Избирательное право в Российской Федерации




 

 

Выполнила:

ученица 10 класса

средней школы

проверил: Курагин А. А.

 

2020 год

Избирательное право — один из институтов конституционного права. Это система конституционно-правовых норм, которые определяют круг лиц, имеющих право избирать или быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвующих в референдуме. А также это система норм, которая определяет порядок организации и проведения референдумов и выборы в РФ.

Избирательное право в субъективном смысле, выражается в предоставлении каждому гражданину РФ возможности участия в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также в голосовании на референдуме

Элементы избирательного права:

· Пассивное избирательное право - право быть избранным на выборные должности.

· Активное избирательное право - право избирать в органы государства и участвовать в голосовании на референдуме.

Конституция России, в отличие от многих зарубежных конституций, не содержит специальной главы об избирательном праве. Самые общие нормы включены в статью 32. Отдельные правила связываются с избранием Президента РФ (ст. 81) и Федерального Собрания (ст.96, 97). Но предусматривается, что порядок выборов в эти органы государственной власти должен определяться федеральными законами. В 2002 и 2003 гг. приняты новые федеральные законы о выборах Президента Российской Федерации, о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

К источникам избирательного права относятся:

- Конституция РФ (ст. 3, 32, 81, 84, 92, 96, 97, 102, 111, 117 и т.д.), а также Федеральное законодательство, касающееся выборов и референдумов на федеральном уровне:

- Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ с изм. и доп. от 27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня, 4 июля 2003 г.),

- Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" (в редакции от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ),

- Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в редакции от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ с изм. и доп. от 23 июня 2003 г.),

- Федеральный конституционный закон "О референдуме РФ" (в редакции от 10 октября 1995 г.), а также Федеральное законодательство, касающееся выборов и референдумов субъектов федерации:

- Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (в редакции от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ с изм. и доп. от 22 июня 1998 г.), а также указы Президента РФ по вопросам организации и проведения выборов, нормативные акты Центральной избирательной комиссии и законы субъектов РФ, касающиеся выборов и референдумов на уровне соответствующего субъекта и действующего на его территории местного самоуправления.

Тем не менее, общие принципы избирательного права прямо или косвенно предусмотрены Конституцией РФ в виде ряда прав, обеспечивающих гражданам участие в выборах и референдумах. Они также сформулированы в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от 12 июня 2002 г.).

В объективном смысле избирательная система – это порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, закрепленный и регулируемый нормами избирательного права, а также сложившейся практикой деятельности государственных, муниципальных органов, общественных объединений и движений, то есть это вся совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования.

Избирательная система в субъективном значении употребляется применительно к порядку определения результатов (итогов) голосования на выборах - это способ распределения депутатских мандатов кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других управомоченных лиц.

Избирательные системы:

- пропорциональная

- мажоритарная

- смешанная

Пропорциональная избирательная система означает, что депутатские мандаты при выборах в парламент распределяются между списками кандидатов, пропорционально поданным голосам.

Мажоритарная избирательная система – система выборов в парламент или должностного лица, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются.

Смешанная система предполагает комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем. Например, одна часть парламента избирается по мажоритарной системе, а вторая – по пропорциональной; при этом избиратель получает два бюллетеня и отдаёт один голос за партийный список, а второй – за конкретного кандидата, избирающегося на мажоритарной основе.

Существуют три разновидности мажоритарной системы:

- абсолютного большинства – кандидату необходимо набрать 50% + 1 голос;

- относительного большинства – кандидату необходимо набрать самое большое число голосов. При этом данное число голосов может быть меньше 50% от всех голосов;

- квалифицированного большинства – кандидату необходимо набрать заранее установленное большинство голосов. Такое установленное большинство всегда больше 50% от всех голосов – 2/3 или 3/4.

Мажоритарная система имеет две разновидности – абсолютного большинства и относительного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства побеждает кандидат, за которого проголосовало абсолютное большинство избирателей, принявших участие в выборах, то есть 50% + 1 голос. В случае если победитель не выявлен, проводится второй тур выборов, в котором участвуют два кандидата, получившие наибольшее число голосов в первом туре. При мажоритарной системе относительного большинства победа отдается кандидату, набравшему голосов больше, чем каждый из его соперников в отдельности, даже если его поддержали менее половины пришедших на избирательные участки.

В России мажоритарная система применяется при выборах Президента РФ. Выборы глав администраций (губернаторов, президентов, глав исполнительной власти) проводятся в двух основных формах: самим населением и законодательными органами субъектов Федерации (Дагестан). Система избрания глав администраций населением во многом напоминает систему избрания Президента РФ: предусматривается избрание того кандидата, который получил больше половины голосов от установленного законом минимума принявших участие в выборах избирателей, возможность второго тура голосования.

При выборах депутатов Государственной Думы в нашей стране используется мажоритарно-пропорциональная (смешанная) система выборов, при которой 225 депутатов избираются по одномандатным округам, а другие 225 - по спискам избирательных объединений, блоков. При введении мажоритарно-пропорциональной системы в 1993 г. считалось, что она будет способствовать упрочению и развитию политических партий, многопартийности.

В России пропорциональная избирательная система применяется на выборах в Государственную думу и на выборах в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Принципы избирательного права. Под принципами права понимают основополагающие идеи, исходные начала правового регулирования общественных отношений, относящихся к предмету правового регулирования той или иной отрасли, того или иного института права. Указанные принципы фиксируются, как правило, в первых статьях законодательного акта и являются основой, фундаментом его построения.

Значительная часть принципов избирательного права Российской Федерации законодательно закреплена и обозначена в статьях 3, 4 и 7 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в качестве принципов проведения в Российской Федерации выборов. По своему содержанию они соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и международным избирательным стандартам.

Организация и проведение выборов в Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:

- всеобщность избирательных прав;

- равенство избирательных прав;

- тайное голосование;

- обязательность и периодичность выборов;

- альтернативность выборов;

- добровольность участия в выборах;

- организация и проведение выборов органами, не входящими в систему органов государственной власти и местного самоуправления;

- гласность и открытость избирательного процесса.

Согласно принципу всеобщего избирательного права гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению назначенного референдума. До назначения референдума в действиях по подготовке и проведению референдума имеет право принимать участие гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет.

Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Принцип равного избирательного права заключается в установлении для граждан равных оснований участия в выборах. Если на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина, что отражает содержание принципа тайного голосования.

Принцип обязательности и периодичности выборов предполагает, что выборы должны проходить регулярно, в сроки, установленные законом. Данный принцип основан на политико-правовом требовании, чтобы выборы в демократическом правовом государстве являлись единственным юридически гарантированным и легитимным способом формирования органов государственной власти, органов местного самоуправления. Выборы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, депутатов этих органов проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов.

Принцип альтернативности относится к числу важнейших условий подлинно свободных выборов. Альтернативность выбора обеспечивает избирателю реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления.

Принцип добровольности гарантирует свободу участия в выборах. Гражданин сам определяет принимать участие в выборах или нет, голосовать за того или иного кандидата, за то или иное избирательное объединение или нет.

Статья 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» закрепляет принцип независимости избирательных комиссий, организующих и проводящих выборы. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Принцип открытости и гласности в осуществлении избирательными комиссиями деятельности по подготовке и проведению выборов, подсчету голосов избирателей, установлению итогов голосования, определению результатов выборов обеспечивает возможность контроля со стороны гражданского общества за законностью и легитимностью выборов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: