II. Организация разработки тематики и выполнения выпускных квалификационных работ




Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) по специальности 051001 Профессиональное обучение (профиль подготовки «Информационные системы») состоит из трех основных частей:

- теоретической (анализ информационных источников по проблеме педагогического исследования со ссылками на первоисточники)

- опытно-поисковой работы по проверке эффективности предлагаемых решений педагогической проблемы (апробация форм, методов, средств, технологий в образовательном процессе);

- практической (разработка различных продуктов творческой деятельности по профилю подготовки «Информационные системы», методических пособий, рекомендаций, дидактических средств обучения в соответствии с заданием на дипломную работу).

Тему дипломной работы студент выбирает и формулирует самостоятельно. Студенту предоставляется право выбора темы из перечня примерных тем дипломных работ, который разрабатывают преподаватели колледжа и баз практик, специалисты в области информационных технологий и профессионально-педагогической деятельности, работодатели - социальные партнеры колледжа.

После обсуждения и согласования актуальности и практической значимости выбранной темы с предполагаемым руководителем дипломной работы, студент пишет заявление на имя заведующего отделением об утверждении выбранной темы и назначении руководителя (с визой руководителя о его согласии работать со студентом по данной теме).

Закрепление за студентами тем дипломных работ и назначение руководителей производится приказом директора колледжа не менее, чем за месяц до начала преддипломной практики.

Руководитель выпускной квалификационной работы (дипломной работы) несет ответственность за качество представленной к защите работы. Основными функциями руководителя дипломной работы являются:- разработка индивидуального задания студенту по утвержденной теме дипломной работы;- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения работы;- оказание помощи студенту в подборе необходимых информационных источников;- контроль хода выполнения дипломной работы;- подготовка письменного отзыва о выполнении дипломной работы.

По отдельным частям (вопросам) выпускной квалификационной работы кроме основного руководителя могут быть назначены консультанты (при необходимости).

Задания на выпускную квалификационную работу рассматриваются предметными методическими объединениями, подписываются руководителем


работы и утверждаются заместителем директора по методической работе. Образец задания на выполнение выпускной квалификационной работы представлен в Приложении 1.

Задания на выпускную квалификационную работу выдаются студенту не позднее, чем за две недели до начала преддипломной практики. Задания на выпускную квалификационную работу сопровождаются консультацией, в ходе которой разъясняются назначение, задачи, структура, объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей выпускной квалификационной работы.

Процесс выполнения дипломной работы состоит из следующих этапов:

1. Подготовительный этап: выбор темы, выявление проблемного поля, обоснование актуальности темы, формулирование цели и задач работы, изучение и анализ нормативных документов, литературных источников и других материалов, необходимых для раскрытия темы, выбор эффективных способов решения профессионально-педагогических задач.

2. Основной, практический этап: обоснование эффективности предлагаемых решений педагогической проблемы и полученных результатов в ходе опытно-поисковой работы при апробации предлагаемых форм, методов, средств в процессе подготовки операторов электронно-вычислительных машин; описание методики или педагогической технологии; разработка продуктов творческой деятельности, методических пособий, рекомендаций, дидактических средств обучения в соответствии с заданием на дипломную работу.

3. Заключительный этап: проведение самоанализа, формулирование выводов о проделанной работе; обоснование полученных результатов на каждом этапе деятельности; оформление материалов дипломной работы в соответствии с установленными требованиями; подготовка материалов и доклада к защите; получение отзыва руководителя выпускной работы.

Успешная подготовка дипломной работы во многом зависит от чёткого соблюдения установленных сроков, которые студент и руководитель обсуждают и планируют совместно по каждому этапу выполнения работы. Контроль соблюдения сроков и качества последовательного выполнения этапов работы студентом осуществляет руководитель выпускной дипломной работы.

Примерный календарный план выполнения дипломной работы

1. Выбор темы дипломной работы, обоснование актуальности темы, формулирование цели и задач работы, изучение и анализ нормативных документов, литературных источников и других материалов, необходимых для раскрытия темы, выбор эффективных способов решения профессионально-педагогических задач За 2 месяца до преддипломной практики
2. Заявление студента о закреплении темы дипломной работы и назначении руководителя 1,5 месяца до преддипломной практики

3. Получение задания на выполнение дипломной работы 2-3 недели до преддипломной практики
4. Прохождение преддипломной практики, проведение опытно-поисковой работы по проверке эффективности предлагаемых решений педагогической проблемы, сбор материалов к дипломной работе 1 месяц (4 недели) до подготовки дипломной работы
5. Отчет о результатах апробации форм, методов, средств, технологий в образовательном процессе в ходе преддипломной практики по расписанию в последний день преддипломной практики или первую неделю после завершения практики
6. Написание дипломной работы, оформление материалов, иллюстрирующих текст работы в течение месяца до защиты дипломной работы по графику консультаций
7. Представление готовой дипломной работы научному руководителю, получение отзыва о проделанной работе. 3 недели до защиты дипломной работы
8. Представление и регистрация готовой дипломной работы на отделении, прохождение нормоконтроля. Решение о допуске дипломной работы к защите. За 10 дней до защиты дипломной работы
9. Оформление материалов дипломной работы к защите, Подготовка доклада. 1 неделя до защиты дипломной работы
10. Рецензирование дипломной работы не менее чем за 3 дня до назначенного срока защиты
11. Предварительная защита дипломной работы не менее чем за 3 дня до назначенного срока защиты
12. Защита дипломной работы По расписанию ГИА с 19.06.2017 -30.06.2017
Общее руководство и контроль за ходом выполнения выпускных квалификационных работ (дипломных работ) осуществляет заместитель директора по методической работе колледжа.

По завершении студентом выпускной квалификационной работы руководитель выпускной работы подписывает ее и вместе с заданием и своим письменным отзывом передает студенту для ознакомления.

Дипломная работа подлежит обязательному рецензированию. К рецензированию привлекаются преподаватели колледжа, специалисты профильных профессиональных образовательных организаций, учреждений и предприятий–баз практики (Приложение 2).


 

Приказ о допуске обучающегося к защите выпускной квалификационной работы подписывается директором колледжа.

 

 

III. Структура и содержание выпускной

Квалификационной работы

 

Структура выпускной квалификационной работы (дипломной работы) должна быть согласована с темой, целью и задачами работы, а также должна отражать основные положения по разрешению обозначенной педагогической проблемы. Объем выпускной квалификационной работы должен составлять не более 60-70 страниц без учета приложений.

Текст дипломной работы должен быть написан с использованием профессиональной научной терминологии, структурирован в соответствии с выделенными выше последовательными этапами дипломной работы. Выпускная квалификационная работа не пишется от первого лица, исключаются формулировки типа «Я рассмотрел», «Целью моей работы», « Я считаю» и т.д. Работа должна быть написана с применением нейтральных формулировок: «Можно сделать вывод…», «Было проведено исследование…».

В выпускной квалификационной работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.

Структура дипломной работы включает:

1. Титульный лист (Приложение 3).

2. Содержание (Приложение 4).

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Заключение.

6. Список информационных источников.

7. Приложения.

Введение - вступительная часть выпускной квалификационной работы.

Во введении указываются:

· актуальность и значимость темы, степень ее разработанности в психолого-педагогической литературе, в т.ч. определяются существующие в науке и педагогической практике подходы к проблеме, сформулированной в теме выпускной квалификационной работы;

· формулируются цель и задачи работы, соответствующие количеству глав работы, расписывается структура работы (количество таблиц, диаграмм, схем, рисунков и т.д.);

· характеризуются (раскрываются) используемые автором педагогические понятия.


Объем введения должен быть небольшим – 2-3 страницы.

При формулировании цели дипломной работы можно использовать следующие примеры: «Цель выпускной квалификационной работы – …» или «Целью данной работы является изучение (описание, определение, установление, исследование, разработка, раскрытие, освещение, выявление, анализ, обобщение и т.п.).

Задачи выпускной квалификационной работы – это способы достижения цели. В соответствии с основной целью следует выделить 3–4 задачи, которые необходимо решить для достижения главной цели дипломной работы. Каждая из задач формулируется в соответствии с главами работы. Пример, «Для достижения цели, поставленной в выпускной квалификационной работе, были определены следующие задачи:

1. Изучить информационные источники по проблеме исследования (по теме дипломной работы)

2. Провести анализ существующих проблем в практике подготовки операторов ЭВМ в контексте……(развития творчества, формирования компетенций, применения технологий, учебно-программного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса и т.п.)…

3. Разработать….(или предложить, обосновать) …..… (методику технологию, активные формы обучения, комплект учебно-программного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса, основные подходы, сценарий или план мероприятия и т.п.).

4. Апробировать предлагаемые решения по решению педагогической проблемы (методику технологию, активные формы обучения, комплект учебно-программного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса, основные подходы, сценарий или план мероприятия и т.п.) для ……. (развития творчества, формирования компетенций, самостоятельности, применения технологий, учебно-программного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса и т.п.) на занятиях производственного обучения операторов ЭВМ

5. Провести анализ полученных результатов опытно-поисковой работы по ….., доказать эффективность предлагаемых решений педагогической проблемы.

Объект и предмет исследования. Объект – это процесс или явление, избранные для изучения. Предмет более узок и конкретен. Он находится в границах объекта и отражает какую-либо сторону (аспект, свойства, признаки, отношения) объекта, подлежащую изучению. Например: «Объектом исследования является – процесс производственного обучения операторов ЭВМ (процесс развития …., формирования …, обеспечения…. и т.п.)». Предмет


исследования – активные формы производственного обучения как условие развития (формирования)……».

Методы, используемые при выполнении выпускной квалификационной работы представляют собой способы достижения поставленной цели и задач, направленных на решение проблемы. Основным ориентиром для выбора методов исследования должны служить задачи. При исследовании той или иной темы применяются общие научные и специальные методы: наблюдение, изучение документов, анкетирование, тестирование, эксперимент, экспертные оценки, статистические и др.

Основная часть работы включает теоретическую и практическую части работы.

В теоретическом разделе выпускной квалификационной работы излагаются теоретические вопросы по теме на основе анализа литературы, педагогических исследований и других информационных источников. В этом разделе даются обзор основных информационных источников по проблеме исследования, дается сравнительный анализ концепций (подходов к решению выделенной проблемы) разных авторов. На основе анализа литературы необходимо отразить и собственную точку зрения относительно данной проблемы. Можно описать тенденции развития и совершенствования педагогической практики по решению выделенной проблемы в течение определенного периода времени. Содержание теоретической главы должно строго соответствовать теме выпускной квалификационной работы.

В теоретической части дипломной работы автор при необходимости также рассматривает направления и тенденции в современной практике (технологическом процессе) в сфере информационных технологий и оформляет это в отдельный параграф.

В практической части работы студент описывает основные подходы по разрешению педагогической проблемы средствами производственного обучения при подготовке операторов ЭВМ (формы, методы, средства обучения, методику или педагогическую технологию и т.п.). Описывает прядок опытно-поисковой работы, включающей апробацию выбранных способов решения педагогической проблемы. Анализирует полученные результаты в ходе апробации предлагаемых форм, методов, средств в процессе подготовки операторов ЭВМ; делает выводы и пишет обоснование эффективности предлагаемых решений.

Далее практическая часть работы включает описание процесса разработки продуктов творческой деятельности или методических пособий, рекомендаций, дидактических средств обучения в строгом соответствии с заданием на дипломную работу.

Текст основной части дипломной работы по необходимости иллюстрируется таблицами, схемами, рисунками, графиками и т.п.

Заключение подводит итог решения тех задач, которые были поставлены в дипломной работе. Поэтому студент на основе проведенного самоанализа формулирует основные выводы о проделанной работе с обоснованием полученных результатов на подготовительном и основном практическом этапах выполнения дипломной работы. Выводы должны отражать актуальность выбранной темы и ее практическую значимость.Объем заключениядолжен составлять 3-5 стр.

Список информационных источников, является важной частью выпускной квалификационной работы, отражающий самостоятельность и творческий подход студента. Список должен включать просмотренные информационные источники по теме и цитируемые в дипломной работе. В список не включают те источники, на которые нет ссылок в основном тексте работы и которые фактически не использованы.

Список информационных источников включает:

- законодательные и нормативные документы;

- учебную, методическую и научную литературу, периодические издания; педагогические исследования;

- интернет – источники.

Информационные источники в списке распределяются в алфавитном порядке. На материалы, заимствованные из литературных и других источников, в тексте должны быть сделаны ссылки в соответствии с современным библиографическим ГОСТ 7.1 - 2003; ГОСТ 7.0.5 – 2008.

Вспомогательные или дополнительные материалы помещают в приложения.

Приложения оформляются отдельными страницами, нумеруются, но не учитываются в общем объеме выпускной квалификационной работы.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: