Во что играли прабабушки и прадедушки




Ее величество игра» и «Грани личности». Фрагменты книг

По устным рассказам стариков, по преданиям, по случайным ссылкам авторов личных дневников, описаниям путешественников, которым они не придавали особого значения, просто добросовестно старались воссоздать картины увиденного, мы убеждаемся в удивительной живучести прежде всего подвижных игр. Сменялись эпохи и государства, а игры продолжали жить. Правда, они меняли свои названия, упрощались или усложнялись в правилах, которые живут и поныне.

Кулю, кулю - баба!

Не выколи глаза,

Сын под окошком,

Свиньи под лукошком.

Пора, что ли?

Так причитал или кулюкал голящий в самой, пожалуй, популярной игре детства – «пряталки», «прятушки», «палочка – выручалочка», «ухоронки», «кулючки». «Прятушки» отличаются классической простотой. Водящий закрывает глаза рукавом или шапкой, или верхом одежды, или ему закрывают глаза, и он произносит какую-то игровую скороговорку типа:

Раз, два, три, четыре, пять,

Я иду искать, и т.д.

Ему отвечают: «Можно!», «Пора!», либо он считает до какого-то числа и затем бежит искать спрятавшихся. Вот как выглядела эта игра много лет тому назад. Ребята прошлых веков отстругивали подходящую палочку и приступали к выбору «водыря» приговаривая: «Палка мене, людей боле». В этот миг все хватались за палку руками, водить шел тот, чей кулак оказывался сверху. Затем кто-нибудь из игроков забрасывал палку что было сил, а «водырь» бежал за ней, возвращался к установленному месту в причитал:

Палочка пришла,

Никого не нашла.

Кого первого найдет,

Тот за палочкой пойдет.

И дальше дети играли так же, как сегодня играют в «прятушки», с той только разницей, что эту «палочку-выручалочку» любой из спрятавшихся может «уворовать» и опять далеко отбросить, тем самым выручив «застуканных».

Писатель-мемуарист Андрей Тимофеевич Болотов в своей знаменитой книге «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков», изданной в 1754 году, рассказывает о том, во что играли дети в ХVIII веке.

«Случилось как-то мне увидеть, что ребятишки во дворе играли в так называемую» «килку». Мне игра сия полюбилась чрезвычайно, и больше потому, что она имела некоторое подобие войны. Все играющие разделялись на две партии, и одна партия старалась «килку» или маленький и круглый обрубочек от деревянного кола, гнать в одну сторону и догонять до конца двора или какого-нибудь места, а другая партия старалась ей в том воспрепятствовать и гнать «килку» в другую сторону двора и также до какого-нибудь места, и которой партии удастся прежде всего своего желания достигнуть, тот и выигрывает. Чтобы удобнее можно было сию «килку» гнать, то каждый человек имеет палку с кочерыжкою на конце, дабы кочерыжкою можно ему было «килку» и совать, и по земле гнать, а ежели случится на просторе, то и ударять, чтобы летала дальше и могли ее подхватить и гнать дальше его товарищи. Люди расстанавливаются сперва вдоль по всему двору в два ряда и человек против человека, а потом один из победителей, положив «килку» на какую-нибудь чурку, ударяет по ней изо всей мочи своею кочерыжкою и так, чтобы полетела она несколько вверх и упала сверху посреди обоих рядов, и тогда ближние люди бросаются к вей и начинают свое дело, то есть гнать в ту сторону, куда кому надобно». Красочная картина этой игры, нарисованная автором, не оставляет сомнений: это же хоккей.

До сих пор не забылись и старинные «Жмурки», более известные в те далекие времена под названием «Слепой козел». Верно, очень древняя эта игра, ее упоминают даже предания, сохранившиеся от язычества. Вот как рассказывает о ней народное сказание о Кикиморе: “Живет, растет Кикимора у Кудесника в каменных горах. Поит-холит он Кикимору медвяной росой, парит в бане шелковым веником, чешет голову золотым гребнем. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-баюн, говорит ей сказки заморские про весь род человечь. С вечера до полуночи заводит Кудесник игры молодецкие, веселит Кикимору то «слепым козлом», то «камушками».

Правила этой «молодецкой» игры остались почти без изменения, забылись только присловья. Водящий назывался «слепым козлом», выбирался по жребию и должен был начинать ловить спрятавшихся лишь после того, как один их них скажет:«Слепой козел! Не ходи к нам ногой, поди в кут, где холсты ткут, там тебе хлыстик дадут.

Человечество играет в мяч испокон веков. Афины, Спарта, Рим. Мяч явился едва ли не первым и основным атрибутом изначальных форм спорта…

В 1772 году императрица Екатерина II пригласила в Петербург парижанина Плесси – профессора «мячиковой» игры – и предложила в течение трех лет выплачивать ему солидное жалованье, лишь бы он обучил этому искусству её подданных. Мяч – «пернатый» бадминтон. Описания этой игры встречаются в русских и иностранных книгах ХVIII столетия. А если взглянуть в толковый словарь В.Даля, изданный в 1980 году, и отыскать там слово «волан», то окажется, что речь идет о старинной игре в пернатый мяч, который в народе называют «Лоток». Новое имя старая игра получила в конце прошлого столетия. В имении герцога Бофорта, которое находилось неподалеку от Лондона и называлось Бадминтон, однажды собрались гости. Погода выдалась плохая, о пикнике пришлось забыть, и тут герцог вспомнил о шарике с перьями, который привезли ему друзья из далекой Индии. В честь родового имения герцога игру и назвали бадминтон.

Игровой практикум

«Черного и белого не брать, «да» и «нет» не говорить»

Эту старинную игру ребята очень любят. Водящий, остановившись перед одним участником игры, говорит:

– Вам бабушка прислала голик да веник, да сто рублей денег. Что хотите, то купите. Черного и белого не берите. «Да» и «нет» не говорите.

После этого водящий задает вопросы, на которые нужно отвечать, избегая запрещенных слов: «черное», «белое», «да», «нет»

– Тебе нравится сегодня погода?

– Плохая погода?

– А тебе не жарко?

– Наоборот, прохладно?

– Почему же ты надел белую майку?

– Она не белая?

Играющий оговорился. Слово «белая» произносить нельзя. Он должен отдать фант. Затем водящий по очереди подходит к другим участникам, произносит четверостишие и задает вопросы. Выигрывает тот, кто отдал меньше всею фантов. А затем кому-то покрывают голову платком так, чтобы он фантов не видел, и водящий, поднимая чей-то фант над его головой, спрашивает:

– Что этому фанту сделать?

Следовали разные шуточные пожелания

– Этому фанту надо... проскакать на одной ноге вокруг стола. Этому фанту громко прокукарекать. Например,этому фанту спеть любимую песню.

«Гадальная книга»

Берется книга или сборник сказок. Ведущий просит назвать наугад страницу книги и строку верху или снизу. Зачитывается строчка или две и по смыслу прочитанного толкуется судьба.

«Дударь-дударь»

Два ведущих: один будет маяться (чтобы показать пример), а другой водить хоровод и петь песни.

Дети становятся вкруг и берутся за руки. В центр круга становится человек (1 ведущий – он играет роль «Дударя») Дети начинают водить хоровод вокруг ведущего. 2 Ведущий водит хоровод вместе с детьми и запевает:

«Дударь-дударь, дударище

старый-старый, старичище

Его во колоду,

Его во сырую,

Его во гнилую.

Дударь, дударь, что болит?»

1 ведущий «Дударь» отвечает:

– спина болит и показывает (как болит спина - сгибается). И дальше весь хоровод также сгибается и продолжает ходить по кругу уже согнувшись и опять повторяет эту же песню. Потом шея болит, рука болит, нога. И когда у него всё отболело он после очередного вопроса отвечает: Все болит и кидается всех ловить. Кого поймал – тот следующий дударь…

«Заяц белый»

Водится хоровод кругом, а за кругом 1 ведущий – заяц. Он ходит кругами но в противоположную хороводу сторону. Запевается песня:

Заяц белый, куда бегал

в лес зелёный

что там делал

лыко драл

куда клал

под колоду

что украл.

Радион, выйди вон!

На словах «Радион, выйди вон!» заяц дотрагивается до кого-нибудь из хоровода и тот человек и заяц бегут вокруг хоровода кто быстрей (хоровод останавливается). Задача первому занять пустое место, из которого только что выбежал человек. Если вперед прибегает заяц, то человек из хоровода становиться зайцем и мается. Если заяц не успевает, то он продолжает быть зайцем и все начинается сначала.

«Деловые игры деловых ребят»

Деловые игры называют также экспериментальными, ситуационно-ролевыми, имитационными и обучающими. Они вошли в жизнь детей позже, чем в практику взрослых. Педагогический секрет этих игр – мобилизация внутренних инициатив и сил ребят. С помощью деловых игр разрываются границы привычною восприятия детьми чего-то. Ребята ставятся в деловой игре в положение людей, которым открываются новые горизонты самостоятельного действия. Игра имитирует для ребят деятельность, которой надо заняться как-то по-новому.

Средством воспитания деловая игра становится только при условии четко поставленной цели и соответствующей педагогической инструментовке. С ребятами можно сыграть в конфликт можно проиграть адаптацию новичка в коллективе. Тот, кто моделирует деловую игру, ставит в ней важные вопросы, на которые детям надо найти ответы. Они могут быть разными, вариативными. Условность игры здесь обнажена предельно. Но ребят не смущает возможность отрешиться от повседневности, в условиях непредсказуемых ситуаций проверить силы и приумножить их в соревновательной раскованности. Деловые игры помогают наводить мосты между детьми и взрослыми, учат этике и технологии сотрудничества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: