Организация пространственной и развивающей среды логопедического кабинета в МБДОУ
При оформлении и подборе оборудования логопедического кабинета необходимо руководствоваться ориентирами Сан Пин и другими нормативными и методическими документами. Согласно концепции «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении», среда, в которой находятся дошкольники, «должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливания организма». Обязательное условие построения среды – опора на личностно – ориентированную модель взаимодействия между людьми.
Основной задачей логопедического кабинета является обеспечение условий для оптимального развития детей, в том числе – детей с отклонениями в развитии. Важнейшим является создание благоприятного климата обучения и воспитания каждого ребенка, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного учреждения.
Кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. Предметная среда логопедического кабинета проектируется в соответствии с программой, которая реализуется в образовательном учреждении.
Развивающая среда кабинета, создавалась на основе принципов построения предметного пространства:
Доступность: материал для самостоятельных игр детей расположен на нижних открытых полках, материал и документация логопеда – на верхних закрытых полках.
Системность: весь материал систематизирован по тематике; составлен паспорт кабинета с перечислением всего имеющегося оборудования.
Здоровьесбережение: достаточное естественное основное и искусственное освещение, дополнительное освещение над зеркалом, проведена пожарная сигнализация. Стены кабинета имеют светлый цвет, цвет мебели и ковра пастельных тонов.
|
Мобильность: дидактические пособия, планшеты легко снимаются и переносятся во время игр, письменные и детские столы отодвигаются, окно, зеркало по мере необходимости закрываются шторами: пространство кабинета динамично.
Вариативность: наглядно-методический материал и многие пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения).
Эстетичность: наглядно-методические пособия и игры выполнены из ярких, современных, легко обрабатываемых материалов, эстетически оформлены.
Пространство логопедического кабинета организовано в соответствии с тремя зонами:
-зона для индивидуальных занятий
Зеркала, перед которыми проводится значительная часть работы, требующей зрительного контроля ребёнка (артикуляционные и мимические упражнения, постановка звуков и их первичная автоматизация). Кассы букв, слогов, звуковые линейки, символы звуков, буквенный конструктор, рабочие альбомы с артикуляционными упражнениями и соответствующим занимательным материалом, дидактические игры, дыхательные тренажеры.
зона для организации подгрупповых (до 8 человек) занятий и игр с детьми. Её составляют соответствующие детскому росту столы, стулья, учебно – демонстрационное и игровое оборудование. Во время подгруппового занятия расположение столов обычно меняется, что позволяет организовывать индивидуальную деятельность, работу в парах и тройках. Демонстрационное оборудование в данной зоне представляется как статично, так и в динамике. Предметы по цвету, по форме, карточки, настольно-печатные дидактические игры, игрушки для развития тактильных ощущений.
|
Центр занятий представлен магнитной доской, партами, пособиями, разнообразным материалом для групповых и подгрупповых занятий.
Зона методических материалов и пособий
Она представлена шкафом, тумбочкой столом и содержит следующие разделы:
Справочная литература по логопедии.
Материалы по обследованию речи детей.
Методическая литература по коррекции звукопроизношения.
Методическая литература по преодолению ФФНР.
Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках и конвертах).
Паспорт логопедического кабинета.
Нормативные документы.
Перспективное планирование на учебный год.
Журнал обследования речи детей.
Журнал посещаемости детьми.
Речевые карты.
Планы индивидуальной работы с детьми.
Организация предметно -пространственной развивающей среды в кабинете логопеда имеет важное значение при формировании личности ребенка с речевыми проблемами. В красивом, уютном, привлекательном помещении ребенок качественно изменяется. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда выполняет коррекционную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Это является оптимальным условием для коррекционной работы в целом. Таким образом, создание особого пространства в логопедическом кабинете – необходимое условие качественной коррекционной работы в детском саду.