учил своих младших братьев самым нудным образом, запрещал играть пьесы лучших композиторов, которые маленький Себастьян начал ночами переписывать при лунном свете.

В 15 лет Себастьян был принят в Люнебургскую гимназию в знаменитый детский хор «Рыцарской академии», зачислен на стипендию и унизительная зависимость от жестокосердного брата закончилась.

Три года в Люнебурге были счастливым временем: пение в хоре, затем участие в оркестре, приобщение к прекрасной музыке, посещение хорошей нотной библиотеки, прекрасный орган в церкви св. Иоганна и возможность слушать игру прекрасного органиста Георга Бёма, ученика знаменитого Рейнкена. Себастьян и Бём стали друзьями. Пешком Себастьян ходил в Гамбург, где был оперный театр и превосходный большой орган в церкви св. Каталины, на котором играл прославленный Иоганн Адам Рейнкен.

В 18 лет получил место скрипача в капелле герцога Веймарского, затем становится органистом.

Когда в Ариштадте приобрели орган для новой церкви, Бах был приглашён на торжественное освящение. Игра его произвела огромное впечатление, его приглашают стать органистом и Себастьян становится «арнштадским Бахом». После поездки в Любек, где Бах познакомился с замечательным немецким органистом Дитрихом Букстехуде, молодого органиста обвинили в самовольной отлучке и сурово наказали.

С 1708 года – служба в Веймаре органистом и концертмейстером у герцога Вильгельма Эрнста. В Веймаре - прекрасный орган, поэтому здесь он создаёт свои органные произведения: фантазии, таккаты и фуги, большие прелюдии.

В 1714 г. Поездка в г. Галле для пробы нового органа (это родина замечательного немецкого композитора Георга Генделя, сверстника Баха, с которым он не был знаком) и выступление в Касселе. Игра Баха потрясла слушателей и он признан первым органистом.

В 1717 г. поездка в Дрезден для состязания на первенство в игре на клавире и органе с прославленным французским виртуозом Маршаном. После импровизации Бах Маршан незаметно покинул гостинную и спешно уехал из Дрездена.

С 1718 г. служба в Кётене у герцога Леопольда Кётенского придворным капельмейстером. Герцог очень любил музыку: пел, играл на гамбе (похожа на виолончель). Бах сочиняет для герцога и своих подрастающих сыновей. Отсутствие органа побуждает писать для клавира и камерных ансамблей. Для герцога – сонаты для гамбы и клавира, для подрастающего сына Вильгельма Фридемана – маленькие прелюдии и фуги, для жены и дочери – песни и арии, концерты для двух скрипок и клавира (для себя и старшего сына), I том «Хорошо темперированного клавира».

С 1723 г. служба в Лейпциге кантором в школе при св. Томаса, где он проработал 27 лет, до конца своей жизни. Работа в школе при Томаскирхе (церковь св. Фомы), поэтому сочинение кантат, «Страстей по Матфею» (это более сложные вокально – хоровые произведения) и величайшей «Высокой» мессы си минор.

С 1729 г. Бах стал руководителем студенческого музыкального общества, возрождает студенческий оркестр, поэтому сочиняет танцевальные сюиты для оркестра и светские кантаты для лейпцигского студенческого кружка. Издаёт сюиты для клавира, пишет «Итальянский концерт».

В 1707 году Бах женится на двоюродной сестре Марии Барбаре Бах. В 1720 г. Мария скоропостижно скончалась (36 лет), оставив четырёх детей (Катарину Доротею, Вильгельма Фридемана, Филиппа Эммануила, Иоганна Христиана).

В 1722 г. Бах женился вторично. Женой Баха стала молоденькая (20 лет) Анна Магдалена, дочь придворного трубача Иоганна Вюлькена. Она была моложе Баха на 16 лет, стройная, белокурая, привлекательная, весёлая и открытая, имела красивый голос (сопрано), была зачислена в капеллу певицей.

Дети радовали Баха. Старший сын – стал «дрезденским Бахом», второй сын – придворным клавесинистом у короля Фридриха II в Берлине. Младший сын – Иоганн Христиан – стал «миланским Бахом» (единственный из всей семьи получил образование в Италии, где с успехом шли его оперы). Позднее он жил в Лондоне.

28 июля 1750 года Бах умер. Он был слеп, но за 10 дней до смерти прозрел. Тело его погребли на кладбище при церкви св. Иоанна. Со временем кладбище сравняли, и след могилы был утерян.

Судьба и творчество И. С. Баха.

1) Германия в XVII – XVIII веках – отсталая, раздробленная на мелкие княжества, разобщённая, опустошённая. Засилие религиозной догматики. Церковь очень сильна и распространяет своё влияние не только на общественную жизнь, но и на сферу искусства.

2) В этой обстановке судьба Баха не отличается особой исключительностью – это типичная судьба немецкого музыканта (тяжёлое детство, постоянный каждодневный труд, самообразование, связь с церковью на протяжении всей жизни). Поэтому для нас очень важно понять, почему появился великий Бах, в этом вся сложность.

Бах – типичный бюргер, горожанин, отсюда его ремесленная закваска (это сильная сторона – очень хорошо знал своё ремесло, поэтому смог обобщить все достижения предшественников). Он никогда не выезжал за пределы своей страны и особенно не страдал от этого (так жили в основном все бюргеры).

В тесной связи с обстановкой складывалось и мировоззрение Баха:

а) гуманист – основные темы его творчества: страдание и сострадание (связь с историческими событиями в Германии);

б) оптимист – наряду с темой страдания (скорбь, порой доходящая до трагизма) всегда тема просветления, очищения;

в) мыслитель – философ – неотъемлемая черта немецкой нации. Именно Германия выдвинула таких философов, как И. Кант, Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс.

Немцы менее эмоциональны, нежели итальянцы, французы, но за счёт своей сдержанности, собранности они смогли создать целое направление – немецкую классическую философию, которая явилась значительным вкладом в развитие философской науки. В произведениях Баха воплощена необычайная сложность мира, сконцентрированность мысли, отсюда та необъятная глубина, всеохватность его творений. Он считал, что «музыка должна будить мысль человеческую, помогать очищению людскому».

Черты характера композитора тоже тесно связаны с немецкими национальными особенностями: трудолюбие, упорство, настойчивость, терпение, сдержанность, доброта, гостеприимство, скромность и т.д.

Значение творчества композитора.

Почему гениальный композитор воспринимался современниками скучным, слишком учёным музыкантом и был забыт.

1.Общая тенденция усиления значения светской музыки.

2.Глубина идей в его произведениях и наполненность мысли (философичнось), отсутствие внешней яркости, эффектности, как у итальянцев и французов.

3.Великое можно осознать лишь спустя несколько лет («большее видится на расстоянии»).

4.Сильно опередил своё время, и лишь романтики, особенно композиторы XX века (И. Хиндемит, Д. Шостакович), осознали величие Баха, т.к. в центр внимания ставится духовное начало, нравственная сторона человека, сильное эстетическое воздействие на массы людей, воспитательное значение искусства.

 

КЛАВИРНОЕ ТВОРЧЕСТВО И. С. БАХА

 

В XVII в. развивается светская музыка. Заметно стремление освободиться от опеки и власти церкви, поэтому активно развивается опера, инструментальные жанры: скрипичные концерты, клавирные миниатюры.

С I половины XVIII века наблюдается заметный подъём клавирного искусства (Франсуа Куперен, Жан Филипп Рамо, Доменико Скарлатти, Георг Гендель и др.)

Что привнесли французские клавесинисты в развиие клавирного искусства.

а) приёмы звукоизобразительности (отсюда в произведениях часто проявляется развлекательность, нет глубины замысла);

б) изящество, утончённость;

в) «технику ради радости»;

г) сферу чистого клавесинизма.

В Италии (Доменико Скарлатти) – формируется жанр сонаты. В Германии Иоганн Кунау затронул в клавесиной музыке более сложную сферу образов и чувств.

Бах (в отличие от клавесинистов) стремился поднять бытовые формы и жанры клавирной музыки на высоту и уровень большого, возвышенного искусства. Формы и жанры клавесинистов не всегда соответствовали глубоким замыслам и характеру баховских образов, поэтому главная его задача – преодолеть ограниченность средств и заставить инструмент, предназначенный для аккомпанемента или непритязательного домашнего музицирования заговорить серьёзно и внушительно о значительных и важных явлениях жизни.

Бах обобщал всё новое из разных видов музыкальной культуры:

а) органная музыка - сфера высокой лирики и патетики; импровизационные и имитационные формы;

б) скрипичная музыка – виртуознный, концертный стиль, кантиленность мелодики, жанр концерта (клавирный концерт);

в) оперная литература – выразительные яркие мелодии, патетические высказывания – монологи.

ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ КЛАВИР (ХТК)

ХТК – шедевр мировой музыкальной культуры. Два столетия ХТК – любимое произведение не только профессионалов, но и любителей музыки, это не столько тренаж для исполнителей (хотя сам Бах преследовал педагогические и технические цели – доказать равноправие всех 24 тональностей), сколько источник самого высокого вдохновения.

«ХТК» - моя музыкальная Библия» (Бетховен).

«ХТК – лучшая грамматика» (Шуман. «Жизненные правила музыкантов»).

«ХТК должен стать твоим хлебом насущным… ХТК – надёжный посошок на дальнюю дорогу» (Стасов).

«ХТК – наилучший источник молодости, обновляющий душу» (Пабло Казальс).

В конце XVII века натуральный строй был заменён темперированным. Первые открыватели – Царлино и Арон (Италия), а также Бергмейстер (немец) – 1691г.

До Баха было много практических опытов у других композиторов. Однако ХТК Баха отличается от всех своих предшественников высокой художественностью (сам же композитор скромно называл их «упражнениями для музыкального юношества»).

ХТК состоит из 2 –х частей, которые создавались в разное время: I т. – 1722 г. (Кётен), II т. – 1744 г. (Лейпциг). В основе ХТК лежит двухчастный полифонический цикл – прелюдия и фуга (мини – цикл). Между ними существует внешний контраст (импровизационная прелюдия и строго конструктивная фуга), который часто усиливается внутренним. Например, прелюдия и фуга c moll – энергичная, моторная прелюдия и изящно – танцевальная фуга.

Прелюдия и фуга – g moll – идиллическая прелюдия и скорбно – патетическая фуга. Прелюдия и фуга D dur – лёгкое скольжение, скрипичная фактура в прелюдии и пышная, театрально – нарядная фуга.

Мини – цикл может быть слитным. Например: прелюдия и фуга es moll, прелюдия и фуга h moll.

Разбор прелюдии c moll, I том:

Этот мини- цикл, несмотря на контраст, представляет собой единое целое (одна тональность, активность движения, драматический характер кульминаций, «затухающие» просветлённые заключения).

Прелюдия – моторная, энергичная, целеустремлённая, состоящая из нескольких разделов.

I раздел – единообразная фактура, чёткий, энергичный ритм, быстрый темп, непрерывный текучий характер.

II раздел – чёткое движение сменяется импровизационным эпизодом (широкий разбег арпеджированных пассажей), подводящим к патетическому речитативу – кульминации прелюдии.

Затем небольшое заключение на тоническом органном басу.

Фуга – характер танцевальный, грациозный, но с элементами упругости и решительности. Это не танец в чистом виде, а обобщённый жанр (характерный ритм, повторность ритмической структуры, эффект квадратности).

Тема – компактна (2 т.), ладово устойчива (начинается с I ступени, заканчивается полной несовершенной каденцией). Фактура – скрытая полифония, лад – гармонический moll. Изложена в среднем голосе.

Ответ – в сопрано (высокий регистр, отсюда более светлый колорит), тональный (в g moll).

Противосложение - удержанное, более однотипно в ритмическом отношении (по сравнению с темой).

Интермедия 1 – небольшая (2 т.) на основной интонации темы. Третье проведение темы в басу (виолончельный регистр придаёт ей более массивное звучание).

Интермедия 2 соединяет экспозицию фуги с разработкой, которая начинается в Es dur (параллельной тональности c moll). Она компактна – ещё второе проведение в g moll.

С возвращением основной тональности наступает 3 раздел фуги – реприза. Тема проводится дважды. Первый раз – как в экспозиции (в том же голосе и регистре, только трёхголосно). Затем последняя, самая развёрнутая интермедия 5 подводит к кульминационному проведению темы в басу (грузно, энергично, значительно). Завершается фуга кодой (на T – на органном басу звучит тема в сопрано, как бы «затухая» на мажорной тонике).

Таким образом, форма фуги - трёхчастная.

Сюита c moll.

Бах создал 18 сюит: 6 французских, 6 английских, 6 партит.

Новаторство Баха.

1.Использовал традиционную схему, но при этом насыщает танцы полифонией, приближает аллеманду к прелюдии, жигу к фуге. Сарабанда - центр лирических эмоций, импровизационность развёртывания.

2.В танцах утрачиваются связи с их первоисточниками. Остаётся лишь характер движения, некоторые метроритмические особенности. Зато в интермеццо – группа танцев между сарабандой и жигой – сохранятся жанровые черты.

3.Новая тенденция – контрастность. Не ограничивается различиями в движении, ритме и т.д., приводит к внутреннему контрасту, контрасту образов. Например, в английских сюитах возрастает драматическая роль контрастов. Стиль, манера, изложение – более виртуозные, концертные («укрупнение мазка»).

Значение сюит Баха.

Принцип «несюитного», драматического контраста становится основой будущих циклических композиций.

Итальянский концерт F dur

История создания и значение этого произведения.

1.Был написан в Лейпциге в 1735 г. Это одно из последних сочинений Баха в концертном жанре. Бах является родоначальником клавирного концерта, но достигает концерт классической формы в творчестве Моцарта.

2.Музыкальные общества (любительские и профессиональные) ставили перед композитором задачи чисто концертного репертуара.

Почему «итальянский»?

Бах использовал традиции итальянского сольного скрипичного концерта:

а) трёхчастный цикл по принципу итальянского контраста (контраста движения: быстро – медленно – быстро);

б) стремление облегчить (от полифонической перегрузки) фактуру;

в) виртуозный стиль и кантилена средних частей;

г) стремительная динамика, демократизм музыкальных образов.

Итальянский концерт по характеру перекликается с

1) увертюрами итальянских комических опер – buffa;

2) клавирными сочинениями Дом. Скарлатти.

Праздничность, радостное возбуждение обусловлены, с одной стороны, итальянскими традициями, с одной стороны, самим жанром концерта.

I ч. Allegro (F dur) – «звонкая» яркость образов, энергия и праздничный блеск, упругость тем. Гомофонно – гармонический склад. Предвосхищение сонатных аллегро венских классиков (Гайдна и Моцарта).

1 тема ведущая, энергичная, жизнедеятельная.

I часть содержит 3 раздела, нет тонального контраста, но фактически контраст есть.

II часть Andante (d moll) – мечтательная, лирическая, поэтичная – представляет собой арию; свободное импровизационное развёртывание противопоставляется действенности крайних частей.

III ч. Presto (F dur) сверкает юмором и жизнерадостностью, энергией, но более стремительна и динамична, танцевально – игровая природа музыкальных образов, отсюда – рондообразная форма.

Выводы: Итальянский концерт предвосхищает лучезарное искусство венских классиков (Гайдн, Моцарт), утверждается гомофонный склад, складываются жанр клавирного концерта и жанр классической сонаты.

Хроматическая фантазия и фуга d moll.

Была написана в Кётене около 1720 г. Это наиболее грандиозное и ярко новаторское творение композитора (гениальное предвидение будущего фортепианного стиля). Мощный драматический пафос, страстная экспрессия, заострённость гармоний и модуляций предвосхищает не только венских классиков, но и романтиков.

Фантазия концертна, использованы различные типы фактуры (клавирной, органной, скрипичной). Состоит из двух разделов:

1 раздел – вдохновенная патетическая импровизация;

2 раздел – напряжённый речитатив, декламация. Это трагедийная кульминация цикла.

Кода – прощание, угасание. Безмерность скорби и горя, кода пронизана особой мудростью, человечностью всепрощения и сострадания.

В трёхголосной фуге характер музыки становится более строгим и сдержанным.

Тема многолика и противоречива, восходящий хроматический мотив придаёт ей затаённость, зыбкость и напряжённость.

Вывод: По грандиозности этот диптих может соперничать с органным сочинением.

ОРГАННОЕ ТВОРЧЕСТВО И. С. БАХА

Бах создал значительные произведения буквально во всех музыкальных жанрах (за исключением оперы). Работа в том или ином жанре связана с его биографией. Например, в Веймаре Бах работал органистом в городской церкви, поэтому в Веймарский период создаются преимущественно органные произведения, основная часть органного наследия композитора.

Значение органа для Германии и для Баха.

1.Орган в Германии и по сей день широко распространённый инструмент. А в XVII веке – один из первых по значению инструментов.

2.История возникновения органа, его устройство и возможности.

3.Орган – любимый инструмент Баха:

а) позволял вступать в непосредственный контакт с широкими массами людей (с прихожанами);

б) полнее воплотить композиторскую фантазию (возможности инструмента в достижение различных эффектов звучания). Орган – это оркестр для Баха;

в) вообще орган – самый любимый инструмент каждого немца (религиозность + философская направленность немецкого ума).

4.Бах писал для органа:

а) мини – циклы: прелюдии и фуги; токкаты и фуги; фантазии и фуги;

б) хоральные прелюдии (более 150);

в) сонаты и другие сочинения.

5.Бах был великолепным исполнителем на органе, импровизатором. Его импровизации масштабны, впечатляющи, вдохновенны, проникнуты пафосом, патетикой. Похожи на фрески великих мастеров. По стилю он был ближе всего к известным органистам Пахельбелю и Букстехуде.

Токката и фуга ре минор.

Токката. Начало звучит с огромным пафосом, подобно короткому возгласу, призыву. Затем начинается секвенционное варьирование темы, которое усиливает драматический накал, придаёт токкате патетический характер. Третье заключительное построение суммирует весь материал. Напряжение возрастает от раздела к разделу и кода является драматическая вершиной всего произведения.

Фуга. Тема вытекает из токкаты, служит её продолжением. Скрытое многоголосие в теме, расположение голосов – всё создаёт густую фактуру, сочное звучание. Появляется гомофонно – гармонический склад (не характерный Баха). Частые интермедии вносят в фугу импровизационность.

Кода – это грандиозная фантазия, которая напоминает токкату.

Хоральные прелюдии

Это миниатюры, в основном лирического содержания. Но лирика может быть скорбной, возвышенной, философской, просветлённой, радостной. В основе прелюдий лежат напевы протестанских хоралов (часто с текстом). Бах обогащает религиозное содержание философскими мотивами.

Как обрабатывает мелодии Бах?

а) помещает напев чаще в верхнем голосе (или в среднем), а остальными голосами «обвивает» его.

б) иногда «растворяет» мелодию в верхнем голосе.

в) пользуется имитационно – полифоническими приёмами.

Прелюдия f moll.

Мелодия основана на мягких песенных интонациях. Ритмическое единообразие придаёт музыке строгость и собранность. Форма двухчастная: 1 раздел делится на 2 предложения, 2 раздел интенсивно развивается. Кульминация подготавливается всем развитием. Эмоциональный строй прелюдии сложен: устойчивость и скрытое напряжение, ясная звучность и затаённое беспокойство. Появляется As dur, но быстро исчезает, низкие регистры поглощают последние вспышки света.

ВОКАЛЬНО – ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО И.С. БАХА

В баховском наследии почти всё значительно и прекрасно. Но сообразно самой природе Баха как композитора и музыканта – исполнителя два рода сочинений составляет центры его творчества:

а) произведения для органа;

б) вокально – инструментальные композиции ораториально – кантатных жанров.

Бах часто писал вокальную музыку (в Арнштадте, Мюльгаузене, Веймаре, Кётене). Но вплотную приступил только в Лейпциге (был зрелым мастером в тот момент, отсюда значительность произведений этого жанра).

Содержание, тематика вокальных сочинений:

а) большинство – на духовные темы (это связано с ведущим положением церковной музыки, но и не только дань церковному искусству; обращение к Евангелию как воплощение гуманистической идеи – воссоздание подвига);

б) светские произведения, написанные по случаю (например, «Крестьянская» и «Кофейная», кантаты с юмором и наивной простотой народной мелодики, с сатирическим освещением злободневной темы).

Жанры духовной вокальной музыки в Германии разрабатывались до Баха несколькими поколениями музыкантов:

а) Генрих Шютс усвоил гомофонный оперный стиль, хоровую полифонию итальянских мастеров и претворил эти приёмы в духовной вокальной музыке (оратории, кантате): заменил псалмодию речитативом, ввёл оркестр и ввёл многохорный состав, отсюда необычный акустический эффект;

б) Р. Кайзер, И. Кунау, молодой Гендель, Г. Телеман, И. Маттесон.

«Страсти по Матфею»

Пассионы или страсти – вид оратории на обязательный сюжет из Евангелия о страданиях Иисуса. Пассионы – значит «страдания». В живописи пассионы связаны с иконописью. Зародились в IV в. – V в. это было художественное чтение: полупение, получтение на одной ноте. Слова Иисуса мелизматически подчёркивались. Позже текст от автора – исполнял тенор (Иисус – пел низко, мягко, остальные пели высоко).

Образ Христа постоянно привлекал многих художников как воплощение нравственно – гуманистического начала.

В XX веке – более свободная трактовка. Например, у Пендерецкого Кшиштофа – свободная поэма, основана на впечатлениях от прочтения Evangelie.

У предшественников Баха на первый план выступало отстранённое начало, просто передача сюжета, отсюда эпическое повествование, музыка второстепенное (лишь оформление читаемого текста). У Баха – фантазия на этот сюжет, отступление от текста, где можно развить драматургию.

Бах создал 4 страстей по 4 евангелиям.

«Новый завет» от Матфея, Марка, Луки и Иоанна (имена летописцев – евангелистов, которым предание приписывает 4 варианта легенды о Христе). Вершины – по Иоанну (1723 – 24гг.) и Матфею (1727 – 29гг.).

«Страсти по Матфею»:

а) идея – гуманистически нравственная. Идея самопожертвования, любовь к людям, смерть как подвиг, освещающий высокую цель – стремление к благу человечества, сочувствие страданиям человеческим. Герой смиренно, со скромным достоинством, бестрепетно и непреклонно идёт на жертвенный подвиг – пытки и мученическую смерть во имя спасения. Для Германии тех времён – это религиозный проповедник братства между людьми, обличитель пороков, неустрашимый в своём подвижничестве, фигура не фантастическая, но типическая, вымысел в религиозном облачении, извлечённый из реального бытия. Не случайно после Баха Лессинг сформулировал идею «страдательного мужества».

б) поэтической основой «Страстей» послужили главы из Евангелия, в которых описываются последние дни Иисуса перед казнью, его страдания и смерть. Это история предательства Иисуса его учеником Иудой и последующие эпизоды: взятие Иисуса стражей, отречение и раскаяние другого ученика – Петра, шествие на Голгофу (место казни). Образ гонимых учеников, собравшихся вокруг учителя – моралиста; образ лукавого правителя и погружённого в духовную тьму народа; образ религиозных распрей и заговора церковников; неправедного суда с лжесвидетелями, предательства и отречения; образ поругания и казни праведников. Всё это почерпнуто не только из Евангелия, но из событий, нравов, уклада тогдашней жизни, поэтому евангелиевский сюжет перерастает у Баха в подлинно народную эпопею: в ней раскрываются образы страдания Родины и народа, преломлённые через скорбные раздумья самого композитора. Евангелиевские тексты в либретто и их музыкальное воплощение (самый протяжённый евангелиевский текст на данную тему плюс поэтические вставки, лирические отступления). Либреттист Пикандер.

в) драматургия «Страстей». Выделяют три линии:

- эпическая – хоралы и партия евангелиста;

- лирическая – отступление от евангелия в ариях, ариозо и хоралах;

- драматическая – в хорах и отдельных ариях.

Евангелист (тенор) – не псалмодия, отстранённое повествование, а выразительная декламация со своим субъективным отношением (гневный протест, обличение, скорбное сожаление).

Выделяется партия Иисуса (чувство одиночества и тоски покинутого всеми человека). Сопровождается струнным оркестром. В хорах, ариях, хоралах выражены думы, переживания народа. Хорал составляет стержень всего произведения. Всем известные хоральные мелодии, привычно связанные с определёнными образами, помогают слушателям понять, выяснить смысл происходящего.

г) композиция «Страстей» - 2 части, 7 разделов.

I ч. (35 номеров) – выросла в целую драматическую легенду о предательстве.

II ч. (43 номера) – сцена у Претории (дворец римского прокурора Понтия Пилата) более драматична: напряжённые диалоги Пилат – Иисус – народ (крики и реплики бушующей толпы вторгаются в повествование солирующих голосов – это необычно в то время); эпизоды бичевания Иисуса, отречение Петра и несение креста.

Спад кульминации – появляются женщины, покаявшаяся Магдалена. «Положение в гроб» - в характере тихой и ясной скорби.

Заключительный хор – поэтическая элегия или эпитафия в c moll и вздохи, баюкающий ритм, светлый покой.

Исполнительский состав: два четырёхголосных хора, хор мальчиков, 4 солиста, 2 оркестра плюс 2 органа и клавесин.

Новаторство:

а) трагедийная концепция пассионов (а не эпическая, как у предшественников);

б) сблизил пассионы с достижениями оперной музыки и неоперными формами.

Жанровые истоки – протестанский хорал, оперная ария – Lamento, колыбельная, сицилиана, плач, сарабанда.

в) библейский текст дан только в речитативах и некоторых хорах. В литературе такого типа произведения появляются раньше, в XVIII веке очень популярны фантазии на тему библейской строки. В музыке Бах первым создал музыкальную фантазию на библейский сюжет.

Месса h moll («Высокая»)

Месса h moll - самое значительное произведение, одно из величественных творений мировой музыкальной культуры.

Месса – цикл песнопений на латинские тексты для исполнения во время дневной службы. Песнопения были строго узаконены и следовали в определённом порядке. Бах создал 4 «малые» и «высокую» (не для церкви). Работал Бах в течение нескольких лет (1733 – 38 гг.).

Судьба Высокой мессы необычна и поучительна. По жанру – формально предназначена для культа. Но никогда в церкви не исполнялась, вызывая к себе холодное, недоброжелательное отношение в клерикальных кругах. По масштабам выразительным средствам и составу исполнителей Месса явно не предназначена для ритуального служения.

Указывают на то, что Kyrie и Gloria посвящены Фридриху Августу Саксонскому (Лессинг: горькая мысль об «искусстве, просящем хлеба»). Но Бах написал Мессу h moll не потому, что нуждался материально, а в силу внутренних побуждений своей нравственно – философской и эстетической натуры.

Отличие мессы от пассионов:

1.Нет повествования о событиях, нет драматических сцен, здесь воплощены человеческие идеалы в обобщённом плане.

2.Латинский текст непонятен + значение текста формальное.

3.Это огромная лирико – философская поэма симфонического плана. Симфонизм в начале XVIII века означает воплощение единой идеи через широкое и многогранное развитие контрастных образов. С одной стороны, образы страдания, скорби, жертвы, смиренной мольбы, горького пафоса. С другой стороны, образы радости, света, «триумф правды». Идея восхождения «от страдания к радости», отсюда – две тематические сферы: тематизм горести и страдания и тематизм света, действия, радости.

Композиционные особенности.

а) Принцип образного контраста между номерами.

б) Каждая часть – это «малый» цикл (Бах расширяет 6 частей традиционного цикла до 25 номеров: 16 хоров, 6 арий, 3 дуэта):

I ч. - 3, II ч. - 8, III ч. - 9, IV ч. - 3, V ч. – 2.

Kyrie – отличается широко распетым текстом. Образ взывающий к небу скорби (№ 1 и № 3) и лирический (№ 2).

№ 1 – пятиголосная фуга.

№ 2 – четырёхголосная фуга на две темы a Capella

№ 3 fis moll

Gloria – общий характер славления, восхваления оттеняется лирически – патетическими, скорбными и героическими образами. Преобладают светлые, праздничные настроения. Лирическая сердцевина: 3 номера – дуэт, хор, ария (№ 7, 8. 9);

№ 4 – D dur;

№ 5 – A dur Aria Soprano II;

№ 6 – D dur – хор «Gratias»;

№ 7 – G dur – дуэт Soprano I и Тенора «Domine»;

№ 8 – h – хор «Qui tollis»;

№ 9 – h – ария Альта «Qui sedes»;

№ 10 – D dur – ария Баритона «Quoniam»;

№ 11 – D dur - хор «Cum sancto».

Credo - № 12 – греч. напев A dur хор;

№ 13 – хор D dur;

№ 14 – дуэт Сопрано и Альта – G dur;

№ 15 – «Incarnatus» (роль арии) h - рождение;

№ 16 – «Crecefixus» e – распятие;

№ 17 – «Et resurrixit» D – воскресенье;

№ 18 – ария Баритона - A dur;

№ 19 – хор «Confiteor» fis – итог 2-х частей.

Sanctus - № 20 – хор D dur;

№ 21 – «Osanna» хор D dur;

№ 22 – ария Тенора «Benedictus» h moll.

Agnus Dei - № 23 – ария Альта g moll «Agnus deu»;

№ 24 – хор «Dona nobis» (из № 6) D dur.

Новаторство:

1.Бах дал каноническому богослужебному тексту новое экспрессивное толкование.

2.Большой исполнительский состав оркестра и хоров (4, 5, 6, 8 – голосные).

3.Месса – энциклопедия баховского хорового искусства: от традиционного стиля a capella до новых образов большой «концертной фуги» для хора и оркестра, небольшой полифонической формы.

4.Жанровые истоки.

 

КЛАССИЦИЗМ (лат. «образцовый») – художественный стиль в искусстве XVII – XVIII века. Образцом считалось искусство античности. Разумность бытия, наличие всеобщего порядка, гармоничности человеческой натуры, требования равновесия красоты и истины, стройности композиции.

Й. ГАЙДН.

Родился 31 марта 1732 г. в местечке Рорау (переводится как «тростники» или «камыши»).

Отец – Матиас Гайдн, ремесленник (изготавливал кареты).

Мать – Анна – Мария Гайдн, домохозяйка (кухарка). Маленького Гайдна звали – Зепперль.

В три года маленький Гайдн умел подражать голосом звучанию трубы и скрипки. В пять лет уже пел в церковном хоре в городе Хайнбурге и занимался музыкой. Сам научился играть на валторне, скрипке, флейте, но особый восторг его производили литавры. Отсюда – особая роль этого инструмента в его произведениях.

В восемь лет его отвезли в Вену – он стал певчим капеллы Её Величества королевы. Капельмейстером был Георг Роттер.

Вена:

а) Очень красивый город.

б) Столица многих стран («лоскутная Австрийская империя, сшитая на живую иголку из кусочков»): Австрии, Венгрии, Чехии, Моравии, Словакии, Крайны, Галиции, Хорватии, Словении, Боснии, Герцеговины, Силезии, Тироля и др.

в) Музыка звучала всюду: на перекрёстках улиц, в садах и парках, в больших ресторанах и маленьких кабачках, в центре города и на его окраинах, в аристократических салонах и в бюргерской среде, на праздниках и дружеских вечеринках. Без неё жизнь и быт Вены невозможно себе представить.

г) Известные имена (К. – В. Глюк: «Если тебя признала Вена, у твоих ног весь мир»).

Маленький Гайдн был проказником, обладал хорошим чувством юмора, что ярко проявится позднее – в его творчестве. Никогда не унывал, считая себя «везучим», даже когда в 17 лет его выгнали из капеллы. Жил на чердаке, исполнял ночные серенады на заказ, даже сочинил первую оперу – зингшпиль «Асморей, или Новый хромой бес». Занимался с итальянским композитором И. Порпора.

В 1755 году Гайдн являлся участником музыкального кружка в имении помещика Фюрнберга, поэтому сочинял в основном квартеты. А в 1759-60 годы был композитором и капельмейстером графа Морцина, сочинял симфонии и сонаты.

С 1761 по 1791 годы Гайдн служил у князя Эстергази.

Гайдн был прежде всего «инструментальным композитором». Капризы Эстергази сковывали Гайдна.

Программные симфонии Гайдна:

60-е годы – симфонии «Утро», «Полдень», «Вечер».

70-е годы – мятежный Гайдн («Траурная симфония», «Прощальная» и другие).

80–е годы – «Медведь», «Курица», «Школьный учитель», «Детская симфония», «Парижские симфонии».

90-е годы – «Лондонские симфонии», № 94 «Сюрприз», № 96 «Чудо», № 100 «Военная», № 101 «Часы», № 103 «С тремоло литавр» и другие.

В середине 80-х он сблизился с Моцартом. Они были настолько дружны, что в музыке Гайдна ощущалось влияние моцартовского симфонизма.

Бетховен был учеником Гайдна и преклонялся перед маэстро, хотя они были очень разными.

После ухода со службы у Эстергази Гайдн два раза посетил Лондон (в 1791 и 1794 гг.).

Умер Гайдн 31 мая 1809 г. в Вене.

СОНАТНО – СИМФОНИЧЕСКИЙ ЦИКЛ. ОРКЕСТР.

Что такое симфония.

Symphnia (греч.) – созвучие. В Древней Греции так называли приятное сочетание звуков, позже – оркестр или вступление к танцевальной сюите, увертюру к опере.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: