Занятие 1. Разработка модели электронного учебного курса




Успешное преподавание и вовлечение школьников в процесс обучения требует тщательного продумывания и планирования электронного курса. На этом занятии вы разработаете модель электронного учебного курса.

Педагогические исследования показывают важность для эффективного электронного курса:

· Мотивации. Это необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса занятий. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед учащимися. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки учащегося.

· Постановки учебной цели. Учащийся с самого начала работы с электронным курсом должен знать, что от него требуется. Задачи обучения должны быть четко и ясно сформулированы в ходе занятий.

· Создания предпосылок к восприятию учебного материала. Для создания предпосылок к восприятию учебного материала могут быть полезны вспомогательные материалы (руководства для учащегося), подготовленные преподавателем.

· Подачи учебного материала. Стратегия подачи учебного материала определяется в зависимости от решаемых учебных задач.

· Оценки. В ходе работы с электронным курсом учащиеся должны знать, как они справляются с учебным материалом. Наиболее важна организация коммуникаций «ученик – учитель – ученик». Для этих целей рекомендуется организация работы учащихся в проектах или «обучение в сотрудничестве», дискуссии.

Технологии электронного обучения являются личностно-ориентированными, и направлены на развитие индивидуальных способностей обучающихся. В отличие от представления знаний в готовом виде при традиционном обучении, в преобладании объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения, технологии электронного обучения предусматривают повышение уровня самостоятельной работы обучающихся в индивидуальном темпе с одной стороны, предоставляя возможности для широкого общения с другими обучающимися и совместного планирования своей деятельности с другой.

Очень важен психологический аспект оценивания знаний обучающихся, и технологии электронного обучения предоставляют возможность снизить стресс в процессе сдачи зачетов и экзаменов, а также повысить уровень психологического комфорта на занятиях. Снижение тревожности, отсутствие страха позволяет повысить мотивацию к учебе и инициативность учеников.

Преимущества электронного обучения:

· учащиеся берут на себя ответственность за собственное обучение более осмысленно по сравнению с традиционным обучением. В результате повышается качество обучении;

· возможность обучения по индивидуальному временному графику;

· освоение учащимися современных информационных технологий и оборудования;

· непрерывный контроль качества усвоения знаний;

· объективная оценка результатов обучения студентов;

· полная реализация способностей учащихся благодаря гибким графикам обучения;

· адаптивность используемых в процессе обучения учебных материалов (слайд-лекций, обучающих компьютерных программ и пр.) к индивидуальному темпу усвоения знаний.

Электронный учебный курс надо планировать, постоянно помня о конечном результате, строить вокруг основных теоретических положений и понятий изучаемого предмета. Вы должны быть уверены, что запланированные занятия помогут ученикам достичь поставленных вами целей и понять важнейшие идеи изучаемой темы. Для этого вы должны:

1. Определить дидактические цели электронного курса, базируясь на федеральных государственных стандартах общего образования, которые помогут убедиться, что ученики глубоко вникают в главную сущностную область учебной темы.

2. Сформулировать учебные вопросы, чтобы легче ориентировать электронный курс на освоение содержания учебной темы и помочь учащимся сконцентрироваться на важных проблемах и теориях.

3. Спроектировать план оценивания, включающий текущее и итоговое оценивание.

4. Придумать задания, где будут использоваться информационные технологии.

Кажущаяся простота этого 4-шагового процесса может ввести в заблуждение. Нельзя считать этот алгоритм создания проекта линейным: постоянно происходит возврат к уже пройденным шагам, чтобы обеспечить корректировку.

Учебные вопросы и задания должны работать в комплексе для достижения целей обучения и выполнения стандартов, на которых базируется электронный учебный курс. В электронном курсе вы должны использовать различные возможности для оценивания и мониторинга развития учащихся. Помните об этом в процессе планирования.

После завершения планирования у вас появится модель электронного курса, основанная на следующей таблице.

Шаг планирования Результат
Название курса  
Дидактическая цель и методические задачи курса  
Учебные вопросы  
План оценивания  
Задания  

 

Прежде всего, необходимо согласовать тему электронного учебного курса с федеральными государственными образовательными стандартами. Чтобы заложить прочное основание для электронного курса, изучите ФГОС по нужной дисциплине и определите те компетентности, знания и умения, которые необходимо развивать и формировать, а затем оценить в ходе электронного обучения.

На основе анализа образовательных стандартов, определите дидактическую цель для электронного курса. Цель обучения – то, к чему стремится обучение и на что направлены его усилия. Чтобы поставить цель, надо ответить на вопрос – какие изменения произойдут в учениках после освоения электронного курса.

Методические задачи – это то, чему надо научить, какими знаниями и умениями будут обладать ученики после завершения изучения курса.

Для определения содержания электронного курса необходимо сформулировать учебные вопросы. Вопросы помогают ориентировать электронный курс на достижение целей обучения, на освоение содержания образовательного стандарта, помогают разработать структуру и содержание учебно-методических материалов. Вопросы должны быть по содержанию и проблемные.

Вопросы по содержанию – конкретные, основанные на фактах, вопросы курса. Часто вопросы по содержанию имеют отношение к определениям, к простому воспроизведению информации, на их основе можно разрабатывать тесты. И, самое главное, - они важная поддержка для проблемных вопросов, т.к. имеют четкие верные ответы.

Проблемные вопросы – вопросы без готовых ответов, которые помогают ученикам показать, насколько хорошо они понимают содержание курса. Чтобы ответить на проблемный вопрос учащимся необходимо анализировать, обобщать и делать предположения о связях и причинах. Для ответа на проблемный вопрос необходимо знание ответов на несколько вопросов по содержанию.

В следующей таблице вы сможете составить сформулировать проблемные вопросы на основе вопросов по содержанию.

Название электронного курса
 
Вопросы по содержанию: Проблемный вопрос:
   
 
 
Вопросы по содержанию Проблемный вопрос
   
 
 
Вопросы по содержанию Проблемный вопрос
   
 
 

 

Следующий этап в разработке модели электронного курса – создание плана оценивания.

Оценивание служит для улучшения процесса обучения, это не единичное событие, а постоянный процесс, свойственный электронному обучению. Оценивание, применяемое в электронном учебном курсе, позволяет получать больше информации об учениках и корректировать процесс обучения для повышения их успеваемости.

При разработке модели электронного курса определяются результаты обучения, которые связаны с дидактической целью и методическими задачами, т.е. указывается, что должен знать и уметь учащийся. Затем – каким способом оценить понимание учащимся того или иного учебного вопроса.

В электронном учебном курсе должно присутствовать и текущее, и итоговое оценивание.

В процессе электронного обучения учителя регулярно собирают информацию о том, что и как изучают школьники. Учителя используют результаты данного оценивания для внесения изменений в учебный процесс и для мотивации учеников для достижения цели электронного курса и решения его задач.

Итоговое оценивание, которое проводится в конце изучения курса, может представить полезную информацию, если учителя и ученики проведут анализ оценок. Учителя могут определить слабые стороны учебного процесса, чтобы более улучшить методику электронного обучения. Ученики могут выявить недостатки в своих знаниях и определить цели последующей работы.

Для создания плана оценивания можно использовать следующую таблицу.

Название электронного курса
 
Методическая задача Результат обучения Способ проверки
     
Методическая задача Результат обучения Способ проверки
     
Методическая задача Результат обучения Способ проверки
     
Дидактическая цель Результат обучения Способ проверки
     

 

Для достижения учащимися запланированных результатов обучения необходимо организовать их учебную деятельность. Для этого необходимо разработать дидактические материалы-задания, позволяющие организовать самостоятельную заинтересованную работу учащихся с использованием информационных технологий.

В самом начале работы с электронным курсом дидактические материалы могут быть использованы для постановки цели и задач обучения. Это могут быть:

· тематический план и технологическая карта электронного курса;

· презентации для представления вопросов по содержанию;

· форум и чат для обсуждения ключевых моментов электронного курса.

По ходу работы с электронным курсом дидактические материалы используются для представления новых знаний и умений, для отработки, корректировки и применения знаний и умений, для текущего оценивания.

Для представления новых знаний и умений используются:

· мультимедийные лекции;

· презентации;

· глоссарии;

· видео- или аудиоподкасты;

· интеллектуальные карты;

· внешние веб-ресурсы.

Для отработки, корректировки и применения знаний и умений используются:

· задания с использованием средств информационных технологий (текстового редактора, электронных таблиц, редактора презентаций, издательской системы и т.д.);

· задания с использованием внешних веб-приложений;

· задания на создание вики-страниц и веб-сайтов;

· кроссворды, викторины, опросники;

· шаблоны и формы для заполнения;

· форум, чат, видеосеминар.

Для текущего оценивания используются:

· электронный журнал;

· форум, чат,

· тесты.

В конце работы с электронным курсом используются дидактические материалы, которые помогут ученикам понять, достигли ли они поставленной цели. Это могут быть:

· on-line опросы, форум;

· презентация проекта, выполненного в ходе обучения;

· электронный журнал;

· экзаменационный тест.

Для планирования заданий электронного курса можно использовать следующую таблицу.

Название электронного курса
 
Этап работы Дидактические материалы-задания
Постановка цели и задач обучения  
 
 
 
Представление новых знаний и умений  
 
 
 
Отработка, корректировка и применение знаний и умений  
 
 
 
Текущее оценивание  
 
 
 
Итоговое оценивание  
 
 
 

 

Чтобы информировать, продвинуть идею, развлечь или убедить в чем-либо в современном мире используют публикации - бюллетени, газеты, брошюры, постеры и другие печатные материалы. Для представления модели электронного курса учащимся, их родителям или другим заинтересованным лицам необходимо спланировать подобную публикацию.

Подумайте, как на данный момент вы планируете использовать электронное обучение на школьных занятиях. Создайте публикацию, чтобы ответить на вопросы, которые могут возникнуть у учеников или их родителей. Создав такую публикацию в начале разработки электронного курса, вы сможете определиться с ожидаемыми результатами и подготовить учащихся к предстоящей работе.

Для решения этих задач нужно включить в публикацию следующую информацию:

· использование электронного обучения на моих уроках;

· разнообразие заданий для выполнения учащимися;

· преимущества электронного обучения;

· согласование электронных учебных курсов с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;

· оценивание в электронном учебном курсе;

· фотографии.

В настоящее время для создания высококачественных публикаций используется программа Microsoft Publisher. Помимо простоты в использовании, эта программа обладают тем преимуществом, что содержат сотни прототипов, на основе которых можно создавать вполне профессиональные бюллетени, буклеты и другие документы.

Публикация на основе шаблона содержит эскиз документа, в котором есть и текстовые поля, и место для иллюстраций. Чтобы получить настоящую публикацию нужно ввести в шаблон полей собственный текст и отформатировать его. Чтобы изменить стандартный текст в созданных по умолчанию текстовых полях, нужно выделить рамку с текстом и ввести текст.

Выделенный текст можно скопировать, вырезать, удалить. Введенный текст будет иметь те же параметры форматирования, что и стандартный, т.е. текст в шаблоне. Текст можно выделить и отформатировать стандартными средствами вкладки Формат.

Если нужно вставить текст, для которого нет места в шаблоне, то нужно выбрать кнопку Добавление надписи на вкладке Вставка. Курсором в виде крестика нарисовать рамку, в которой будет текст. Размеры и месторасположение рамки потом можно будет изменить. Появится тестовое поле, в котором будет мигать курсор. Ввести текст.

Чтобы увеличить или уменьшить размер поля текста, надо курсором переместить один из маркеров, находящихся в углах и на рамке текстового блока. Для точного установления размеров рисунка, поля текста или фигуры на вкладке Формат надо набрать нужные числовые параметры размеров этих объектов.

Если текста в текстовом блоке много (например, при копировании его из внешних документов), блок будет переполнен и появится специальный значок в виде рамки и трех точек. Если публикация содержит хотя бы одно пустое текстовое поле и требуется использовать автоперетекание для перемещения текста в это текстовое поле, выполните следующие действия.

· Нажмите кнопку Да в сообщении, в котором спрашивается, следует ли использовать автоперетекание.

· В публикации выделяется первое пустое текстовое поле, и появляется новое сообщение с вопросом, следует ли продолжить перетекание текста в выделенное текстовое поле.

· Нажмите кнопку Да, если требуется, чтобы текст перетек в существующее текстовое поле.

· Если добавлено больше текста, чем вмещается в это существующее текстовое поле, выделяется следующее пустое текстовое поле и т. д.

· Если пустые текстовые поля, имеющиеся в публикации, не могут вместить весь добавленный текст, выводится сообщение с вопросом, следует ли создать текстовые поля.

· Нажмите кнопку Да, чтобы добавить новые страницы к публикации, по одной странице для каждого связанного текстового поля, которое требуется для вмещения всего текста, добавленного в публикацию.

· Если в публикации не содержится ни одного пустого текстового поля и требуется использовать автоперетекание для перемещения текста в новое текстовое поле, выполните следующие действия.

· Нажмите кнопку Да в сообщении, в котором спрашивается, следует ли использовать автоперетекание.

· В сообщении спрашивается, следует ли создать текстовые поля.

· Нажмите кнопку Да, чтобы добавить новые страницы к публикации, по одной странице для каждого связанного текстового поля, которое необходимо для вмещения всего текста, добавленного в публикацию.

Для добавления на страницу рисунков надо на вкладке Вставка выбрать команду Рисунки. В диалоговом окне выбрать нужный и вставить его. Придайте своему рисунку нужный размер, растянув или сжав его за маркеры.

Зная эти базовые операции можно создать основу публикации. Для этого шаблон наполняется содержанием и подбирается соответствующий ему дизайн.

1. Замените шаблонный текст.

2. Измените атрибуты текста, чтобы он соответствовал рамкам вашего сообщения и доступного места.

3. Измените атрибуты абзацев, чтобы усовершенствовать текст за счет расстояния между символами, затенения и создания обрамлений.

4. Добавьте поля для ввода текста в определенном месте.

5. Соедините поля, чтобы текст мог «перетекать» из одного в другое.

6. Вставьте изображения для усиления восприятия содержания публикации.

7. Измените размер или местоположение изображения.

8. Измените расположение изображения по отношению к тексту, например, используйте обтекание картинки текстом, положение текста за или перед картинкой, или расположение на одной линии с текстом.

Для усиления воздействия добавьте к своей публикации дополнительные детали.

9. Вставьте таблицу для организации информации.

10. Нарисуйте формы и обрамления, чтобы они привлекали внимание к важным деталям.

Работа с таблицами не представляет особых отличий от работы с ними в Microsoft Word. Щёлкните кнопку Таблица на вкладке Вставка и выделите необходимый размер. Таблица готова. Теперь можете изменить ее стиль и макет.

Для добавления в публикацию графических объектов используется инструмент Автофигуры. На вкладке Вставка нажмите кнопку Фигуры и выберите необходимую. После выбора установите курсор в начальную позицию и растяните фигуру так, как вам необходимо. Если попытаться ввести текст в фигуру, то она станет надписью с таким же стилем и макетом.

На вкладке Формат есть инструменты для изменения стиля фигуры, ее заливки, контура, эффектов. Чтобы использовать эти инструменты, надо предварительно выделить фигуру в публикации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: