Тема: «Выполнение расчёта суточного расхода энергии в зависимости от основного энергетического обмена человека»
Цель: приобрести навыки по расчету собственного суточного расхода энергии.
Теоретические сведения
Хронометражно-табличный метод является простым и быстрым методом определения суточных энергозатрат человека. Метод включает хронометраж отдельных видов деятельности человека за сутки и расчет энергозатрат с помощью специальных таблиц, как по отдельным видам деятельности, так и за сутки в целом. Указанный метод включает данные основного обмена.
Каждое состояние организма, каждый вид деятельности (сон, работа, отдых и т.д.) сопровождается определенными по величине затратами энергии, которые образуют суммарную величину затрат энергии за сутки. Поэтому первым этапом определения этой величины является учет продолжительности отдельных состояний организма и видов деятельности на протяжении суток, т.е. определение бюджета времени.
Бюджет времени определяется: путем опроса, личных записей и хронометража.
В практической деятельности обычно используется сочетание метода хронометража и личных записей. Необходимо, чтобы день, выбранный для хронометража, был типичным и выполняемые виды работ характеризовали среднюю физическую нагрузку. Если общая сумма времени, затраченного на все виды деятельности, будет равной 24 часам (1440 мин.), следовательно, хронометраж проведен правильно.
Обработка данных хронометража заключается в суммировании времени, затраченного на однотипные виды работ, выполняемые в различные промежутки дня (например, ходьбу, прием пищи, отдых, сидя и т.д.). Данные хронометража заносят в рабочую таблицу.
Для определения расхода энергии пользуются данными таблицы 1, в которой указаны энергозатраты в ккал на 1 кг массы тела в минуту (ккал/кг/мин) для отдельных видов состояния организма, деятельности и работы. Приведенные данные включают энергозатраты на основной обмен. Если тот или иной вид выполненной работы в табл. 1 не указан, берут вид деятельности близкий к ней по характеру.
Таблица 1 – Расход энергии при различных видах деятельности (включая основной обмен)
| № п/п | Вид деятельности | Энергозатраты | ||||
| ккал/кг/мин. | ||||||
| 1. | Сон | 0,0155 | ||||
| II. Учебное время | ||||||
| 2. | Слушание лекций | 0,0243 | ||||
| 3. | Практические занятия лабораторные | 0,0360 | ||||
| 4. | Практические занятия семинарские | 0,0250 | ||||
| 5. | Практические занятия семинарско-лабораторные | 0,0300 | ||||
| 6. | Перерывы | 0,0258 | ||||
| 2. Внеурочное время | ||||||
| 7. | Подготовка к занятиям | 0,0250 | ||||
| 8. | Сбор на занятия | 0,0455 | ||||
| 9. | Дорога: | |||||
| 0,0597 | ||||||
| ходьба по асфальтовой дороге (4-5 км/час) ходьба по | ||||||
| 0,0626 | ||||||
| полевой дороге (4-5 км/час) | ||||||
| 0,0914 | ||||||
| ходьба по снежной дороге | ||||||
| 0,0714 | ||||||
| ходьба со скоростью 6 км/час | ||||||
| 0,1371 | ||||||
| ходьба со скоростью 8 км/час | ||||||
| 0,0267 | ||||||
| езда в транспорте | ||||||
| 3. Домашняя работа | ||||||
| 10. | Мытье пола | 0,0548 | ||||
| 11. | Мытье посуды | 0,0343 | ||||
| Вытирание пыли | 0.0411 | |||||
| 13. | Подметание пола | 0,0402 | ||||
| 14. | Глажение белья | 0,0323 | ||||
| 15. | Стирка белья вручную | 0,0511 | ||||
| 16. | Шитье, ручное вязание | 0,0265 | ||||
| 17. | Покупка товаров, продуктов | 0,0450 | ||||
| 18. | Уход за детьми | 0,0360 | ||||
| 19. | Работа в личном подсобном хозяйстве | 0,0757 | ||||
| 21. | Хозяйственная работа | 0,0573 | ||||
| 22. | Приготовление пищи | 0,0330 | ||||
| 23. | Уход за помещением, мебелью, бытовыми приборами | 0,0402 | ||||
| 4. Самообслуживание | ||||||
| 24. | Уборка постели | 0,0329 | ||||
| 25. | Прием пищи сидя | 0,0236 | ||||
| 26. | Умывание (по пояс) | 0,0504 | ||||
| 27. | Душ | 0,0570 | ||||
| 28. | Личная гигиена | 0,0329 | ||||
| 29. | Чистка одежды и обуви | 0,0493 | ||||
| 30. | Одевание и раздевание одежды и обуви | 0,0264 | ||||
| 5. Свободное время | ||||||
| 31. | Отдых стоя | 0,0264 | ||||
| 32. | Отдых сидя | 0,0229 | ||||
| 33. | Отдых лежа (без сна) | 0,0183 | ||||
| 34. | Чтение молча | 0,0230 | ||||
| 35. | Чтение вслух | 0,0250 | ||||
| 36. | Писание писем | 0,0240 | ||||
| 37. | Танцы легкие | 0,0596 | ||||
| 38. | Танцы энергичные | 0,1614 | ||||
| 39. | Пение | 0,0290 | ||||
| 40. | Игра в шахматы | 0,0242 | ||||
| 41. | Общественная работа | 0,0490 | ||||
| 42. | Воскресники (уборка территории) | 0,0690 | ||||
| 43. | Занятия физкультурой и спортом: | |||||
| утренняя гимнастика (физические упражнения) | 0,0648 | |||||
| бадминтон | 0,0833 | |||||
| бильярд | 0,0416 | |||||
| бейсбол | 0,0657 | |||||
| баскетбол | 0,2042 | |||||
| бокс | 0,2142 | |||||
| верховая езда | 0,0914 | |||||
| волейбол | 0,0773 | |||||
| бег со скоростью 8 км/час | 0,1357 | |||||
Практическая часть
Таблица 2 Определение суточного расхода энергии хронометражно-табличным методом.
| Вид деятельности | Продолжительность, мин | Расход энергии | |
| ккал/кг/мин | вычисление расхода энергии (ккал/кг/мин)*масса тела*время) | ||
| Итого: |
Контрольные вопросы
1. К какой трудовой группе относится повар?
2. Какой у него суточный расход энергии?
3. Какими способами можно определить величину основного обмена?
4. Как протекает обмен веществ у людей разного возраста?