Организация психологического пространства в ДОУ




Гурьева В.А.

Педагог-психолог

МДОУ «Детский сад № 112 «Лесная сказка»

 

Состояние здоровья детского населения в настоящее время является одним из главных направлений социальной политики в нашей стране. В современных условиях, характеризующихся кризисом в области социальной сферы и экономики, в России особая роль отводится вопросам совершенствования здоровья населения и, в первую очередь, сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Появляется все больше детей, нуждающихся в психологической поддержке. Это дети с нарушениями поведения, различными неврологическими отклонениями. Можно утверждать, что сегодня здоровье практически всех детей требует внимания и помощи взрослых: врачей, психологов, педагогов. Необходима психологическая поддержка детей в дошкольном учреждении.

Все мы знаем, что исправлять проблемы, лечить неврологические нарушения очень сложно. На практике все психологи сталкиваются с тем, что их старания, какими бы они усердными ни были, без поддержки воспитателей и в первую очередь родителей, к сожалению, не достигают положительного результата. Поэтому необходимо уделять большое внимание повышению психологической грамотности родителей и воспитателей.

В силу актуальности проблемы, в нашем дошкольном учреждении был разработан проект «Шаг навстречу». В рамках проекта были выявлены дети, которые требуют к себе особого внимания. Для этого мы провели анкетирование родителей и педагогов. Медицинские работники детского сада проанализировали состояние здоровья детей, состоящих на учёте у невропатолога или психиатра- невролога. Был составлен план работы с детьми и распределены функции между специалистами дошкольного учреждения:

· медицинские работники контролируют выполнение родителями назначений врачей - специалистов;

· педагог-психолог проводит коррекционную работу с детьми (групповую и индивидуальную) в специально организованной комнате психологической разгрузки;

· воспитатели осуществляют работу по разработанному индивидуальному маршруту развития детей и проводят работу с родителями.

При составлении проекта мы учитывали комплексный подход, сочетающий работу с родителями, педагогами, методами психолого – педагогической коррекции и медикаментозным лечением.

Чтобы расширить возможность профилактической работы с детьми, мы решили организовать и провести смотр-конкурс психологических уголков в каждой возрастной группе. Психологический уголок - реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение дня.

Было разработано положение о конкурсе, определены цели и задачи, мероприятия, состав комиссии, сроки проведения. Разработаны критерии по которым оцениваются психологические уголки:

· наличие материала по зонам;

· эстетичность и оригинальность оформления;

· целесообразность использования;

· авторская идея, творческий подход.

С 15 по 22 декабря 2011 года проводился смотр – конкурс на лучший психологический уголок в группе. Хочется отметить, что эта идея привлекла внимание воспитателей и все приняли самое активное участие.

Таким образом, в уголках получились зоны для релаксации и саморегуляции, куда вошли следующие материалы:

· уголок для уединения;

· фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;

· груша для битья, биты, поролоновые подушки;

· мишени, мешочки с крупой для метания;

· набор бумаги для разрывания;

· коврик злости;

· стаканчики для крика;

· стул для размышлений;

· волшебный пластилин;

· цветные клубочки пряжи разного размера;

· массажные мячи - «ежики»;

· мешочки настроений.

В зонах коммуникативного развития игры, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие:

· игра «Кубик настроения»;

· «Коврик дружбы»;

· «Коробочка для примирения»;

· стенд «Мое настроение».

Во время конкурса самой трудной задачей для жюри стало определение победителей. За призовые места группы получили ценные подарки, остальные участники награждены грамотами.

Теперь у детей есть возможность по мере необходимости снять агрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение, усталость, успокоиться, повысить настроение. Кроме того, игры из психологического уголка помогают детям распознавать свое эмоциональное состояние, анализировать его. Дети обучаются приемам саморегуляции, приемлемым формам выражения агрессии, навыкам коммуникативного взаимодействия.

У многих детей повысилась самооценка, снизились агрессивность, раздражительность. Они стали более дружелюбными, помогают друг другу.

Воспитатели теперь имеют возможность грамотно и вовремя помочь детям.

В нашем детском саду есть ещё одно уникальное пространство, где стало возможным проводить с детьми различные релаксационные, тренинговые занятия, помогая дошкольникам научиться управлять своими эмоциями – это

комната психологической разгрузки. В комнате подобрано специальное оборудование и различные элементы декора, чтобы создать у детей ощущение комфорта и безопасности. Комната психологической разгрузки используется как основа для проведения разработанных тематических занятий. В комнате имеется медиатека звуковых фрагментов (релаксационная музыка, звуки природы, популярная классика, детские песни). Пребывание в комнате способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, ускорению восстановительных процессов после заболевания. Специальное оборудование комнаты психологической разгрузки воздействует на все органы чувств.

Отведено место для проведения песочной терапии. Игра с песком как способ развития и саморегуляции ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Столик - трансформер, который можно быстро убрать или разобрать. Работа руками и осязательные ощущения играют большую роль в осознании образных представлений. Игры с песком помогают в развитии мелкой моторики, графических навыков. Здесь, с помощью мелких игрушек, дети выстраивают свой мир. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Инсталляция «Зеркальный уголок с пузырьковой колонной» помогает снять эмоциональное и двигательное напряжение, развивает зрительное восприятие, оказывает успокаивающее действие. Ребёнок может видеть себя в зеркале. Вода постоянно меняет цвет, плавают пузырьки и рыбки. Дети любят просто сидеть и наблюдать за пузырьками. Пузырьковую колонну можно использовать для развития памяти (ребёнку предлагается ответить на вопросы, какого цвета рыбки, сколько их, дать им имена, придумать сказку). Всё это помогает успокоиться и снять напряжение. Излюбленное место малышей сухой бассейн. Пластиковые мягкие шарики в нём принимают форму тела. Можно полностью закопаться в толстый слой шариков. Используются звуки моря. Морская музыка снимает мышечное напряжение. В комнате психологической разгрузки есть зона рисования песком на стекле. Создание мыслительных образов, работа руками и получение удовольствия – всё это в совокупности лежит в основе лечебного эффекта. Рисунок не является целью. Важен сам процесс. При помощи песка дети самовыражаются быстрее и эффективнее, чем при использовании карандаша и бумаги.

Занятия в комнате психологической разгрузки позволяют глубже понять внутреннее состояние ребенка, помогают отреагировать на негативные переживания и снять возникшее психоэмоциональное напряжение, например: агрессию, тревожность, застенчивость. Организация психологического пространства в МДОУ «Детский сад № 112 «Лесная сказка» обеспечивает:

· развитие детей дошкольного возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей;

· охрану и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);

· сохранение и поддержку индивидуальности ребёнка;

· развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

· формирование общей культуры воспитанников;

· развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств;

· инициативность, самостоятельность и ответственность;

· формирование предпосылок учебной деятельности.

 

Литература:

1. ГрабенкоТ.М., Зинкевич-ЕвстигнееваТ.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб.: Детство-Пресс, 2002.

2. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Методический практикум по песочной игротерапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: «Златоуст», 1999.

3. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. Проект федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: