Глава I. Арт-терапия ее основные виды




Арттерапевтическое влияние музыки

 

Водопьянова Ольга

11 а класс

Педагог: Валитова М.Н

 

Челябинск 2018

Содержание

1. Введение………………………………………………………………….3

2. Цель работы…………………………………………………………….4

3. Глава I. Арт-терапия и ее основные виды……………….5

· Рисуночная терапия

· Музыкотерапия

· Драмотерапия

· Библиотерапия

· Игротерапия

· Маскотерапия

· Коллаж

· Песочная терапия

· Цветотерапия

· Сказкотерапия

· Фототерапия

· Глинотерапия

4. Глава II. История и развитие музыкальной арт-терапии……………………………………………………………………11

5. Глава III. Значение музыкотерапии………………………...14

6. Заключение……………………………………………………………..17

7. Список литературы…………………………………………………18

8. Приложение…………………………………………………………….19

 

 

Введение

Я выбрала эту тему, чтобы узнать, какие существуют направления современной арт-терапии, изучить влияние музыки на человека.

 

Музыка сегодня является одним из самых популярных искусств, она вплетена в постоянный информационно-звуковой поток, который сопровождает нас с экрана телевизора, динамиков магнитофонов, плееров.
Она сопровождает нас по дороге на работу, в школу и домой. Именно потому, что мы относимся к музыке, как правило, как предмету потребления и забываем о ее целебном воздействии. Проблема арт-терапевтических возможностей музыки и их значения в жизни современного человека является на сегодняшний день весьма актуальной.

 

Цель данной работы состоит:

 

¾ изучить терапевтические возможности музыки

¾ выявить значение музыки в жизни современного человека.

В связи с целью были поставлены задачи:

¾ Изучение необходимости внедрения арт -терапии

¾ Исследовать механизм воздействия музыки на психику человека

 

Глава I. Арт-терапия ее основные виды

Термин «Арт-терапия» говорит сам за себя, так как дословно с латыни переводится как «лечение искусством». Действительно, арт-терапия – это направление в психотерапии, основанное на искусстве и творчестве. Она включает в себя и диагностику, и коррекцию и, непосредственно саму терапию психологических проблем личности.

Проходя курс арт-терапии, человек занимается самопознанием, самовыражением, самоанализом, в результате чего его психическое состояние гармонизуется.

Арт-терапия на сегодняшний день является одним из самых молодых и стремительно развивающихся направлений психотерапии. Доказательством тому служат чрезвычайно популярные сегодня раскраски-антистресс, придуманные британским иллюстратором Джоанной Басфорд.

Термин «арт-терапия» ввел в употребление еще в сороковых годах прошлого столетия британский врач и художник Адриан Хилл. Он заметил, что занятие творчеством помогает туберкулезным больным (с которыми он работал в госпитале) быстрее выздороветь. Стоит сказать, что, так как искусство появилось еще в древние времена, его терапевтическое воздействие отмечалось и раньше, но только в наше время возник особый интерес к этой функции творчества.

Арт-терапию называют «мягкой» оттого что степень воздействия психотерапевта на личность клиента в этом случае минимизирована, а сам процесс лечения больше похож на занятие хобби. При этом значение и пользу такой терапии не стоит недооценивать.

Занимаясь творчеством, человек проецирует внутренние переживания на свое творение. Такая проекция не осознается: чувства, эмоции, мысли, переживания и воспоминания выходят наружу, минуя сферу сознания, и оттого не поддаются ни коррекции, ни критике разума. Поэтому методики арт-терапии относят к числу проективных методов психодиагностики.

Арт- терапия назначается, если индивид переживает:

¾ пониженное настроение;

¾ стресс;

¾ кризис (возрастной или экзистенциальный);

¾ эмоциональную неустойчивость: импульсивность, вспыльчивость, ранимость и прочее;

¾ апатию, потерю интереса к жизнедеятельности;

 

 

¾ депрессию, в том числе связанную с потерями;

¾ физическую и/или психологическую травму;

¾ страхи, фобии, повышенную тревожность;

¾ низкую самооценку, негативные чувства к себе, негативную Я-концепцию;

¾ различного рода зависимости;

¾ межличностные конфликты (семейные, рабочие и другие);

¾ любой внутренний конфликт.

 

Арт-терапия позволяет естественным образом скорректировать психоэмоциональное состояние, а именно:

¾ выразить негативные чувства и эмоции (агрессию, обиду, ревность, зависть и другие) в приемлемой форме;

¾ избавиться от стресса, иного рода напряжений и тревог;

¾ избавиться от страхов и фобий;

Арт-терапия применяется при работе с людьми разного возраста и пола. Особенно она ценна при работе с клиентами, требующими особого отношения и к которым нельзя применить иные методы лечения: с очень маленькими детьми, беременными женщинами, замкнутыми подростками и другими.

Рисуночная терапия

Рисуночная терапия помогает человеку в символической форме выразить себя, свой взгляд на мир, свои чувства: страх, злость, обиду, а нарисовав, освободиться от травмирующих переживаний и лучше осознавать себя.

Рисование – творческая деятельность, позволяющая клиенту ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании клиентов окружающей социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.

Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство (по сравнению с другими видами деятельности) заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Рисуя, клиент дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

 

Музыкотерапия

– это система психологической коррекции физического и психического здоровья человека с помощью музыкально-акустических воздействий. Музыка вызывает различные терапевтические эффекты. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека. Различают групповую и индивидуальную музыкотерапию. Сеанс проводится как в положении сидя, так и лежа. Важен психологический контакт перед проведением сеанса. Человеку разъясняют цели, задачи, возможности занятия. Иногда используется живое исполнение музыки.

Драматерапия

Драматерапия — это новое направление арт-терапии, набирающее темп и становящееся модным в наши дни. Она использует такой широко распространённый технический приём, как драматизация, т.е. разыгрывание какого либо сюжета. И хотя оно называется драматерапией, в её основе лежит искусство театра, а не драматургия.

Данное направление использует силу искусства в рамках терапевтического процесса для получения доступа к латентным исцеляющим ресурсам в работе с клиентами. В творческом самовыражении клиента отражается как причина, так и природа психического расстройства, а также оно способствует реинтеграции и диссоциативных состояний клиента. Оно способствует внесению цельности в условиях разрозненности сознания и оказывает эффект исцеления травмированной самости, испытывающей страдания.

Сферы применения драматерапии:

¾ Межличностные и внутриличностные проблемы,

¾ Семейная и детско-родительская терапия,

¾ Развитие креативности в определённой профессии,

¾ Пограничные расстройства,

¾ Психосоматика.

 

Библиотерапия – специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Она направлена на формирование личности читателя. Книги – мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление людей, их характер, формировать их поведение, помочь в решении проблем.

Игротерапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.

Использование игр и игрушек дает возможность человеку рассмотреть, потрогать, послушать, ощутить и вспомнить то, что беспокоило многие годы и послужило причиной проблем. Метод игротерапии может быть использован как в групповой, так и в индивидуальной работе. Он предусматривает возможность работы: с синдромом посттравматического стресса, с ранними детскими травмами. Игровая терапии помогает решать не только личностные, но и как следствие этого профессиональные трудности.

Маскотерапия – известный метод психологической работы, основанный на переводе глубинных комплексов и проблем человека в неживую материю маски. Лицо – это проекция нашего психологического состояния и настроения, нашего тела, а так же нашего прошлого и настоящего. Избавление от привычных, стереотипных ролей с помощью маскотерапии создает возможность освободиться от ненужного и изменить свою жизнь.

Коллаж – технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на ватман предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Материалом служит газеты, глянцевые журналы, природные материалы, различные предметы. Используя скотч, клей, ножницы и бумагу создается объемная композиция.
Коллажирование дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества, позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания. Данный метод эффективен в работе со студентами на практических занятиях по специальной психокоррекции и способствует сплочению группы, развитию творческих способностей, снятию эмоционального напряжения.

Песочная терапия – это возможность общения с миром и самим собой через песок; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

В основе песочной терапии лежит создание свободного и защищенного пространства, в котором клиент – ребенок или взрослый может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы.

 

Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния; неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым.

Цветотерапия – это лечение цветом. Еще в далекой древности люди заметили, что цвет оказывает мощное действие на человека. Специальная окраска, наносимая на тело воина и его доспехи, внушала противнику страх; цвета, подбираемые для одежды царей и жрецов, говорили об их могуществе, вызывали восторг, поклонение или священный трепет. В древнем Египте знали о силе и влиянии цвета и даже сооружали в некоторых храмах цветные залы. В них изучали применение цвета и учили врачевание. Было доказано, что органы и системы тела чувствительны к определенным цветам, которые стимулируют или замедляют их действие. Зная это, можно использовать различные цвета с лечебной целью. Цвет может изменить функции некоторых систем человеческого организма. Например: оранжево-красный меняет частоту пульса, дыхания, давления крови и в общем оказывает возбуждающее действие; темно-синий цвет, напротив, приносит успокоение. По мнению психологов, язык цветов универсален, он действует независимо от религии и национальности.

Сказкотерапия – это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил, древнейший способ социализации и передачи опыта. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. Работа со сказкой направлена непосредственно на помощь клиенту. Психотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

Фототерапия – набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии, её использования для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. Техники фототерапии: фотографии, созданные самим человеком; фотографии клиента, сделанные другими людьми, где клиент специально позирует, или снимки, сделанные спонтанно; автопортреты — любые фотографии самого себя; семейные альбомы. Фототерапия может предполагать как работу с готовыми фотографиями, так и создание оригинальных авторских снимков.

 

Основным содержанием фототерапии является создание и/или восприятие клиентом фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности (рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство, изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, и т. д.)

Глинотерапия. Работа с глиной позволяет мягко отреагировать, переработать и осознать травматичный опыт. Особенно важна для тех людей, которым трудно "выговориться", кому трудно рассказать о своих чувствах и переживаниях, в ситуациях неопределенности – ведь "вылепливание" снижает или убирает сопротивление и дает возможность "увидеть" решение. Благодаря лепке человек может научиться управлять собой; дает человеку возможность почувствовать себя творцом, это одно из лучших средств при работе с эмоциями (страх, агрессия, обида).

 

Глава II. История и развитие музыкальной терапии

История взаимоотношений музыки и человека уходит корнями в далекое прошлое, к истокам человечества.

В своей популярной книге «Эффект Моцарта» один из ведущих просветителей в области связи музыки и целительства американец Дон Кемпбелл пишет о том, что научные и исторические данные свидетельствуют, что танцы, звуковое тонирование и песни появились раньше, чем членораздельная речь. Это означает, что музыка является первобытным и исходным языком человечества.

Использование музыки с лечебной целью также имеет давнюю историю. В прошлом музыка широко применялась во врачебной практике. Это известно из различных источников -- работы Платона, жизнеописания царя Давида, об этом упоминается и в мифах об Аполлоне. Воздействие музыки на нашу жизнь является всеобъемлющим. Поскольку музыка охватывает все века и эпохи, всех мужчин и женщин, все расы, религии и национальности, она является общепонятным языком, состоящим из универсальных компонентов.

Музыку с давних пор используют как средство предупреждения и снятия усталости, утомления, а также для повышенной работоспособности человека.

Слово «музыка» происходит от греческого корня «мюзе». Специалисты по мифологии утверждают, что девять муз - небесных сестер, правящих пением, поэзией, искусством и наукой, были рождены от Зевса и Мнемозины - богини памяти. Следовательно, музыка - это дитя естественной любви, обладающая грацией, красотой и необычными целебными свойствами, которые неразрывно и изначальносвязаны с божественным порядком и памятью о нашей сути и судьбе.
Терапия – в переводе с греческого «лечение». Таким образом, термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья.

О лечебных свойствах музыки китайские мудрецы писали еще до нашей эры. «Музыка - источник радости мудрых людей, она способна вызывать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи», - сказал Сюньцзы. Выдающийся врач всех времен и народов Авиценна еще тысячу лет назад лечил запахами, смехом и музыкой больных нервными и психическими заболеваниями.

О том, что определенные мелодии способны влиять на душевное и физическое состояние человека, хорошо знали в Древней Греции, в Риме. Пифагор применял музыку во время занятий математикой, так как считал, что она благотворно влияет на интеллект.

Аристотель считал музыку средством не только лечения, но и очищения души. Платон считал музыку главным средством воспитания гармонической личности. Аристотель утверждал, что музыка способна оказывать воздействие на этическую сторону души. В 3 в. до н. э. в Парфянском царстве был выстроен медицинский центр. Здесь лечили музыкой от тоски и душевных переживаний.

В XX веке, особенно во второй его половине, музыкальная терапия как независимая дисциплина стала широко практиковаться в различных странах Европы. Первые научные работы, исследующие механизм воздействия музыки на человека, появились в конце XIX, начале XX века. Во второй половине XX века интерес к музыкальной терапии и механизму её воздействия существенно возрос.

Это можно объяснить научно-техническим прогрессом, позволившим изучать физиологические реакции, возникающие в организме в ответ на музыкально-терапевтическое воздействие, на новом, более высоком уровне. Вместе с тем этот интерес обусловлен возможностью использования музыки в качестве одного из средств для снятия усталости, утомления, а также для повышенной работоспособности человека, в том числе в условиях космических полётов человека.

История развития музыкотерапии в нашей стране не столь богата, но все же и у нас имеются свои достижения в этой области. В настоящее время в Московском институте традиционной медицины и музыкотерапии при участии Центра восстановительной медицины и курортологии Минздрава РФ и Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова подготовлена учебная программа по клинической музыкотерапии и с 1999 года ведется регулярная подготовка профессиональных музыкотерапевтов.

Не секрет, что музыка обладает огромной действенной силой. Она воздействует на ум, сердце, душу человека, может восстанавливать или уничтожать психическое равновесие, может повышать или понижать тревожность.

Музыка вызывает определённую вибрацию, и, поскольку звук – это акустический сигнал, имеющий волновую структуру, то он, воздействуя на клетки живого организма, вызывает у человека ответную эмоциональную и психическую реакцию.

Одной из причин физиологического воздействия музыки на человека является также и то, что на музыку реагирует сердечно-сосудистая система. Если музыка приятна человеку, то у него замедляется пульс, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды.

В настоящий момент влияние музыки на человека используется в терапевтических целях. При этом акцент ставится не столько на музыке, сколько на вибрациях звуковых колебаний, которые всё чаще используют в музыкальной терапии.

 

Достоинства музыкотерапии:

 Абсолютная безвредность;

 Легкость и простота применения;

 Возможность контроля;

 Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени

 

Глава III. Значение музыкотерапии

Одной из причин физиологического воздействия музыки на человека является также и то, что на музыку реагирует сердечно-сосудистая система. Если музыка приятна человеку, то у него замедляется пульс, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды.

Доказано, что релаксирующая музыка во время операции снижает уровень стресса у пациентов и может способствовать снижению длительности реабилитационного периода. К такому выводу пришли специалисты отделения пластической и реконструктивной хирургии Больницы Джона Рэдклиффа (Оксфорд, Великобритания).

В исследовании приняли участие 96 человек, которым проводились различные хирургические вмешательства без общего наркоза. Для половины из них в операционной ставили различную музыку, в основном классику – произведения Моцарта, Бетховена, Вивальди и Баха.

После этого всех пациентов попросили охарактеризовать свои переживания, связанные с проведением операции, по единой шкале. В результате, «музыкальная» группа сообщила о значительно более низком уровне стресса. Кроме того, результаты диагностики показали, что в ходе операции их дыхание было значительно спокойнее, чем у группы, с которой работали в полной тишине.

В настоящий момент влияние музыки на человека используется в терапевтических целях. При этом акцент ставится не столько на музыке, сколько на вибрациях звуковых колебаний, которые всё чаще используют в музыкальной терапии.

Многовековый опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет на психику и на физиологию человека, она может оказывать положительные и отрицательные эмоции

Применяя термин "музыкотерапия" мы говорим об умении слушать смысл "музыки" через внутренние биологические ритмы. Эта не та музыка, которую пишут композиторы, а музыка, автор которой - дух жизни. Музыкотерапия ориентирована на приобщение человека к внутреннему опыту гармонического здоровья собственного тела.

Здоровье - это осознание себя. Человек здоров настолько, насколько сознает свое бытие здесь и сейчас. При музыкотерапии происходит постоянный приток энергии внутрь нашего организма до тех пор, пока не достигается гармония. Музыкотерапия приводит человека к пониманию и использованию силы этой гармонии, которая незаметно направляет процесс ее достижения.

 

При музыкотерапии человека учат и направляют не правила и законы, а соматическая, телесная реальность, которую музыка возвращает к самым первым ощущениям после рождения, давно забытым нами, чтобы эта реальность родилась вновь.

В музыкотерапии имеется "центр восприятия", который находится в области диафрагмы. Это центр всей системы, вибрирующий в унисон с этой системой. Это - нейровегетативная система, которая включает центральную область тела - между верхней границей низа живота и нижней границей грудной клетки. Эта зона функционирует как единый сенсорно-мышечный комплекс, который активно включается в процессы чувственного восприятия.

 

В этой части тела, вибрирующей как внутри, так и снаружи, координируются действия различных мышц и нервных окончаний. Главное - достичь синхронизации с этой частью тела.

 

 

Главное - эта музыка должна быть "по душе" нашему организму.

 

Музыка создается здоровым и живым организмом непосредственно в ходе сеанса музыкотерапии. Чаще всего используют барабан конгас (большой барабан из кожи, натянутой на деревянный корпус высотой около метра, устанавливающийся на землю на специальных деревянных подставках вертикально).

 

В качестве дополнительных инструментов можно использовать бубен, примитивные современные ударные, орган, гитару. Но все они должны подстраиваться под ритм большого барабана. Если у вас есть что-то из перечисленного - хорошо, если нет, то не страшно, так как почти в каждом доме найдется детский барабан или бубен, а в крайнем случае можно использовать деревянный стол в качестве барабана. Короче, захотите поиграть - что-нибудь придумаете.

Все же как звук влияет на человека? Музыка – явление физическое. В каждом конкретном случае Музыка представляет собой определенную совокупность звуковых сигналов, которые проходят сложнейшую обработку в слуховом анализаторе, в частности в корковых структурах головного мозга. Возникающие реакции слуховой адаптации порождают различные эстетические переживания, динамика которых всегда приводит к определенным гормональным и биохимическим изменениям, действует на интенсивность обменных процессов, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, тонус головного мозга и кровообращение.

Человеческий мозг воспринимает музыку одновременно обоими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Самое сильное воздействие звука на организм оказывает ритм. Ритмы музыкальных произведений лежат в диапазоне от 2,2 до 4 колебаний в секунду, что очень близко к частоте дыхания и сердцебиения.
Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее. В результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания. Кстати, музыка благотворно действует не только на человека, но и на животных и даже на растения. Поэтому неудивительно, что воздействие классической музыки, доставляющая радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект.

Музыка может снимать раздражение, нервное напряжение. Мелодия, доставляющая человеку удовольствие, создает приятное настроение, снижает пульс, артериальное давление, расширяет сосуды. Определены музыкальные инструменты благотворно влияющие на определенные органы. Духовная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Музыка является средством и методом лечения неврозов.

-Она повышает настроение и самооценку личности, помогает раскрыться талантам.

Она помогает нам, наводит на мысль. Музыка помогает человеку выразить себя. Судя по тому, что человек слушает можно определить его характер, душу и его направление в жизни. Музыка раскрывает человека, показывая его истинное лицо. Музыка сближает людей. И пока существует музыка можем понимать друг друга и передавать свои чувства, эмоции другим.

 

 

Заключение

Музыкотерапия нормализует ритм дыхания, пульс, давление, температуру, снимает мышечное напряжение и в целом ускоряет выздоровление, лечит от бессонницы, невроза, депрессии, улучшает пищеварение, оказывает влияние на гормональный обмен (регулирует выделение гормонов, снижающих стресс, предотвращает выпадение волос, развивает интуицию, скорость и образность мышления.

 

Музыка развивает коммуникативные способности и навыки межличностного общения. Известно, что музыка – это интернациональный язык, способный объединить людей разных национальностей, культур, возрастов, профессий и т.д. Но ее интегрирующее действие проявляется не только на глобальном, но и на межличностном уровне. Помогая раскрепоститься, музыка активизирует межличностную коммуникацию, «общение по душам», одновременно способствуя преодолению разного рода коммуникационных барьеров. Музыка может обеспечить уникальную возможность общения без слов

Музыка формирует общее настроение слушающего.

Музыка служит целям интеллектуальной релаксации человека. Во время прослушивания, например, некоторых произведений классической музыки мозг человека получает необходимый отдых. Однако во время прослушивания в сознании человека могут рождаться образы, картины и ассоциации, пробуждающие воспоминания, побуждающие обдумыванию, размышлению, к направлению психической энергии в мир мысли, фантазии и чувства. Именно поэтому музыкальная релаксация носит эмоциональный, но и интеллектуальный характер.

Музыка возвышает эстетические потребности человека

Музыка помогает разрешать внутриличностные и межличностные конфликты. Таким образом, музыка выполняет разнообразные психотерапевтические функции. Одним словом, она полифункциональная.

Механизмы лечебного действия музыкотерапии очень многообразны. Наверняка, каждый, кто прочитал материал, может дополнить этот список.

Сеансы музыкотерапии хорошо влияют и на здоровых, нормально развивающихся малышей. Ведь и их иногда надо успокоить или, наоборот, взбодрить. Вот и можно это сделать с помощью расслабляющей или активизирующей музыки.

 

 

Список литературы

psychologytoday.ru

studopedia.org

ourmind.ru

https://multiurok.ru/

https://nsportal.ru/ap

 

 

Приложение. Виды арт-терапии

 

Игротерапия Маскотерапия 19
Рисуночная терапия Музыкотерапия
Драмотерапия Библиотерапия

Коллаж Песочная терапия

Цветотерапия Сказкотерапия


Фототерапия Глинотерапия  
20

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: