Упрощенная последовательность счетов национальной экономики




ТЕМА 2. НАЦИОНАЛЬНЫЕ СЧЕТА КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ

ОСНОВА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

И ПРОГНОЗИР0ВАНИЯ

 

2.1. Национальное счетоводство и агрегированный рынок

 

В странах с рыночной экономикой для оценки макроэкономического положения страны, осуществления экономической политики и принятия решений по регулированию экономики используют сводную систему показателей, называемую системой национальных счетов. Система национальных счетов (CHC) применяется в более чем 150странах с рыночной экономикой.

В базовом документе система национальных счетов определяется как согласованный на международном уровне стандартный набор рекомендаций по исчислению показателей экономической деятельности в соответствии с четкими правилами ведения счетов и учета на макроуровне, основанными на принципах экономической теории [1].

Эти рекомендации сформулированы в форме системы концепций, определений, классификаций и правил ведения счетов, которые составляют согласованный на международном уровне стандарт исчисления основных макроэкономических показателей.

СНС представляет собой логически последовательную, гармоничную и целостную совокупность макроэкономических счетов, балансов активов и пассивов, а также таблиц, в основе которой лежит ряд согласованных на международном уровне понятий, определений, классификаций и пpaвил учета. Эта комплексная система счетов дает возможность составлять и представлять экономические данные в форме, пригодной для целей экономического анализа, принятия решений и выработки политики.

До 2008 г. при формировании основных макроэкономических показателей и построении таблиц, счетов и матриц на основе единых правил использовалась CHC 1993 г.

В России CHC действует с 1993 г. До этого в стране народнохозяйственное планирование выполнялось не на рыночных принципаx, а на основе централизованного принятия решений. Учет продукта осуществлялся лишь в сфере материального производства, нематериальное производство и услуги не учитывались. Немаловажным фактором в вопросах планирования служили фиксированные цены, которые корректировались не рынком, а административно-плановым органом, соответственно, в обобщающих показателях точнее отражалась динамика производства.

Другим немаловажным фактором для оценки экономической ситуации был ограниченный перечень продукции, связанный с системой стандартов (ГОСТ), которые не допускали в народное хозяйство товары низкого качества. Соответственно корректирующие коэффициенты по качеству товаров имели небольшие колебания, что позволяло более точно сводить обобщающие показатели. Особенно важным является тот факт, что в стране осуществлялось планирование с целью оптимизации народного хозяйства. Учет и планирование носили более глубокий и предметный характер, так как регулярно осуществлялся очень трудоемкий расчет межотраслевого баланса, что позволяло рассматривать экономику страны не только в общих показателях, но и через отраслевой срез затрат и выпуска продукции.

Концептуальную основу CHC составляют счета, которые являются:

1) всеохватывающими в отношении всех видов деятельности и их последствий для всех экономических субъектов;

2) взаимно согласованными, поскольку для обнаружения влияния одного действия на все участвующие в экономическом процессестороныиспользуются идентичные величины, и одни и те же правила ведения счетов;

3) интегрированными, поскольку все последствия одного действия одного субъекта обязательно отражаются в результирующих счетах, включая баланс активов и пассивов, в котором отражается влияние действий субъектов на измерение богатства.

Система национальных счетов принципиально близка к системе народнохозяйственного планирования. Базируется она на принципах ведения счетов с балансирующими статьями. Основные показатели данной системы (прежде всего – BBП) рассчитываются по идентичным правилам для всех стран. Для сопоставимости показателей и возможности их межстранового сравнения используются согласованные подходы на основе единого набора определений. Данный процессназывается гармонизацией. В частности, для целей таможенной статистики гармонизирована товарная номенклатура, а также в национальном счетоводстве гармонизированы индексы потребительских цен и др.

Величины, которые отражаются в счетах, являются агрегированными. Под агрегированием понимается сведение экономических показателей хозяйственной деятельности на низшем уровне (предприятие) к обобщающим экономическим показателям экономики страны с использованием математического инструментария. Иначе говоря, это процесс объединения (или сложения) различных совокупностей операций для получения более крупных совокупностей операций. О более крупной совокупности говорят, что она имеет более высокий уровень агрегирования по сравнению с образующими ее совокупностями.

На наиболее агрегированном уровне предложение товаров и услуг (ресурсы) и их использование в национальных счетах представляет собой макроэкономическое тождество, согласно которому совокупные ресурсы равны совокупномy использованию. Совокупные ресурсы представляют coбой сумму выпуска продукции Y, импорта M и налогов за вычетом субсидий на продукты Т. Совокупное использование представляет coбой сумму промежуточного потребления Z, конечного потребления домашних хозяйств С иорганов государственного управления G, валового накопления I и экспорта X:

 

Y+M+Т = Z+С+G+I+X.

В CHC 2008 г. совокупность товаров и услуг (ресурсов) отнесена к потокам. Накопленный за определенный период поток относится к запасам.

Запасы – это активы или обязательства на тот или иной момент времени. Запасы учитываются в балансах активов и пассивов. По методологии платежного баланса уровень запасов описывается термином «позиция».

Актив – это накопленный запас стоимости, приносящий экономическую выгоду или ряд экономических выгод экономическому собственнику актива как следствие владения им или использования его в течение некоторого периода времени. Активы могут быть финансовыми и нефинансовыми. Для большинства финансовых активов существуют корреспондирующие (финансовые) обязательства. Обязательство возникает, когда одна единица (дебитор) обязуется при определенных обстоятельствах произвести платеж или ряд платежей другой единице (кредитору).

Экономические потоки отражают создание, трансформацию, обмен, трансферт или исчезновение экономической стоимости. Они предполагают изменения в объеме, структуре или стоимости активов и обязательств институциональной единицы. Потоки представлены оплатой труда, налогами, пpоцентами, потоками капитала и т.д., которые отражают способы, с помощью которых происходят изменения в активах и обязательствах единицы.

Четыре основных принципа бухгалтерского учета лежат в основе формирования системы национального счетоводства:

а) все операции регистрируются на основе учета по методу начислений (т.е. что подлежит оплате и получению), а не на основе кассового учета (т.е, что получено и что выплачено);

б) ресурсы (счета к получению) регистрируются на правой стороне счетов, а использование (счета к оплате) — на левой стороне. Пассивы отражаются на правой стороне, а активы — на левой стороне счетов;

в) счет закрывается (сальдируется) балансирующей, или закрывающей статьей, которая всегда является последней статьей на стороне использования счета;

г) балансирующая статья всегда является первой статьей следующего счета и приводится на первой строке на стороне ресурсов этого счета.

Каждый счет CHC состоит из двух сторон: ресурсов и использования (сумма записей в ресурсах равна сумме записей в использовании).

Последовательность счетов для экономики в целом начинается со счетов производства, за которыми следуют счет первичного распределения доходов, счет вторичного распределения доходов, счет использования доходов, счет операций с капиталом, финансовый счет, баланс активов и пассивов (табл. 2.1).

Баланс активов и пассивов содержит информацию об общей cyммe основных фондов, общей сумме финансовых активов и общей сумме финансовых пассивов, которые классифицируются по видам активов и пассивов национальной экономики в начале и конце отчетного периода. Баланс активов и пассивов отражает три вида изменений, произошедших в течение отчетного периода:

1) изменения в балансе активов и пассивов в результате операций;

2) другие изменения в объеме активов в результате появления или исчезновения активов;

3) изменения в балансе активов и пассивов в результате изменений в уровне цен.

Изменения в балансе активов и пассивов в результате операций является следствием производственной деятельности и операций с остальным миром. К нефинансовым активам добавляется валовое накопление после вычета из него потребления основного капитала.К изменению финансовых активов и пассивов приводят операции с финансовыми активами/пассивами. Разность между общей стоимостью активов и общей стоимостью пассивов отражает изменение чистой стоимости капитала.

Другие изменения в объеме активов обусловлены появлением pеcуpсов, например, открытием месторождений ресурсов (нефти или полезных ископаемых) или их исчезновением в результате истощения или стихийных бедствий.

Изменения в балансе активов и пассивов в результате изменений в уровне цен включают холдинговую прибыль или убытки, обусловленные переоценкой финансовых и нефинансовых активов.

Различают следующие группы счетов:

1) счета для секторов экономики;

2) счета для отраслей экономики;

3) счета для отдельных экономических операций;

4) счета для экономики в целом (консолидированные счета).

В свою очередь, счета для секторов экономики делятся на текущие, счета накопления, балансы активов и пассивов.

Текущие cчeтa содержатсчет производства; счет образования доходов; счет первичного распределения доходов; счет вторичного распределeния доходов (перераспределение доходов в денежной форме); счет использования pacпoлагаемого дохода; счет перераспределения доходов в натуральной форме; счет использования скорректированного располагаемого дохода (табл. 2.1).

Счета накопления включают: счет операций с капиталом; финансовый счет; счета прочих изменений в активах и пассивах (счет прочих изменений активов и пассивов и счет переоценки активов и пассивов).

Таблица 2.1

Упрощенная последовательность счетов национальной экономики

Основные счета и их использование Использование Ресурсы
Счет производства    
Выпуск товаров и услуг    
Промежуточное потребление    
Валовая добавленная стоимость/ВВП    
Счет первичного распределения доходов    
Валовая добавленная стоимость/ВВП    
Оплата труда работников и доходы от собственности, подлежащие получению от остального мира    
Оплата труда работников и доходы от собственности, подлежащие выплате остальному миру (-)    
Валовой национальный доход    
Счет вторичного распределения доходов    
Валовой национальный доход    
Текущие трансферты, подлежащие получению от остального мира    
Текущие трансферты, подлежащие выплате остальному миру (-)    
Валовой располагаемый доход    
Счет использования доходов    
Валовой располагаемый доход    
Конечное потребление    
Валовое сбережение    
Счет операций с капиталом    
Валовое сбережение    
Валовое накопление    
Капитальные трансферты, подлежащие получению от остального мира    
Капитальные трансферты, подлежащие выплате остальному миру (-)    
Чистое кредитование остального мира    
  Изменения в активах Изменения в пассивах
Финансовый счет    
Чистое приобретение финансовых активов    
Наличная валюта    
Кредиты и займы    
Чистое принятие обязательств (-)    
Чистое кредитование остального мира    
  Активы Пассивы
Изменения в балансе активов и пассивов в результате операций    
Нефинансовые операции    
Валовое накопление    
Потребление основного капитала (-)    
Финансовые активы/финансовые пассивы (-)    
Чистая стоимость капитала    

Данная упрощенная последовательность счетов не включает другие про межуточные счета, такие как счет образования доходов и два вида счетов первичных доходов; в нее также не включен баланс активов и пассивов. В более широком исполнении национальные счета представлены в виде консолидированной таблицы.

 

2.2 Секториальная структура экономики и границы

производства

 

В CHC 2008 г., так же как и впредыдущих версиях, применяется группировка экономических единиц по институциональным секторами по отраслям. В основегруппировки лежит понятие институциональной единицы.

Институциональная единица — экономический субъект, способный от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и проводить операции с другими субъектами. Домашние хозяйства являются институциональными единицами.

Институциональные единицы объединены в сектора. Сектор представ-

ляeт собой совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования. На их основе строятся макроэкономические счета.

Секторальные счета описывают экономику в целом. Разбивка на институциональные сектора базируется на экономических целях и поведении различных субъектов в экономике.

Различают следующие основные сектора:

— Ѕ.11 — нефинансовые корпорации:

— Ѕ.12 — финансовые корпорации;

— S.13 — государственное управление;

— Ѕ. l4 — домохозяйства;

— S.15 — некоммерческие организации, обслуживающие домохозяйства;

— S.2 — остальной мир.

Секториальные счета дают целостную картину экономической деятельности с точки зрения производства, распределения и перераспределения дохода, потребления и накопления, а также той экономической роли, которую играют домохозяйства (Ѕ.14 и S.2) и предприятия (S.11, Ѕ.12, Ѕ.1З, S.15 и S.2) в хозяйственной деятельности. Каждый экономический процесс описывается в отдельном счете. В счетах учитываются хозяйственные операции в разбивке между видами использования и ресурсами со специальной строкой для балансирования обеих сторон каждого счета. Путем перенесения балансирующей строки из одного счета в другой создастся увязка между последовательными счетами. Счета существуют не только для экономики в целом, но и составляются для отдельных секторов национальной экономики. Таким образом, секторальные счета содержат описание:

1) по каждому экономическому процессу — роли каждого сектора (например, сектора государственного управления в перераспределении доходов, а сектора финансовые корпораций — в области финансового посредничества и управления ликвидными активами и рисками);

2) по каждому сектору — всех хозяйственных операций и их взаимосвязи с другими секторами национальной экономики и остального мира.

Взаимосвязи секторов внутренней экономики с другими странами отражены в счетах «остального мира», объединяющих все институциональные единицы-нерезиденты в той части, в которой они взаимодействуют с резидентами национальной экономики. Операции остального мира являются зеркальным отражением счетов для национальной экономики. Они представлены с точки зрения остального мира и содержат только счет текущих операций, счет операций с капиталом и финансовыйсчет. Счет текущих операций включает в себя импорт, экспорт и oпеpaции с доходами. Взаимодействие с остальным миром принято разделять по двум критериям — передачи ценностей на границе (основа таможенной статистики) и передачи ценностей между резидентами. В CHC принят второй подход. Резидентами считаются предприятия, организации и домашние хозяйства, имеющие центр экономического интереса на экономической территории страны в течение длительного срока (не менее года).

Сектор нефинансовых корпораций включает институциональные единицы, ocновной функцией которых является производство товаров и нефинансовых услуг с целью продажи их на рынке и получения прибыли. Затраты па производство возмещаются из выручки от реализации.

Сектор финансовые корпораций включает все корпорации и квазикорпорации, основной функцией которых является оказание услуг финансового посредничества или вспомогательная финансовая деятельность.

Сектор государственного управления объединяетинституциональные единицы, выполняющие функции органов государственного управления в качестве основного вида деятельности. Функции органов государственного управления состоят в следующем:

— принятие ответственности за обеспечение общества товарами и услугами на нерыночной основе для их коллективного или индивидуального потребления:

— перераспределение доходов и богатства с помощью трансфертов н субсидий.

Институциональные единицы сектора государственного управления осуществляют свою деятельность зa счет финансовых средств бюджета, внебюджетных фондов, а также за счет доходов от собственности, продажи рыночных уcлуг, заимствования. В сектор государственного управления входят бюджетные организации: министерства, службы, агентства, школы, больницы, организации культуры и т.п., а также гoсударственные внебюджетные фонды.

Сектор домашних хозяйств представляет собой совокупность домашних хозяйств, основными функциями которых являются потребление товаров и услуг, а также производство товаров и уcлуг для реализации и собственного использования, в том числе в рамках некорпорированных предриятий, принадлежащих домашним хозяйствам. В функции сектора домашних хозяйств включается также участие в производстве других институциональных секторов в качестве работающих по найму.

Домашними хозяйствами могу считаться отдельные лица, проживающие автономно, или группы лиц, которые живут вместе и совместно обеспечивают себя питанием и предметами первой необходимости. Многие страны пpедпoчитaют не включать в охват ИПЦ (индекс потребительских цен) группы лиц, проживающих в больших институциональных домашних хозяйствах (общежитиях, домах пенсионеров и т.п.). К другим видам институциональных единиц относятся предприятия и органы государственного управления.

Производственную деятельность домашние хозяйства осуществляют на собственных предприятиях, не имеющих статуса юридического лица и находящихся в единоличной или совместной собственности домашних хозяйств.

Сектор некоммерческшх организаций, обслуживающих домашние хозяйcmва, объединяет нерыночные некоммерческие организации, финансируемые и контролируемые домашними хозяйствами.

В общем виде секториальная структура экономики представленa в табл. 2.3.

Таблица 2.3.

Институциональные сeктopa в Системе национальных счетов 2008 г.

S.1 Экономика в целом
S.11 Нефинансовые корпорации Окончательная разбивка: государственные, национальные частные и находящиеся под иностранным контролем
S.12 Финансовые корпорации Окончательная разбивка: государственные, национальные частные и находящиеся под иностранным контролем
S.121 Центральный банк
S.122 Другие депозитные корпорации
S.1221 Денежно-депозитные корпорации
S.1222 Другие депозитные корпорации, исключая денежно-депозитные корпорации
S.123 Другие финансовые посредники, исключая страховые корпорации и пeнcионные фонды
S.124 Вспомогательные финансовые организации
S.125 Страховые корпорации и пенсионные фонды
S.13 Сектор государственноzо управления
S.1311 Центральное правительство
S.1312 Региональные органы управления
S.1313 Местные органы управления
S.1314 Фонды социального обеспечения
S.14 Домашние хозяйства Классифицируются в соответствии с главным источником получаемых доходов
S.141 Работодатели (смешанный доход, владение некорпоративным предприятием с получающими оплатv наемными работниками)
S.142 Самостоятельные хозяева (смешанный доход, владение некорпоративным предприятием без получающих оплату наемных работников)
S.143 Наемные работники (оплата труда наемных работников)
S.144 Получатели доходов от собственности и трансфертов
S.1441 Получатели доходов от собственности
S.1442 Получатели пенсий
S.1443 Получатели других трансфертов
S.15 Heкоммеpческие организации, обслуживающие домашние хозяйство (НЛОДХ)
S.2 Остальной мир

 

Счет остального мира строится в соответствии с двумя следующими приципами:

а) операции с национальной экономикой регистрируются с точки зрения остального мира;

б) все операции между национальной экономикой и остальным миром регистрируются дважды — как дебиторская задолженность на счетах для национальной экономики и как кредиторская задолженность на счетах остального миpa, или наоборот.

Например, трансферты, регистрируемые в счетах для национальной экономики как текущие трансферты, подлежащие получению от остального мира, в счете остального миpa отражаются как текущие трансферты, подлежащие выплате остальному миру.

Импорт и экспорт представляют собой особый случай:

а) статьи импорта национальной экономики в счете остального мира фактически отражают экспорт остального мира, в то время как статьи экспорта национальной экономики отражают импорт остального мира;

б) статьи импорта в счете остального мира отражают дебиторскую задолженность, образующуюся в результате экспорта товаров и услуг из остального мира. И наоборот, экспорт в счете остального мира отражает кредиторскую задолженность, образующуюся в результате импорта товаров и услуг остальным миром. Поскольку счет остального мира — это «контрагент» счета национальной экономики, чистое кредитование (+) для национальной экономики является чистым заимствованием (-), для остального мира, и наоборот.

В СНС производство понимается как процесс, осуществляемый под ответственностью, контролем и управлением институциональной единицы, в ходе которого труд и активы используются для трансформации затрат товаров и услуг в выпуск других товаров и услуг. Производственная деятeльность охватывает деятельность предприятий, производящих рыночные и нерыночные товары и услуги. Нерыночные товары и услуги это товары и услуги, реализуемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения и не оказывающим значительного влияния на cпрос. Производственную деятельность в основном осуществляют предприятия, заведения и отрасли. Эти понятия CHC отличаются с точки зрения группировки институциональных единиц.

Предприятие представляет собой институциональную единицу, которая производит товары и услуги. Термин «предприятие» может относиться к корпорации, квазикорпорации, некоммерческой организации или некорпорированному предприятию. Анализ производства, в котором технологические процессы играют важную роль, должен базироваться на изучении таких групп производителей, которые по существу заняты одним и тем же видом производства. Это условие означает, что некоторые интституциональные единицы необходимо подразделить на более мелкие и однородные единицы, называемые в системе национальных счетов заведениями. Заведение — это предприятие или часть предприятия, которое находится в одном месте и занято только одним видом производственной деятельности или в котором на основной вид деятельности приходится преобладающая доля добавленной стоимости. Система национальных счетов определяет отрасли как совокупности заведений. Отрасль представляет собой группу заведений, занимающихся одним и тем же или аналогичными видами деятельности.

В границы производства включается также производственная деятельность домашних хозяйств. Она охватывает производство всех товаров независимо от того, проданы они или нет, включая cельскохозяйственную продукцию, полученную в личных подсобных хозяйствах, строительство своими силами и различные услуги, реализованные на сторону, в том числе торговые, посреднические и т.д.

В сферу производства CHC включаются следующие виды деятельности:

а) производство всех индивидуальных или коллективных товаров и услуг, поставляемых их производителями другим единицам или предназначенных для такой поставки;

б) производство собственными силами всех товаров, оставляемых их производителями для собственного конечного потребления или валового накопления;

в) производство жилищных услуг владельцами жилых помещений для собственного потребления и производство домашних и бытовых услуг наемной оплачиваемой домашней прислугой;

г) производство всех видов cельскохозяйственной продукции для продажи или собственного конечного использования и ее последующее хранение; сбор дикорастущих культур; лесное хозяйство; рубка леса; заготовка дров; охота и рыболовство; снабжение водой; переработка (обмолот, помол, консервирование и т.д.) сельскохозяйственной продукции и других продуктов питания; изготовлeниe тканей; пошив одежды и портняжные работы, изготовление обуви, производство гончарных изделий, утвари, предметов обстановки и т.д.

В границы производства включается также скрытое и неформальное производство. Под скрытым производством в России понимают экономическую деятельность, разрешенную законом, но скрываемую или пpеуменьшаемую по объему с целью уклонения от налогов и других обязательств перед государством.

Под неформальным производством понимается производственная деятельность некорпорированных предприятий домашних хозяйств, пpoизводящих рыночную продукцию. В российской статистике в состав неформального производства включается также производство некорпорированными предприятиями домашних хозяйств продукции для собственного использования.

Расчеты показателей скрытой и неформальной экономики ведутся на основании косвенной информации, применения балансовых и других специфических методов и экспертных оценок. Поправки на скрытую и неформальную деятельность делаются как для показателeй производства BBП, так и для показателей состава BBП с точки зрения доходов и расходов.

Суммарная поправка на различные виды скрытой и неформальной деятельности и не учитываемые в обычном порядке экономические операции в России составляла до четверти BBП, а в некоторых странах —до половины BBП.

2.3. Основные индикаторы функционирования экономики их толкование

 

Консолидированные национальные счета позволяют получить наиболее важные данные, которые используются в экономическом моделировании для составления прогнозов экономического развития, анализа цен и оценки экономического воздействия политики, проводимой правительством. Таблица «Затраты — Выпуск», которая составляется на основе таблиц ресурсов и системы национальных счетов, позволяет изучать эти воздействия на уровне отраслей и продуктов. Вместе с тем даже без поддержки сложных экономических инструментов индикаторы, получаемые на основе агрегатов национальных счетов, оказываются полезными для наблюдения за общими показателями функционирования экономики и выявления ее сильных и слабых сторон. В некоторых случаях эти индикаторы необходимо дополнять другими важными индикаторами, взятыми из специальной статистики, такой как денежно-кредитная статистика и статистика государственного бюджета.

Таким образом, можно выделить индикаторы, основанные на агрегатах

СНС, и индикаторы, основанные на специальной статистике.

Известными индикаторами для мониторинга состояния экономики, основанными на агрегатах национальных счетов, являются реальные темпыприроста BBП, конечное потребление и валовое накопление (инвестиции в основные фонды), норма сбережения (сбережение/ВВП), темпы прироста капиталовложений (валовое накопление/BВП), дефицит государственного бюджета/ВВП, сальдо по текущему счету внешних операций/ВВП, действующие ставки налогов и т.д. Эти индикаторы можно получить непосредственно из данных национальных счетов. Они не только отражают показатели функционирования экономики на протяжении oпpeделенного периода времени, но и позволяют провести сравнение с другими странами, находящимися на том же уровне развития. Даже не прибегая к сложным процедурам моделирования, с помощью индикаторов, состaвленных на основе национальных счетов, можно получить полезную информацию об экономике при сравнении таких индикаторов с oбoбщeнными фактами на основе опыта исследований в области экономического развития.

Не менее важное значение имеют индикаторы, получаемые на основе специальной статистики. В статистике денежных и банковских oпepaций имеется ряд показателeй, которые тщательно контролируются. Темпы изменения количества денежной массы ислользуются для мониторинга инфляционных перспектив, а доля недействующих кредитов и соотношение между пассивами и активами используются в качестве индикаторов функционирования банковской системы. Платежный баланс не только обеспечивает индикаторы, о которых говорилось выше, но и предоставляет информацию о резервах иностранной валюты и текущих краткосрочных обязательствах, деноминированных в иностранной валюте. Эти индикаторы чрезвычайно важны для выявления возможных проблем на финансовом рынке.

Все индикаторы можно объединить в следующие группы.

Гpynna 1. Общий уровень экономического развития и функционирования экономики:

— BBП на душу населения;

— темпы прироста BBП.

Эти показатели позволяют оценить уровень экономического развития по сравнению с другими странами и дать общую характеристику функционированию экономики.

Гpynna 2. Производительность труда и стоимость рабочей силы:

— валовая добавленная стоимость на одного работника из расчета 1 ч работы (ВДС / чeловеко-часы) характеризует производительность труда в обществе. За основу расчета времени принимается 1 ч работы в oбpaбaтывающей промышленности;

— оплата труда работников за период работы характеризует стоимость (цену) рабочей силы в стране. В России сложилась практика учета месячных данных оплаты труда. В ряде западных стран принято давать показатели в двуx вариантах - за час и за год.

Основой исчисления показателeй производительности труда являются показатели, характеризующие объемы производства (выпуск и добавленная стоимость) и затраты труда (численность занятых, отработанные человеко-часы, численность занятых в эквиваленте полной занятости). При этом важна содержательная сопоставимость отраслевых показателей, характеризующих производство и затраты труда.

Гpynna 3. Распределение доходов:

— оплата труда работников / валовая добавленная стоимость — характеризует долЮ доходов наемных работников в BBП;

— прибыль и приравненные к ней доходы / валовая добавленная стоимость — характеризует долю доходов от собственности в BBП;

Группа 4. Капиталовложения:

— валовое накоплeниe основного капитала / BBП — характеризует долю инвестиций в основной капитал в BBП;

— валовые произведенные основные фонды / BBП — показатель, используемый для оценки потребностей в средствах производства при данных тeмпax прироста BBII;

— валовое накоплeние основного капитала / изменение BBП — характеризует приблизительное отношение капитала к BBП (применяется только в годы стабильного положительного роста, известен как «приростная капиталоемкость»);

— валовые основные фонды / выпуск продукции по типам отраслей — это соотношение между капиталом и выпуском продукции используется

для отраслевого планирования.

Группа 5. Сбережение:

— сбережение / BBП показатель нормы сбережения в обществе;

— сбережение / валовое накопление основного капитала характеризует внутреннее финансирование инвестиций;

сбережение институционального сектора / общее сбережение показывает вклад каждого сектора в общую сумму сбережения;

— сбережения домашних хозяйств / располагаемый доход домашних хозяйств — показатель нормы сбережения домашних хозяйств.

Гpyпna 6. Paбoтa органов государственного управления:

— государственный дефицит / BBП — показатель дефицита государственного бюджета, отражающий долю недостатка средств на государственные расходы в BBП:

— доходы / расходы (за исключением выплат основной суммы долга или процентов по долговым обязательствам) — показатель, характеризующий, во сколько раз доходы больше (> 1) или меньше (< 1) расходов. Если соотношение меньше 1, то правительственная бюджетная политика требует тщательного пересмотра, поскольку текущие доходы не покрывают текущих расходов;

— накопление основного капитала / общие расходы — это отношение показывает долю инвестиций в основной капитан по сравнению с общим объемом расходов;

— выплата процентов / общие расходы — индикатор давления обязательств по погашению долга на государственные расходы;

— налоги / BBП — показатель, характеризующий налоговое бремя в обществе;

— налоги на бизнес (корпорации) / баланс первичных доходов бизнеса (корпорации) — показатель, характеризующий налоговое бремя на бизнес (корпорацию);

— индивидуальные подоходные налоги / валовой национальный доход домашних хозяйств — показатель, характеризующий налоговое бремя домашних хозяйств.

Интерпретация результатов осуществляется в соответствии с методологией статистического отдела департамента по экономическим и социальным вопросам OOН. Налоговое бремя, рассчитанное для бизнеса (корпораций) и для домашних хозяйств на основе налогов на бизнес (корпоративные налоги) и индивидуальных налогов (налоги на доходы физических лиц), дeлится на три группы по мере увеличения показателя:

— правильное;

— справедливое



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: