Принципы и подходы образовательной программы МБДОУ (обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений)




Образовательная программа МБДОУ соответствует основам Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики

Программа сформирована в соответствии с принципами, определёнными ФГОС ДО и основной образовательной программы МБДОУ:

1) принцип сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2)принцип личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников МБДОУ) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) принцип реализации Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;

5)принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;

6)принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

7)комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

Так же при разработке Программы соблюдены принципы и подходы, определенные авторами программы «Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной и др. (город Санкт-Петербург); переработанной в 2011 году авторами Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г., Крухлет М.В., и др: постепенный переход от развития элементарных представлений об объекте до установления связей и зависимых отношений между предметами и явлениями; формирует способы познания (сенсорный анализ, построение наглядных моделей и пр.)

Программа обеспечивает развитие способности к самостоятельной интеллектуальной деятельности, поддерживает интерес к экспериментированию. Программа ориентирована на социально-личностное развитие ребёнка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру; включает новый важный раздел «Отношение ребёнка к самому себе» (самопознание). Обучение на занятиях направленно на систематизацию, углубление и обобщение личностного опыта ребёнка. Программа дидактически полностью обеспеченна для всех возрастных групп (методические рекомендации, рабочие тетради по всем видам детской деятельности, конспекты занятий и т.д.) Данная программа используется в области развития элементарных математических представлений (З.А. Михайлова «Математика от 3 до 7»), развития экологической культуры (С. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников») и конструктивных способностей («Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В. Куцакова).

Базовая программа дополнена парциальными программами «Развитие речи дошкольников» О.С. Ушаковой, «Приобщение к истокам русской народной культуры» О.А. Князевой, М.Д. Маханёвой, Р.Б. Стёркиной; «Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников» Н.Н. Авдеевой, О.А. Князевой, Р.Б. Стеркиной, «Гармония» К.А. Тарасовой, «Театр-Творчество-Дети» Т.А.Сорокиной, «Синтез» К.В.Тарасовой, «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой,

«Здоровый ребёнок» М.Д. Маханёвой, программа экологического образования детей «Мы» Н.Н. Кондратьевой.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной - как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная часть программы) представлена региональным компонентом и организацией

Соотношение обязательной части Программы определено как не менее 60% от ее общего объема; а части, формируемой участниками образовательного процесса определено как не более 40%.

1.1.3.Характеристики организационной структуры МБДОУ; характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста; возрастные и индивидуальные особенности контингента дошкольников МБДОУ.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад первой категории № 152 расположен по адресу: 344019, г. Ростов – на - Дону, Пролетарский район, ул. 21 Линия, 15. Тел/факс (863) 251-96-54; e-mail:mbdou152@yandex.ru

В дошкольном образовательном учреждении 185 детей от 2 до 7 лет, функционируют 6 групп.

№ п/п ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ В ГРУППЕ
       
  I младшая группа № 1   От 2 до 3 лет  
  II младшая группа № 2   От 3 до 4 лет  
  Средняя группа № 3   От 4 до 5 лет  
  Средняя группа № 4   От 4 до 5 лет  
  Старшая группа № 5   От 5 до 6 лет  
  Подготовительная группа № 6   От 6 до 7 лет  

Квалификация педагогических соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный N 21240).

Педагоги, реализующие ООП, обладают основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 ФГОС ДО.

Количественный и качественный состав: 1 руководитель, 14 педагогов, в том числе 4 специалиста: старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию, 12 воспитателей. Образовательный ценз педагогов составляет:

67% - высшее образование, 33% - средне - специальное образование.

№ п/п Ф.И.О. должность образование Квалификационная категория педстаж
  Гончарова А.Б. заведующий высшее -  
  Ковалева Н.В. старший воспитатель высшее первая  
  Ковалева Н.В. педагог-психолог высшее первая  
  Акопова И.М. музыкальный руководитель среднее специальное высшая  
  Недорезова И.В. воспитатель среднее специальное высшая  
  Агаджанян С.К. воспитатель высшее высшая  
  Меньшикова Н.С. воспитатель высшее б/к До 1
  Попова Ю.Е. воспитатель среднее специальное первая  
  Саркисова О.А. воспитатель Средне специальное вторая  
  Панкратова О.В. воспитатель высшее высшая  
  Усова Е.Е. воспитатель среднее специальное высшая  
  Худадян А.В. воспитатель среднее специальное высшая  
  Лисина Ю.М. воспитатель высшее первая  
  Кучерова Т.Н. воспитатель среднее специальное б/к  
  Хноева Р.Г. воспитатель высшее б/к До 1
  Кравченко О.А. Инструктор по физической культуре Средне специальнон б/к До 1
  Маликова С.М. воспитатель высшее б/к До 1

 

МБДОУ функционирует в режиме 5-дневной рабочей недели (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница), с 12 часовым пребыванием воспитанников (с 7-00 часов до 19-00 часов). Функционируют группы общеразвивающей направленности с 2 до 7 лет в режиме полного дня (с 12 часовым пребыванием воспитанников).

По наполняемости группы соответствуют требованиям СанПин и однородны по возрастному составу детей.

Большая часть воспитанников детского сада имеют вторую группу здоровья. Организация образовательного процесса регламентируется данной образовательной программой, учебным планом, годовым планом, расписанием непосредственной образовательной деятельности, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564)

Основной контингент воспитанников дошкольного учреждения – россияне, родной язык которых – русский. Анализ социального статуса семей выявил, что в дошкольном учреждении воспитываются дети из полных (84,6%), из неполных (10%) и многодетных (5,4%) семей.

Умеренный континентальный климат позволяет организовывать прогулки воспитанников на свежем воздухе круглый год в течение 4 часов в зависимости от возрастных особенностей детей.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

· социально-коммуникативное развитие;

· познавательное развитие;

· речевое развитие;

· художественно-эстетическое развитие;

· физическое развитие.

В календарно-тематическом планировании присутствуют: компонент основной программы, региональный компонент и компонент МБДОУ (из годового плана работы МБДОУ).

Город Ростов-на-Дону, на территории которого находится МБДОУ, является исторически сложившимся местом проживания людей разных национальностей. Анализ этнического состава сотрудников детского сада и семей воспитанников показал:

Преобладающий язык в семьях – русский; билингвистические семьи – 21. С учетом полиэтнического состава в детском саду создано этнокультурное пространство на основе включения в образовательный процесс элементов изучения национальных традиций семей воспитанников.

Дошкольники знакомятся с самобытностью и уникальностью русской и других национальных культур через разные формы общения и продуктивную совместную деятельность детей и взрослых; знакомство с народными играми, игрушками и национальными куклами.

В рамках регионального компонента реализуются проекты, направленные на ознакомление с историей и культурой Донского края как общероссийской культуры. Воспитанники принимают участие в выставках продуктивной деятельности, фотовыставках и фотогалереях, оформлении альбомов и выставок семейного опыта «Наша семья», музыкально-тематических, обрядовых и календарных развлечениях и праздниках. В старших группах оборудованы историко-культурные уголки.

В МБДОУ всего девочек 47%, мальчиков-53% (из отчета 85-К на 16.01.2014г.), количественное соотношение мальчиков и девочек определяет специфику гендерного воспитания.

Последнее десятилетие наблюдается резкий прирост населения города: с одной стороны за счет увеличения рождаемости, с другой – за счет активных миграционных процессов, что определяет горизонтальное расширение содержания образовательной деятельности: в детском саду создан и функционирует консультационный пункт для родителей детей, посещающих и не посещающих МБДОУ. При необходимости, в работе с семьями детей-билингвистов, педагоги выполняют функцию межкультурных медиаторов.

Природно-климатические условия нашего региона характеризуются как относительно неблагоприятные и имеют свои особенности: в последние годы наблюдаются длительные зимы с резким перепадом температуры, достаточно короткий осеннее-весенний период и очень жаркое лето.

Также следует отметить отсутствие больших зеленых массивов, территориально приближенных к детскому саду.

Исходя из этого, в образовательный процесс МБДОУ включены мероприятия, направленные на оздоровление детей, предупреждение заболеваемости и утомляемости. В холодное время года (при благоприятных погодных условиях) осуществляется пребывание на открытом воздухе. При неблагоприятных погодных условиях в МБДОУ под присмотром медперсонала организовываются специальные мероприятия по оздоровлению детей: частые проветривания, прогулки и гимнастика при открытых окнах (режим «проветривания») в зале в облегчённой одежде и другие мероприятия. В теплое время года жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе; приём детей, утренняя гимнастика проводится на улице. В МБДОУ создаются оптимальные условия для совместной и самостоятельной двигательной, игровой, продуктивной и музыкально-художественной деятельности детей на детских игровых площадках, в природных уголках участка детского сада. На территории МБДОУ оборудованы площадки для каждой возрастной группы, где имеется материал для разнообразной продуктивной деятельности, организации сюжетно – ролевых, подвижных игр, игр с водой и песком, на территории МБДОУ оборудована экологическая тропа, тропа здоровья, сад-огород, уголок леса. 1 раз в месяц в дошкольных группах проводятся тематические «Дни здоровья». Содержание образовательной деятельности направлено на формирование у воспитанников МБДОУ основ культуры здоровья. Летний оздоровительный период планируется в виде проектной деятельности. Режим дня насыщается активной двигательной деятельностью, играми, решением занимательных задач, встречами с интересными людьми, «персонажами» любимых книг и др.

Прогулки в холодный период проводятся в соответствии с требованиями СанПиН и режимом МБДОУ (2 раза в день). При t воздуха ниже – 15С и скорости ветра более 7м/с прогулка сокращается до минимума. Прогулка не проводится при t воздуха ниже -15С и скорости ветра боле 15м/с для детей до 4-х лет; для детей 5-7 лет при t воздуха ниже -20С и скорости ветра более 15м/с.

Одежда детей соответствует погодным условиям. Проводится работа с родителями: на зимних прогулках детям удобнее в утепленных куртках и штанах спортивного типа, чем в тяжелых шубах (для занятий по физическому развитию и игре в подвижные, народные игры на прогулке).

В детском саду является обязательным адаптационный период для вновь поступивших детей: создание благоприятных условий для успешной адаптации ребенка, наблюдение специалистов, воспитателей МБДОУ за детьми в адаптационный период, работа с родителями (консультирование, индивидуальные беседы, информирование, сотрудничество, анкетирование родителей (законных представителей).

 

Планируемые результаты освоения Программы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: