Причины коммуникативных неудач




 

С изменением в обществе, появлением новых слов, установлением других, меняются отдельные формы произношения, изменения касаются акцентологии, лексики, морфологии, синтаксиса, стилистики.

Общение для человека – его среда обитания. Без общения невозможно формулирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта. Наряду с терминами общение широкое распространение получило слово коммуникация. Коммуникации – общение, обмен мнениями, – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно – трудовой деятельности. Речевая деятельность человека является самой сложной и распространенной. Без нее невозможна никакая деятельность. Особенность речевой деятельности заключается в том, что она всегда включается в более широкую систему деятельности как необходимый и взаимообусловленный компонент.

Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникаций, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки. Речевое общение осуществляется между многими людьми, каждый из которых является носителем активности и предполагает ее в своих собеседниках. Это общение обоюдно, оно сознательно и целенаправленно. Формой речевого общения является речевое поведение собеседников, а содержание – их речевая деятельность. Речевая деятельность и речевое поведение отличается друг от друга своими результатами. Результатом речевой деятельности является мысль и текст, а результатом речевого поведения выступают отношения между людьми и эмоции, вызываемые тем или иным речевым поведением собеседников. Задача сводится к формированию у школьников «коммуникативной компетенции», которая охватывает не только знания языковой системы и владение языковым материалом, но и соблюдение социальных норм речевого общения, правил речевого поведения.

Коммуникативная компетентность – значение, умения и навыки, необходимые для понимания прирожденных собственных программ речевого поведения адекватным целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя: знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы связей предложений в тексте, умения и навыки анализа текста, коммуникативная компетентность – это не врожденная способность, а способность, формируемая во взаимодействии человека с социальной средой, в процессе приобретения им социально-коммуникативного опыта. Этот опыт включает в себя, прежде всего механизм переключения кодов, который выражается в стилистическом варьировании речи. В основе таких переключений лежит изменение ролевых отношений между участниками общения.

Структура речевого общения.

В речевом общении, выделяются три стороны: интерактивная, коммуникативная, персептивная. Коммуникация единство взаимного обмена информацией и воздействия собеседников друг на друга с учетом отношений между ними, всего того, что приводят не только к движению информации, но и к уточнению и обогащению тех знаний, которыми обмениваются люди средствами коммуникации могут выступать различные знаковые системы. Одним из древнейших способов является язык.

По типу отношений между участниками различается межличностная, групповая, массовая коммуникация; по средствам – речевая, паралингвистическая, вещественно-знаковая. Межличностные отношения – это взаимная готовность партнеров по общению к определенному типу взаимодействия и коммуникации. Готовность сопровождается эмоциональными переживаниями, и реализуется в поведении участников общения, и тогда устанавливается отношения определенного типа: дружеские, натянутые. «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши – писал М.Д. Ушинский – не выражает так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувства, в них слышен характер не отдельной мысли, а всего содержание души нашей и ее строя. В мыслях наших мы можем себя обманывать, но чувствования нами скажут нам, что мы такое: не то, чем бы мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле!

Совокупность индивидуальных особенностей речевого и неречевого поведения человека, влияющих на своеобразие протекания общения – стиль общения. Выделяют несколько стилей общения:

Ø Общение – устранение.

Ø Общение – заигрывание

Ø Общение с четко выраженной дистанцией

Ø Общение дружеского расположения

Ø Общение – совместная увлеченность познавательной деятельностью.

Восприятие, понимание и оценка человека человеком – перцентивный компонент речевого общения. Познавая других людей, человек получает возможность лучше определить перспективы совместной деятельности с ним. Эффективность общения зависит от того, насколько человек представляет себе реально существующие условия общения и в соответствии с ним определяют или корректирует свое речевое поведение. Обычно человек делает это интуитивно, не задумываясь. Чтобы общение состоялось, собеседникам нужен канал связи – это органы речи и слуха, т.е. слуховой канал, форма и содержание письма воспринимается по зрительному каналу.

Стратегия речевого общения охватывает всю сферу построения процесса коммуникации, когда ставится целью достижение, некоторых долговременных результатов. Стратегия речевого общения включает в себя ориентировку в ситуации общения, планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личности коммуникатов, а также реализацию планов, т.е., линии беседы.

Эффективность речевой коммуникации – достижение адекватного смыслового восприятия и интерпретации передаваемого сообщения.

Условия, способствующие, эффективному объему информацией – это потребность в общении, настроенность на мир собеседника, умение слушателя проникнуть в замысел, знание норм речевого этикета. Очень важно знать позитивный коммуникативный климат, помогающий установить контакт и взаимоотношение в процессе общения. В процессе речевого взаимодействия недостаточно знать только язык. Собеседники должны придерживаться определенных правил ведения разговора. К принципам речевой коммуникации относится:

Ø Принцип последовательности – смысловое соответствие ответной реакции, т.е., ожидание реплики соответствующего типа;

Ø Принцип предпочитаемой структуры – особенность речевых фрагментов с подтверждающими или отклоняющими ответными репликами;

Ø Принцип вежливости состоит из ряда максили: максилия такта, максилия великодушие и одобрения, максилия согласия. Важными критериями в составе коммуникативного кодекса признаются критерий истинности и критерий искренности.

Принцип равной безопасности предполагает непричинение психологического или иного ущерба партнеру в информационном обмене. Этот принцип запрещает оскорбительные высказы, унижение чувства собственного достоинства партнера. Необходимым условием эффективности речевой коммуникации является умение слушать. «Умение слушать – редкая способность и высоко ценится. Гораздо чаще стремится перебить – пишет Д. Гранин в романе «Картина»!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: