Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) по специальности 051001 Профессиональное обучение (профиль подготовки «Информационные системы») состоит из трех основных частей:
- теоретической (анализ информационных источников по проблеме педагогического исследования со ссылками на первоисточники)
- опытно-поисковой работы по проверке эффективности предлагаемых решений педагогической проблемы (апробация форм, методов, средств, технологий в образовательном процессе);
- практической (разработка различных продуктов творческой деятельности по профилю подготовки «Информационные системы», методических пособий, рекомендаций, дидактических средств обучения в соответствии с заданием на дипломную работу).
Тему дипломной работы студент выбирает и формулирует самостоятельно. Студенту предоставляется право выбора темы из перечня примерных тем дипломных работ, который разрабатывают преподаватели колледжа и баз практик, специалисты в области информационных технологий и профессионально-педагогической деятельности, работодатели - социальные партнеры колледжа.
После обсуждения и согласования актуальности и практической значимости выбранной темы с предполагаемым руководителем дипломной работы, студент пишет заявление на имя заведующего отделением об утверждении выбранной темы и назначении руководителя (с визой руководителя о его согласии работать со студентом по данной теме).
Закрепление за студентами тем дипломных работ и назначение руководителей производится приказом директора колледжа не менее, чем за месяц до начала преддипломной практики.
Руководитель выпускной квалификационной работы (дипломной работы) несет ответственность за качество представленной к защите работы. Основными функциями руководителя дипломной работы являются:- разработка индивидуального задания студенту по утвержденной теме дипломной работы;- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения работы;- оказание помощи студенту в подборе необходимых информационных источников;- контроль хода выполнения дипломной работы;- подготовка письменного отзыва о выполнении дипломной работы.По отдельным частям (вопросам) выпускной квалификационной работы кроме основного руководителя могут быть назначены консультанты (при необходимости).
|
Задания на выпускную квалификационную работу рассматриваются предметными методическими объединениями, подписываются руководителем
работы и утверждаются заместителем директора по методической работе. Образец задания на выполнение выпускной квалификационной работы представлен в Приложении 1.
Задания на выпускную квалификационную работу выдаются студенту не позднее, чем за две недели до начала преддипломной практики. Задания на выпускную квалификационную работу сопровождаются консультацией, в ходе которой разъясняются назначение, задачи, структура, объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей выпускной квалификационной работы.
Процесс выполнения дипломной работы состоит из следующих этапов:
1. Подготовительный этап: выбор темы, выявление проблемного поля, обоснование актуальности темы, формулирование цели и задач работы, изучение и анализ нормативных документов, литературных источников и других материалов, необходимых для раскрытия темы, выбор эффективных способов решения профессионально-педагогических задач.
|
2. Основной, практический этап: обоснование эффективности предлагаемых решений педагогической проблемы и полученных результатов в ходе опытно-поисковой работы при апробации предлагаемых форм, методов, средств в процессе подготовки операторов электронно-вычислительных машин; описание методики или педагогической технологии; разработка продуктов творческой деятельности, методических пособий, рекомендаций, дидактических средств обучения в соответствии с заданием на дипломную работу.
3. Заключительный этап: проведение самоанализа, формулирование выводов о проделанной работе; обоснование полученных результатов на каждом этапе деятельности; оформление материалов дипломной работы в соответствии с установленными требованиями; подготовка материалов и доклада к защите; получение отзыва руководителя выпускной работы.
Успешная подготовка дипломной работы во многом зависит от чёткого соблюдения установленных сроков, которые студент и руководитель обсуждают и планируют совместно по каждому этапу выполнения работы. Контроль соблюдения сроков и качества последовательного выполнения этапов работы студентом осуществляет руководитель выпускной дипломной работы.
Примерный календарный план выполнения дипломной работы
1. | Выбор темы дипломной работы, обоснование актуальности темы, формулирование цели и задач работы, изучение и анализ нормативных документов, литературных источников и других материалов, необходимых для раскрытия темы, выбор эффективных способов решения профессионально-педагогических задач | За 2 месяца до преддипломной практики |
2. | Заявление студента о закреплении темы дипломной работы и назначении руководителя | 1,5 месяца до преддипломной практики |
3. | Получение задания на выполнение дипломной работы | 2-3 недели до преддипломной практики |
4. | Прохождение преддипломной практики, проведение опытно-поисковой работы по проверке эффективности предлагаемых решений педагогической проблемы, сбор материалов к дипломной работе | 1 месяц (4 недели) до подготовки дипломной работы |
5. | Отчет о результатах апробации форм, методов, средств, технологий в образовательном процессе в ходе преддипломной практики | по расписанию в последний день преддипломной практики или первую неделю после завершения практики |
6. | Написание дипломной работы, оформление материалов, иллюстрирующих текст работы | в течение месяца до защиты дипломной работы по графику консультаций |
7. | Представление готовой дипломной работы научному руководителю, получение отзыва о проделанной работе. | 3 недели до защиты дипломной работы |
8. | Представление и регистрация готовой дипломной работы на отделении, прохождение нормоконтроля. Решение о допуске дипломной работы к защите. | За 10 дней до защиты дипломной работы |
9. | Оформление материалов дипломной работы к защите, Подготовка доклада. | 1 неделя до защиты дипломной работы |
10. | Рецензирование дипломной работы | не менее чем за 3 дня до назначенного срока защиты |
11. | Предварительная защита дипломной работы | не менее чем за 3 дня до назначенного срока защиты |
12. | Защита дипломной работы | По расписанию ГИА с 19.06.2017 -30.06.2017 |
По завершении студентом выпускной квалификационной работы руководитель выпускной работы подписывает ее и вместе с заданием и своим письменным отзывом передает студенту для ознакомления.
|
Дипломная работа подлежит обязательному рецензированию. К рецензированию привлекаются преподаватели колледжа, специалисты профильных профессиональных образовательных организаций, учреждений и предприятий–баз практики (Приложение 2).
Приказ о допуске обучающегося к защите выпускной квалификационной работы подписывается директором колледжа.
III. Структура и содержание выпускной
Квалификационной работы
Структура выпускной квалификационной работы (дипломной работы) должна быть согласована с темой, целью и задачами работы, а также должна отражать основные положения по разрешению обозначенной педагогической проблемы. Объем выпускной квалификационной работы должен составлять не более 60-70 страниц без учета приложений.
Текст дипломной работы должен быть написан с использованием профессиональной научной терминологии, структурирован в соответствии с выделенными выше последовательными этапами дипломной работы. Выпускная квалификационная работа не пишется от первого лица, исключаются формулировки типа «Я рассмотрел», «Целью моей работы», « Я считаю» и т.д. Работа должна быть написана с применением нейтральных формулировок: «Можно сделать вывод…», «Было проведено исследование…».
В выпускной квалификационной работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.
Структура дипломной работы включает:
1. Титульный лист (Приложение 3).
2. Содержание (Приложение 4).
3. Введение.
4. Основная часть.
5. Заключение.
6. Список информационных источников.
7. Приложения.
Введение - вступительная часть выпускной квалификационной работы.
Во введении указываются:
· актуальность и значимость темы, степень ее разработанности в психолого-педагогической литературе, в т.ч. определяются существующие в науке и педагогической практике подходы к проблеме, сформулированной в теме выпускной квалификационной работы;
· формулируются цель и задачи работы, соответствующие количеству глав работы, расписывается структура работы (количество таблиц, диаграмм, схем, рисунков и т.д.);
· характеризуются (раскрываются) используемые автором педагогические понятия.
Объем введения должен быть небольшим – 2-3 страницы.
При формулировании цели дипломной работы можно использовать следующие примеры: «Цель выпускной квалификационной работы – …» или «Целью данной работы является изучение (описание, определение, установление, исследование, разработка, раскрытие, освещение, выявление, анализ, обобщение и т.п.).
Задачи выпускной квалификационной работы – это способы достижения цели. В соответствии с основной целью следует выделить 3–4 задачи, которые необходимо решить для достижения главной цели дипломной работы. Каждая из задач формулируется в соответствии с главами работы. Пример, «Для достижения цели, поставленной в выпускной квалификационной работе, были определены следующие задачи:
1. Изучить информационные источники по проблеме исследования (по теме дипломной работы)
2. Провести анализ существующих проблем в практике подготовки операторов ЭВМ в контексте……(развития творчества, формирования компетенций, применения технологий, учебно-программного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса и т.п.)…
3. Разработать….(или предложить, обосновать) …..… (методику технологию, активные формы обучения, комплект учебно-программного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса, основные подходы, сценарий или план мероприятия и т.п.).
4. Апробировать предлагаемые решения по решению педагогической проблемы (методику технологию, активные формы обучения, комплект учебно-программного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса, основные подходы, сценарий или план мероприятия и т.п.) для ……. (развития творчества, формирования компетенций, самостоятельности, применения технологий, учебно-программного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса и т.п.) на занятиях производственного обучения операторов ЭВМ
5. Провести анализ полученных результатов опытно-поисковой работы по ….., доказать эффективность предлагаемых решений педагогической проблемы.
Объект и предмет исследования. Объект – это процесс или явление, избранные для изучения. Предмет более узок и конкретен. Он находится в границах объекта и отражает какую-либо сторону (аспект, свойства, признаки, отношения) объекта, подлежащую изучению. Например: «Объектом исследования является – процесс производственного обучения операторов ЭВМ (процесс развития …., формирования …, обеспечения…. и т.п.)». Предмет
исследования – активные формы производственного обучения как условие развития (формирования)……».
Методы, используемые при выполнении выпускной квалификационной работы представляют собой способы достижения поставленной цели и задач, направленных на решение проблемы. Основным ориентиром для выбора методов исследования должны служить задачи. При исследовании той или иной темы применяются общие научные и специальные методы: наблюдение, изучение документов, анкетирование, тестирование, эксперимент, экспертные оценки, статистические и др.
Основная часть работы включает теоретическую и практическую части работы.
В теоретическом разделе выпускной квалификационной работы излагаются теоретические вопросы по теме на основе анализа литературы, педагогических исследований и других информационных источников. В этом разделе даются обзор основных информационных источников по проблеме исследования, дается сравнительный анализ концепций (подходов к решению выделенной проблемы) разных авторов. На основе анализа литературы необходимо отразить и собственную точку зрения относительно данной проблемы. Можно описать тенденции развития и совершенствования педагогической практики по решению выделенной проблемы в течение определенного периода времени. Содержание теоретической главы должно строго соответствовать теме выпускной квалификационной работы.
В теоретической части дипломной работы автор при необходимости также рассматривает направления и тенденции в современной практике (технологическом процессе) в сфере информационных технологий и оформляет это в отдельный параграф.
В практической части работы студент описывает основные подходы по разрешению педагогической проблемы средствами производственного обучения при подготовке операторов ЭВМ (формы, методы, средства обучения, методику или педагогическую технологию и т.п.). Описывает прядок опытно-поисковой работы, включающей апробацию выбранных способов решения педагогической проблемы. Анализирует полученные результаты в ходе апробации предлагаемых форм, методов, средств в процессе подготовки операторов ЭВМ; делает выводы и пишет обоснование эффективности предлагаемых решений.
Далее практическая часть работы включает описание процесса разработки продуктов творческой деятельности или методических пособий, рекомендаций, дидактических средств обучения в строгом соответствии с заданием на дипломную работу.
Текст основной части дипломной работы по необходимости иллюстрируется таблицами, схемами, рисунками, графиками и т.п.
Заключение подводит итог решения тех задач, которые были поставлены в дипломной работе. Поэтому студент на основе проведенного самоанализа формулирует основные выводы о проделанной работе с обоснованием полученных результатов на подготовительном и основном практическом этапах выполнения дипломной работы. Выводы должны отражать актуальность выбранной темы и ее практическую значимость.Объем заключениядолжен составлять 3-5 стр.
Список информационных источников, является важной частью выпускной квалификационной работы, отражающий самостоятельность и творческий подход студента. Список должен включать просмотренные информационные источники по теме и цитируемые в дипломной работе. В список не включают те источники, на которые нет ссылок в основном тексте работы и которые фактически не использованы.
Список информационных источников включает:
- законодательные и нормативные документы;
- учебную, методическую и научную литературу, периодические издания; педагогические исследования;
- интернет – источники.
Информационные источники в списке распределяются в алфавитном порядке. На материалы, заимствованные из литературных и других источников, в тексте должны быть сделаны ссылки в соответствии с современным библиографическим ГОСТ 7.1 - 2003; ГОСТ 7.0.5 – 2008.
Вспомогательные или дополнительные материалы помещают в приложения.
Приложения оформляются отдельными страницами, нумеруются, но не учитываются в общем объеме выпускной квалификационной работы.