Графический метод изучения истории в системе СПО




Москалец Ирина Антольевна

Преподаватель ГБОУ СПО «ПСК» г. Пермь

 

Графический метод изучения истории в системе СПО

 

Сегодня в системе СПО внедряются ФГОС на основе компетентностного подхода к обучению. В частности, в общих требованиях к уровню образованности отмечается, что выпускник должен быть способным к системному действию, к анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности.

Перспективными специалистами признаются те, кто овладел исследовательскими умениями, получив потенциал саморазвития.

Внедрение нового поколения ФГОС СПО ставит новые задачи исторического образования, Среди этих задач одна из важнейших формирование культуры исторического мышления: это и исторические знания, способы работы с ними, и результаты.

Воспитание историей происходит, когда ученик имеет возможность применить к себе исторические ситуации, действия исторических личностей в ситуации нравственного выбора.

Вообще, историческое познание – один из важнейших вариантов самопознания. Поэтому и смысл обучения открывается учащемуся когда он может выбирать, высказывать свое мнение, искать решение проблем.

Исторические понятия формируются на основе анализа фактов общественной жизни довольно далеких от жизни школьника и, его непосредственного восприятия.

В отличие от наук естественно-математических, в которых действуют определенные законы, в истории существуют только закономерности.

Историк имеет дело с неточными задачами, т.е. такими задачами, которые по разным причинам не имеют однозначного решения, например, из-за огромного объема необходимой информации. Решение таких задач сводится не к поиску единственного ответа, а к определению вероятности того или иного исхода событий. Для решения подобных задач особо значимо умение работать с информацией, создавать собственную версию той или иной части «истории», уметь моделировать ситуацию, вычленяя те или иные параметры.

Причем, следует отметить, что это умение отнюдь не является схоластической гимнастикой ума. Владеющий этим ремеслом способен к самостоятельному анализу житейских ситуаций, практически и творчески относится к любой поступающей информации.

Знакомство с историей не как с суммой казусов и легенд, а как с наукой означает овладение учащимися рядом технологий, используемых в исторических исследованиях, и, в первую очередь; это разнообразные способы (методы) анализа.

Исторический анализ, как и всякий другой, призван установить связь между различными явлениями, проникнуть в механику исторических явлений.

Оптимальный способ обучения истории собственные исследования в рамках данного предмета.

Цель исторического образования понимается нами как (представление) возможностей (для) осознания себя субъектом исторического развития, выработка этических критериев отношения к миру и к себе в этом мире. В сущности, изучение истории является условием постижения самого себя путем анализа поведения других людей в других ситуациях и других условиях.

Все эти цели и задачи исторического образования часто бывают затруднены в силу абстрактности исследуемого материала. И здесь важна «упаковка» отображенного исторического материала в приемлемую для учащихся форму, всевозможная его визуализация. Это могут быть различные пиктограммы, схемы и т.д. Но особое место в этом ряду занимает использование координатной плоскости.

Во первых, это позволяет графически представить исторические закономерности и понятии, т.е. сделать их более наглядными, а именно визуализировать.Во-вторых, представить исторические процессы в динамике.

В-третьих; график выражает численные характеристики исторических понятий, а то, что выражено количественно, легче поддается анализу.

И, самое главное, составление графика заставляет учащихся задуматься о критериях изучаемого процесса, единицах его измерения. Думается, что это и есть самое ценное в содержании предложенного способа визуализации.

Кроме того, этот прием особенно актуален в случае преподавания гуманитарных дисциплин в учебных заведениях технического профиля, когда происходит распространение технических приемов на непривычную сферу применения.

Способ визуализации особенно эффективен при использовании современных средств обучения: компьютеры, интерактивная доска.

На этапе постановки задачи перед учащимися педагог сознательно дает несколько «расширенную» формулировку цели, оставляя ученикам ноле для выбора, но и корреляции параметров, которые будут заданы в исследовании,

Приведем несколько примеров из опыта работы, ограничиваясь только описанием использования координатной плоскости.

На уроке студентам было предложено измерить «уровень королевской власти» во Франции (урок был посвящен становлению абсолютизма).

Они задумались, по каким показателям измерять этот уровень?

Вот варианты ответов:

- размер контролируемой территории.

В этом ему помогает армия. Значит:

- количество солдат,

- нужно измерить силу его приказа, она в том, сколько человек согласно этот приказ выполнять, учитывая не только солдат, но и просто жителей.

Легко заметить, что таким образом ребята формулируют признаки абсолютизма.

Еще один урок под общим названием «Звезда Наполеона». После некоторой экспозиции звучит вопрос: «В какой же момент деятельности Наполеона его карьера была в наивысшей точке взлета, апогее? Постройте график, на оси абсцисс предполагается отмечать время, даты. А вот что вы будете отмечать на оси ординат, придумайте сами».

Вот какие варианты были предложены учащимися:

- количество войск, которыми командовал Наполеон;

- занимаемая Наполеоном должность;

- захваченная территория.

Но лучшим группа признала такое предложение:

- какую пользу принес в данный момент Наполеон Отечеству (!).

А вот когда мы пробовали измерять «уровень разрядки международнойнапряженности» в 60-е п. XX века, ситуация усложнилась. Практически, в одно и то же время происходили противоречивые события. Тогда один из студентов предложил вывести на одном графике две кривые:

- А) отношения с капиталистическими странами;

- Б) отношения со странами социализма.

И на графике мы увидели корреляцию двух этих кривых: успехи в отношениях со странами Запада сопровождались напряженностью в отношениях со странами социалистического лагеря.

Таким же образом мы графически отражали процесс формирования централизованного государства на Руси и многое другое. Результаты всегда вызывали неподдельный интерес, а главное были наглядными. Зачастую, в «продвинутых» группах студенты предлагали совместить график какого-либо процесса в одной стране с аналогичными процессами в других государствах. То есть, студенты сами стремились расширить задачи обучения, выходили на новый аналитический уровень.

Думается, что при наличии интереса к этому способу исследования истории преподаватели легко найдут много других тематических зон для его применения.

А учащимся этот прием поможет продвинуться в развитии аналитическихнавыках, стольнеобходимых в любой другой дисциплине и за пределами учебной деятельности.

 

Литература:

1. Аликина, Л.А. Исследовательская деятельность студентов как вид самостоятельной работы (Обновление базового профессионального образования на основе компетентностного подхода: сборник методических материалов) - Пермь. ПКИППКРО, 2008. 60 с.

  1. Янцукевич, Н.Л. О некоторых подходах к формированию исторических понятий (Проблемы содержания образования в развивающем обучении и пути их решения. Тезисы VII областной научно-практической конференции) – Пермь. Лаборатория РО ПОИПКРО. 2002. 79 с.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: