Эстетические взгляды драматурга




Этапы творчества Расина

1) Жан Расин (1639—1699) — французский драматург, крупнейший представитель классицистической трагедии. Он вошел в литературу в эпоху, неблагоприятную для развития жанра трагедии. В середине XVII в. и особенно в первой половине 60-х гг. трагедия переживала период временного кризиса. Именно в эту пору с особой силой раскрылся гений Мольера. Жанр комедии, хотя его по-прежнему считали «низким», занял ведущее место в искусстве. Трагедии Корнеля уже не пользуются прежней славой, а новые его произведения не поднимаются до уровня «Сида» и «Горация». Героическую трагедию Корнеля вытесняет так называемая «лирическая трагедия». В этой новой разновидности жанра нет места для больших, общенациональных проблем, для споров о формах государственного правления, нет и героических характеров. Центр тяжести переносится на проблемы личной жизни персонажей, на описание любви.

Писатель родился в провинции, в семье, принадлежавшей к чиновничьей буржуазии. В трехлетием возрасте остался сиротой, обучался в школе при монастыре Пор-Рояль, куда удалилась от света его бабушка. Здесь он получил строгое религиозное воспитание и классическое образование.

Расин впервые обратил на себя внимание одой «Нимфа Сены», написанной в 1660 г. по случаю свадьбы Людовика XIV. К этому же раннему периоду относится сотрудничество с Мольером, который поставил его первые трагедии «Фиваида, или Братья-враги» (1664), «Александр Великий» (1665).

Второй этап творчества Расина охватывает 1667—1677 гг. Он открывается трагедией «Андромаха» (пост. 1667, опубл. 1668), ставшей поворотным пунктом в истории французской классицистической трагедии.

Другая трагедия этого периода — «Ифигения» (пост. 1674, изд. 1675) — изображает эпизод, предшествовавший Троянской войне. Предводитель греков Агамемнон должен принести в жертву богам свою дочь Ифигению. Долг оказывается сомнительным: ведь война против Трои носит захватнический характер. Расин вносит изменения в древнегреческий миф. В трагедии действует не одна, а две Ифигении, и гибнет та из них, которая не смогла совладать со своими страстями и подчинить чувства долгу.

Второй период заканчивается трагедией «Федра » (1677).

Третий период творчества охватывает последние годы жизни Расина. Он создает две трагедии на библейские сюжеты — «Эсфирь » (1689) и «Гофо- лия » (пост. 1690, изд. 1691). В обеих трагедиях осуждаются преступления властителей, обличается деспотизм. «Гофолия» сыграла большую роль в формировании просветительской трагедии XVIII в.

Важные элементы авторского метода Жана Расина:

- критика изысканной литературы современности с ее «совершенными героями»;

- попытка вернуть литературу к жизни, реальных людей, в реальных человеческих отношений;

- утверждение права художника изображать слабости человеческой натуры (изображение так называемой «среднестатистического человека»);

- литература и театр призваны морально воспитывать читателя;

- правдоподобность сценического действия;

- обоснование обязательности древних сюжетов для трагедии;

- показывал людей такими, какими они есть, а не какими они должны быть;

- создание не героических, полных пафоса трагедии, а трагедии любовно-психологические, которые отражали бессилие разума перед страстью;

- страдания любви, душевная борьба, внутренние противоречия психологии человека составляют основное содержание пьес Расина.

- придания триединства еще и четвертую - единство языка: все его герои и героини разговаривают одинаково превосходным, правильным языком. В связи с этим они наделены необычайной изысканностью манер; например, клевета на Ипполита делает не сама царица, как у Еврипида, а лишь ее кормилица;

- видение в любви почти исключительный предмет психологического наблюдения и драматического воспроизведения; анализ любовь женщины;

- заинтересованность средой придворных и дворянства, среди которого он жил и который действительно нашло почти полное отражение в его театре.

 

Эстетические взгляды драматурга

«Жан Расин жил в то время, когда французский гений достиг всей своей полноты, а язык, окончательно сложившийся, еще сохранял всю свежесть золотого века. Он учился у поэтов античности, наслаждался ими и до конца соблюдал ту эллинскую и латинскую традицию, исполненную красоты и разума, которая создала формы поэзии – оды, эпопеи, трагедии и комедии. Нежность, чувствительность, его пылкость, любознательность, даже его слабости – все располагало его познать страсти, являющиеся сутью трагедии, и дать выражение ужасу и состраданию» '. Так писал о Расине один из лучших писателей Франции конца XIX – начала XX столетия Анатоль Франс. Расин являл собой вершину поэтических сил Франции XVII столетия.

Он не писал специальных теоретических трактатов и свои эстетические принципы скромно и немногословно изложил в предисловиях к своим трагедиям. Эти принципы не выходили за рамки общепринятых в его время норм классицистической теории. В предисловии к трагедии «Британник» он писал: «Трагедия есть воспроизведение действия завершенного, где совместно действуют многие лица, действия простого, но не слишком обремененного материей». Рационалистическая ясность, простота, логичность всей сюжетной линии, всей композиционной системы пьесы, расстановки действующих лиц, их взаимосвязей, по возможности прямая линия причин и следствий – вот ее желательные качества.

В предисловии к трагедии «Федра» Расин подчеркивал воспитательный характер театра. Необходимо показать порок так, чтобы заставить «понять и возненавидеть его безобразие». Он ссылается на древних: «Их театр был школой, в которой добродетель преподавалась не хуже, чем в школах философов… Следовало бы пожелать, чтобы наши произведения были столь же серьезны и столь же преисполнены полезных наставлений». «Разумность», «здравый смысл», важнейшие для классицистов понятия, дороги и Расину. Разумность всех основ произведения – его идей, эмоций, изобразительных средств – открывает, по мнению Расина, дорогу к умам и сердцам современников и дорогу к потомкам, ибо, как полагал он, здравый смысл всех времен одинаков.

«По воздействию, которое оказывало на наш театр все то, в чем я подражал Гомеру или Еврипиду, я с удовольствием убедился, что здравый смысл и разум были одинаковы во все века. Вкус Парижа оказался сходным со вкусом Афин; мои зрители были взволнованы тем же, что исторгало некогда слезы у наиболее просвещенного народа Греции».

Расин указал на слабости классицистического театра, которые обнаруживались особенно наглядно в пьесах второстепенных авторов, – нагромождение ужасов и происшествий, «бесконечные декламации», вялость сценического действия, словом, на многое из того, что впоследствии, в XIX в., романтики ставили в вину классицистическому театру.

Высшие авторитеты, судьи, истинные ценители прекрасного для Расина – древние. К ним он обращается за советом, за поддержкой и одобрением. «Мы должны постоянно спрашивать себя: что сказали бы Гомер и Вергилий, если бы они прочли эти стихи? Что сказал бы Софокл, если бы увидел представленной эту сцену?» Классицисты полагали, что трагедия не должна изображать современников. Это требование классицистической эстетики свято соблюдалось.

Расин обосновывал обязательность древних сюжетов для трагедии. «Трагедийные персонажи должны быть рассматриваемы иным взором, нежели тот, которым мы обычно смотрим на людей, виденных нами вблизи. Можно сказать, что уважение, которое мы испытываем к героям, растет по мере того, как они отдаляются от нас».

3. Трагедия «Федра».

1. какой античный сюжет положен в основу Расиновской трагедии? В чем его суть и кто из античных авторов обращался к этому сюжету? Основой для нее послужил известный его современникам сюжет древнегреческого мифа. Аналогичный сюжет находим в трагедиях античных авторов - «Ипполит» Еврипида и «Федра» Сенеки. Но Расин по-своему развил и сюжет, и характеры героев. Так, он изменил характер Ипполита, который из сурового служителя богини охоты Артемиды, не знающего любви, превратился в влюбленного юношу - только влюбленного не в Федру, а в принцессу Арикию.


2. суть конфликта (расписать позиции противоборствующих сторон);

Главным конфликтом пьесы является противоречия внутри героев, внутри человека. Столкновение чувства любви, страсти и долга. Также пьеса написана во время классицизма и главным конфликтом является борьба человека со своим внутренним миром. Наиболее острый происходит внутри самой Федры. Она любит, но понимает, что это ужасно. Ее чувства против воли её, но поделать с этим не чего не может. Порой приходит к мыслям о смерти.

У Ипполита любовь вне закона, который олицетворяет Тесей. Арикия в которую влюблён Ипполит, находится под стражей. Её заточил Тесей. Поэтому чувства Ипполита нарушают закон. Даже не смотря на то, что для Ипполита отец авторитет. Но понять его можно. Так же как и у Федры его чувства сильны. И становясь прямым наследником он меняет закон.

Тесей в итоге сам свой закон отменяет. Он освобождает Арикию и она для него почти становится дочерью. Трактовать это можно по-разному. Но, по моему мнению, его поступок связан со смертью Ипполита. Он наконец открывает глаза. В память об Ипполите он становится ближе к Арикии.


3. выделить главных и второстепенных персонажей трагедии;

Тесей, сын Эгея, царь афинский.- гл. герой

Федра, его жена, дочь Миноса и Пасифаи – главная героиня

Ипполит, сын Тесея и Антиопы, царицы амазонок.- гл. герой

Арикия, царевна из афинского царского рода. –второст. персонаж

Терамен, наставник Ипполита.- второст. персонаж

Энона, кормилица и наперсница Федры.- второст. персонаж

Исмена- второст. персонаж

Панопа- второст. персонаж

Стражники –второст. персонажи.


4. образ Федры и его противоречивость, элементы психологизма;

Главное новаторство Расина, конечно, было связано с характером Федры. Если у Эврипида героиня сама обвиняла Ипполита перед его отцом Тезеем, то Федра Расина благородная: она лишь поддалась уговорам своей няни, однако, потерпев жестоких моральных страданий, открывает Тесею правду. Однако дело не только в этих внешних изменениях. Федра Расина - страдающая женщина, а не преступница, она, как писал о ней сам автор: «Ни вполне виновата, ни вполне невиновна». Ее трагическая вина - в невозможности противостоять чувству, которое сама же она называла преступным. Напряженная жгучая страсть героини передана благодаря отточенной художественной форме. Расин легко и органично принимал правила классицистических единств, не прибегая к внешним сценических эффектов, понятно, последовательно и точно разворачивалось действие пьесы. Ее героиня постоянно анализировала свои чувства, хотя и не в силах сдержать их. Таким образом, Расин воплотил в своей трагедии не только морально-психологические конфликты своей эпохи, но и открыл общечеловеческие закономерности психологии.


5. Суть финала трагедии.

Тезей узнает истину, но поздно: Ипполит погублен чудовищем морским, которое наслал на него Нептун. Морской бог покарал его за проклятие отца. Кончает с собой Федра, в пучину морскую бросается и Энона, злой гений царицы. Расин не преминул ввести в пьесу политический момент и в лице Эноны показать зло лести, зло, которое несут с собой безнравственные пособники царей, потакающие всем их прихотям.
О гнусные льстецы! Вы — худший меж дарами,
Что посланы царям гневливыми богами! — восклицает он устами Федры.
Таков итог порочной страсти. Зло, разруху в сердцах и умах, преступление и гибель несет она с собой. «Увы! какой нам дан судьбой урок!» — заключает Расин свою трагедию, вложив назидание в уста сраженного несчастьями Тезея. Со многими чудищами сражался Тезей, многих из них уничтожил он, не увидел лишь зло в своем доме, не увидел, не победил.

В финале трагедии Федра искупит свою вину: она откроет истину и оправдает невиновного Ипполита. Но приговор и суд над собой будет очень суров: смерть в страшных муках от яда, некогда привезенного Медеей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: