3.1. Отношения специалиста стоматологии и СтАР определяются Уставом СтАР и данным Этическим Кодексом.
3.2. СтАР выступает за равенство возможностей для каждого специалиста стоматологического профиля в рамках его компетентности при осуществлении им профессиональной деятельности в структуре ассоциации в получении образования, при приеме на работу и других аспектах его деятельности с учетом возможностей Ассоциации.
3.3. СтАР провозглашает охрану и защиту независимости профессиональных и этических решений врача от необоснованных действий юридических и физических лиц.
3.4. Специалист стоматологического профиля обязан соблюдать требования и положения профессиональных стандартов.
ВРАЧ И ПАЦИЕНТ
4.1. Основа взаимоотношений врача-стоматолога и пациента определяется положениями соответствующих законодательно-правовых документов.
4.2. Врач никогда не должен уклоняться от приема или отказывать в помощи пациентам по расовым, национальным, религиозным и другим при знакам.
4.3. Врач обязан:
4.3.1. Сохранять врачебную тайну и другие сведения, которые важны для благополучия пациента. Одновременно он обязан испрашивать любую не обходимую ему для лечения больного информацию от других врачей. Не являются разглашением врачебной тайны случаи передачи медицинской информации с целью:
• профессиональных консультаций;
• проведения научных исследований;
• оценок эффективности лечебной помощи;
•экспертизы качества медицинской помощи;
• проведения учебного процесса;
• предотвращения возможности причинения серьезного вреда самому больному или окружающим лицам;
• определения решений суда;
• в случаях, предусмотренных законодательством. Во всех указанных случаях врач должен проинформировать пациента о неизбежности раскрытия информации и, по возможности, получить на это его согласие.
4.3.2. Обратиться к более компетентным коллегам, если необходимое пациенту обследование и лечение выходят за уровень его собственных профессиональных возможностей.
4.3.3. Постоянно помнить о своем долге сохранения здоровья и жизни пациента, руководствуясь принципом сострадания, уважения его прав и человеческого достоинства.
4.3.4. Обсудит с пациентом альтернативные планы обследования и лечения, включая преимущества, степень риска и прогноз в каждом случае, возможные осложнения, рациональность, соответствующую стоимость с тем, чтобы предоставить пациенту право самому сделать обоснованный выбор.
4.3.5. При обнаружении своих ошибочных действий, приведших к неправильному либо некачественному лечению, или обнаружении таковых его коллегами без дополнительного гонорара попытаться исправить ошибку и добиться положительного результата в лечении.
4.3.6. Проинформировать соответствующие инстанции о серьезной травме, любом виде зависимости, опасном инфекционном заболевании, любом другом состоянии, которые воспрепятствуют проведению квалифицированного и безопасного лечения пациентов.
4.4. Врач не имеет права:
4.4.1. Останавливать процесс лечения, не уведомив об этом пациента. В случае невозможности дальнейшего выполнения своих функций врач должен принять меры по организации преемственности лечения.
4.4.2. Давать скептическую оценку или комментарии по отношению к качеству лечения, оказанному пациенту другим врачом.
4.4.3. Использовать технологии и методы (диагностики) лечения, которые не получили общественного признания со стороны коллег, СтАР или не имеют соответствующих авторских (патентных) прав, установленных в соответствии с законодательством.
4.4.4. Препятствовать пациенту, решившему доверить свое дальнейшее лечение другому врачу.
4.4.5. Заниматься саморекламой, несовместимой с этическими нормами.
4.4.6. Навязывать пациенту свои личные предубеждения (религиозные, политические, пр.), оказывающие воздействие на диагностику и лечение.
4.5. Поведение врача должно способствовать развитию у пациента чувства ответственности за свои действия в процессе диагностики, лечения заболевания и профилактики осложнений.
4.6. Пациент имеет право:
• выбора врача с учетом его согласия;
• на достоверную информацию о состоянии своего стоматологического здоровья в рамках специализации деятельности врача и с учетом возможностей данного врача в предоставлении указанной информации;
• на то, что никакие вмешательства без его ведома не могут быть осуществлены в стоматологическом учреждении, если пациент не является источником опасности для окружающих, и тяжесть физического или психического состояния не позволяют ему принять осознанное решение.
4.7. Врач имеет право отказаться от выполнения диагностических и лечебных мероприятий в ситуациях:
• не требующих оказания неотложной помощи, если пациент имеет возможность обратиться в другое стоматологическое учреждение или к другому врачу;
•личного конфликта с пациентом, возникшем по инициативе пациента (невыполнение рекомендаций, нарушение условий приема, наркотическое состояние больного, алкогольное опьянение и др.),
• недостатка рабочего времени;
• если в процессе оказания помощи может возникнуть реальная угроза жизни и здоровью врача или окружающих;
•уклонение пациента от выполнения положений договора, составленного самим врачом или учреждением, интересы которого он представлял;
• в случаях, когда на него возлагается осуществление принудительного со стороны третьего лица обследования или лечения. О мотивах своего отказа он обязан информировать лиц, принявших решение о принудительном лечении.
В случаях развития конфликта с данным третьим лицом обратиться к руководству региональной стоматологической ассоциации или СтАР.