Как написать сценарий видеоролика: пошаговая инструкция
Рекламные ролики длятся недолго. За несколько секунд до зрителя нужно донести максимум информации. У видеороликов есть плюс — информация воспринимается одновременно глазами и ушами, но очень важно, чтоб зрительные образы и звуки сочетались друг с другом. Выбрать подходящего диктора или актеров для озвучивания не менее важно. Но прежде всего надо написать сценарий. Обычная продолжительность видеоролика — от 10 секунд до нескольких минут, а вот работа над одним только сценарием занимает не один день и осуществляется в несколько этапов.
Этап первый – поиск идеи
1. Мозговой штурм. Это задача для команды: все участники мозгового штурма предлагают свои идеи, и чем больше, тем лучше. Даже кажущиеся абсолютно бредовыми и нелепыми идеи не стоит отвергать сходу, каждое предложение может содержать интересное зерно.
2. Предварительная фильтрация. А вот на этом этапе уже можно начинать отсев идей, не выдерживающих критики – банальных или непонятных широкой аудитории, а также слишком сложных для реализации. В результате должно остаться несколько самых лучших.
3. Окончательная фильтрация. Прошедшие предварительный отбор идеи еще раз обсуждаются, оцениваются, на этом этапе полезно посоветоваться с заказчиком, предложив ему несколько вариантов на выбор. В итоге нужно остановиться на одной мысли, которая и ляжет в основу сценария.
Мозговой штурм ‒ первый этап работы над сценарием
Сценарий видеоролика должен быть интересным и запоминающимся, но основное предназначение ролика – привлечь внимание к рекламируемому товару. Нередко случается, что сюжет, игра актеров, музыкальное сопровождение и спецэффекты становятся центром внимания, а рекламируемый продукт уходит в тень. Это распространенная ошибка копирайтеров, создающих сценарии рекламных роликов.
|
Этап второй — разработка концепции
Определились с идеей? Можно приступать к разработке концепции ролика. Для этого последовательно выполняется ряд шагов:
· Сначала нужно привести в систему высказанные заказчиком пожелания, составить список, где все они будут перечислены.
· Затем изучить все данные о фирме-заказчике, рекламируемом товаре или услуге. Их может быть очень много, поэтому выделите несколько самых важных моментов. Если компания славится своими традициями, можно упомянуть год ее основания. Если рекламируется новинка, подчеркнуть ее привлекательные стороны. При этом нельзя забывать о хронометраже. Если ролик короткий, придется ограничиться 1-2 пунктами.
Далее следует определиться с задачей, которую преследует ролик.
Возможные варианты:
· Позиционирование (обычно применяется для новых товаров). Просмотрев ролик, потребитель должен обратить внимание на рекламируемый объект и оценить его достоинства.
· Отстройка от конкурентов. Нужно добиться, чтоб зритель переключил внимание с аналогичной продукции на рекламируемый товар.
· Подтверждение имиджа. Эта задача ставится при рекламе хорошо известных, раскрученных товаров (услуг). Ролик должен добавить новые штрихи к образу, улучшить его, сделать еще более привлекательным. Покажите продукт в неожиданном ракурсе, создайте новые ассоциации с чем-то приятным.
|
· Контрреклама – применяется для продуктов, о которых у потребителей сложилось предвзятое негативное мнение. Это самая сложная задача ‒ ролик должен это мнение развеять.
Разрабатывая концепцию, не забывайте о ряде важных моментов:
· Кому ролик адресован (целевая аудитория);
· К каким действиям должен подтолкнуть его просмотр (совершить покупку, заказать услугу, поделиться впечатлением с друзьями и знакомыми);
· Какое звуковое наполнение (музыка, фоновые шумы) вызовет нужные ассоциации и эмоции;
· Какой голос подойдет для озвучивания (мужской, женский, детский, высокий/низкий).
Просмотрите и проанализируйте побольше роликов аналогичной тематики. Так вы научитесь на чужих ошибках и возьмете на вооружение самые удачные приемы коллег. Порой на этом этапе сценарист обнаруживает, что кто-то уже придумал и реализовал концепцию, очень похожую на плод его собственных трудов. Если хочется создать действительно оригинальный продукт, придется менять разработку.
Этап третий ‒ написание сценария
Что включает в себя этот этап?
1. Продумать структуру ролика, его сюжет. Даже самый короткий сценарий пишется по законам, общим для литературных жанров: короткая экспозиция, завязка (возникает необходимость воспользоваться рекламируемым продуктом), кульминация (появляется сам продукт) и развязка (персонаж убеждается в его преимуществах).
2. Создать раскадровку с детальным описанием всего происходящего в кадре и подбором звукового наполнения, оговорить частоту смены кадров.
3. Написать текст сценария.
Пример раскадровки: мультсериал Винкс
В видеоролике должна преобладать именно визуальная информация, так что закадровый текст или реплики действующих лиц лучше свести к минимуму. Но даже при минимальном количестве звучащих слов текст сценария необходим. Действия героев, смену событий на экране нужно описать настолько детально, чтоб зрителю без слов было ясно, что происходит.
К каждому кадру:
· Прописывается перечень всех попавших в него объектов.
· Отмечается, когда камера должна совершить наезд, выхватив один из объектов крупным планом.
· Описываются движения, выражения лиц, эмоции персонажей, интонации, с которыми произносятся реплики.
Если в ролике должен прозвучать рекламный слоган, лучшим моментом для этого является развязка.