Методы разрешения межличностных конфликтов




Урок№ 87 от 15.05.2020г.

Работу сдать 18.05.2020г.!!!!

Тема: Тема. Профессиональная и социально-психологическая адаптация на рабочем месте.

Задание: Внимательно прочитайте лекцию, пройти тест.(высылаем только результаты Теста опросника! например 1-а,2б и т.д

 

Лекция

Сегодня мы будем отвечать на тестовые и конкретные вопросы письменно, а также «Управление конфликтами и стрессами», где познакомимся с такими понятиями, как конфликт, стресс. На основе полученных данных проведем диагностику поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях».

Конфликт – это противоречие между двумя или более сторонами, т.е. конкретными лицами и группами, когда каждая сторона делает так, чтобы были приняты ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать тоже самое.

· Внутриличностный. Он может выступать в разных формах. Одна из наиболее распространенных форм – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.

· Межличностный. Столкновение двух специалистов за осуществление своих проектов или конфликт между претендентами на одну вакансию.

· Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают нормы поведения. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым в эту группу. Конфликт на почве должностных обязанностей. Руководитель может предпринять дисциплинарные меры, которые могут быть непопулярными у подчиненных. Тогда группа может изменить отношение к руководителю.

· Межгрупповой конфликт. Конфликт между формальными и неформальными группами. Функциональные группы конфликтуют из-за различия целей.

Выделяют несколько типов конфликтов между менеджерами: между менеджерами различного уровня; между менеджерами как отдельными личностями, между менеджерами и различными группами в организации.

3.3. Причины конфликтов.

Распределение ресурсов между работниками или подразделениями, которые всегда ограничены. Руководство стремиться распределить материалы, финансы между группами, чтобы наиболее эффективным образом добиться целей организации. Каждая группа желает получить больше ресурсов, в результате этого возникает конфликт.

Взаимозависимость заданий.

Различия в целях. На предприятиях образуются специализированные подразделения, которые могут уделять большее внимание достижению своих целей, а не целей организации.

Различия в оценке ситуации и мнениях. Люди в различных ситуациях рассматривают только те альтернативы, которые благоприятны для их группы и личных потребностей.

Различия в манере поведения и жизненном опыте. Люди с разным жизненным опытом (стаж работы, образование, возраст) не всегда достигают полного взаимопонимания.

Неудовлетворительная коммуникационная связь. Работники, не обладающие информацией, не могут понять ситуацию, что является причиной конфликта.

Если не найти эффективного способа разрешения конфликта, то он может привести к отрицательным последствиям: рост текучести кадров, нежелание сотрудничать с другими группами в будущем и др.

3.4. Управление конфликтами:

Управление конфликтами – это целенаправленное воздействие по устранению причин, породивших конфликт. Существует несколько методов управления конфликтными ситуациями.

Структурные методы разрешения конфликтов:

- Разъяснение требований к работе. Каждому сотруднику и группе должно быть разъяснено, каких результатов от него ожидают, кто предоставляет и получат информацию, какова система полномочий и ответственности.

- Использование специальных координационных механизмов для конфликтующих подразделений. Установление иерархии полномочий позволяет упорядочить взаимодействие людей.

- Установление общеорганизационных комплексных целей. Для осуществления этих целей требуются совместные усилия конфликтующих сторон.

- Использование системы вознаграждения. Сотрудники и подразделения, которые вносят вклад в достижение целей организации, помогают другим группам, должны вознаграждаться.

- Методы и средства разрешения конфликтов могут быть разнообразными: индивидуальные (личностный подход), официальные (в рамках разработанных инструкций, положений), социальные (с учетом социального положения групп), юридические (действия в рамках закона).

- Т.о. конфликтные ситуации управляемы. Значительная роль в их преодолении принадлежит руководителям и менеджерам

Методы разрешения межличностных конфликтов

Метод разрешения конфликта Описание метода
1. Метод уклонения Руководитель старается не попадать в конфликтные ситуации, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями.
2. Метод сглаживания Руководитель старается избежать конфликтной ситуации, апеллируя к потребности в солидарности. Проблема забывается, эмоции накапливаются, растет вероятность взрыва.
3. Метод принуждения Руководитель использует власть для того, чтобы приняли его точку зрения. Недостаток: подавление инициативы подчиненных.
4. Метод компромисса Принятие точки зрения другой стороны. Этот метод сводит к минимуму недоброжелательность и дает возможность быстро разрешить конфликт.  
5. Метод решения проблемы Руководитель старается найти лучший вариант разрешения конфликтной ситуации.  

-

 

2.5. Понятие стресса:

Стресс – перенапряжение системы психологической саморегуляции личности в условиях давления внешних факторов. Стресс может оказывать разрушительное влияние на работника, а также на организацию, создает проблемы. Симптомы стресса: нервность и напряжение; хроническое переживание; неспособность к отдыху; чрезмерное употребление алкоголя или курение; проблемы со сном; чувство неспособности справиться с чем-либо; эмоциональная неустойчивость; проблемы здоровья; впечатлительность и легкая ранимость.

Причины стресса могут быть вызваны как организационными факторами, так и событиями личной жизни. К организационным факторам относят: повышение требовательности к личности; лимит времени; расширение фронта работы; внедрение нововведений; неинтересная работа; плохие физические условия работы (плохое освещение, чрезмерный шум); плохие каналы обмена информацией и т.д. Причинами стресса руководителя являются: хроническая нехватка квалифицированных работников; плохая работа личного секретаря и т.д. События личной жизни могут быть причиной стресса: смерть супруга, содержание в тюрьме, развод, смерть близкого родственника, болезнь, вступление в брак, увольнение с работы, уход на пенсию, сексуальные затруднения, появление нового члена семьи и т.д.

Стресс проявляется в зависимости от того, насколько личность психофизиологически и морально оказывается устойчива к перегрузкам и как долго может выдержать их. У каждого есть свой индивидуальный лимит времени давления стресса.

Стресс – это процесс, нарастание которого снижает работоспособность личности. Процесс нарастания стресса можно разбить на три фазы: первая – рост интенсивности реакций личности, познавательных процессов, ускорение их (фаза мобилизации). Вторая – в поведении появляется неорганизованность, теряется четкость передачи информации, она труднее понимается, качество выполнения работы снижается, руководитель и подчиненный допускают много ошибок (фаза дезадаптации). Третья – личность теряет контроль за ситуацией, появляется суетливость, растерянность, личность приходит в состояние вялости, апатии, пассивности – стадия дезорганизации.

С одной стороны, руководителю важно научиться смягчать удары стрессовых факторов, т.к. стресс часто ведет к нагрузкам на психику со всеми вытекающими последствиями. С другой стороны, стрессовые состояния необходимы руководителю, т.к. они стимулируют работу фирмы, сигнализируют об упущениях и ухудшениях.

Методы борьбы со стрессами:

Среди методов борьбы со стрессами наибольшим успехом пользуются: делегирование полномочий; анализ стрессовых ситуаций; выявление причин, приводящих к стрессу; общение с коллегами, другими работниками, потребителями; беседы по телефону с приятелями, встречи с друзьями; физические оздоровительные занятия; переключение на активный отдых; самоустранение от стрессовых ситуаций (отпуск, перерыв) и др.

Общими рекомендациями по понижению вероятности стресса являются соблюдение правильного режима питания, физические упражнения, достижение общего равновесия в жизни.

Фрустративные состояния и способы психологической самозащиты:

Менеджер должен уметь преодолевать не только стрессовые, но и фрустративные состояния. Фрустрация – психологическое состояние дискомфорта, вызываемое непреодолимыми трудностями на пути достижения к цели. В состоянии фрустрации личность может вести себя агрессивно или впасть в состоянии депрессии. Характерное поведение личности: либо обвиняет кого-то в случившемся, либо усматривает «злой умысел». Предрасполагают к фрустральным состоянием такие качества личности, как доверчивость, импульсивность, тревожность, неорганизованность, рискованность и др.

При этом используются разные способы психологической самозащиты.

Студентам демонстрируется схема «Способы психологической самозащиты» на диапроекторе (приложение № 6) и предлагается обсудить ее:

Ø позитивная трактовка худшего («Что Бог ни дает, все к лучшему»);

Ø ориентация на лучшие времена («Все проходит, надо переждать»);

Ø самоутешение в сравнении двух зол («Хорошо еще, что так получилось, могло быть еще хуже»);

Ø самоуспокоение в сравнении с тем, что было («Ничего, худшее уже позади»);

Ø позитивный настрой на будущее («В следующий раз буду знать») и др.

Все эти способы могут быть сведены к тезису: «Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней!».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: