Методические рекомендации по выполнению зачетных заданий
По психолого-педагогической практики
Советы по самоанализу
Студент-практикант может составить самоанализ в свободной форме. Самостоятельность суждений свидетельствует о развитости рефлексивных умений.
В случае затруднений, можно воспользоваться примерной схемой самоанализа.
Примерная схема самоанализа студента-практиканта
Продолжите предложения
1. Психолого-педагогическая практика оказалась для меня…
2. Программа практики была выполнена мною …….
3. Для меня стало открытием …
4. Моя самостоятельность проявилась в …..
5. Самым интересным было ……
6. Я научился(лась)………
7. Я для себя понял (а) …
8. Практика научила меня…..
9. Было трудно…..
10. Чтобы в образовательном учреждении учебно-воспитательный процесс был более успешным, необходимо
11. В школе (учреждении дополнительного образования) особо ценно ……
12. Отношения между педагогами и детьми будут лучше, если….
13. При подготовке студентов к практике необходимо …
План-конспект воспитательного мероприятия (классного часа, коллективного творческого дела (КТД)) с обязательным
П сихолого-педагогическим анализом (самоанализом).
При разработке конспекта воспитательного мероприятия необходимо определить тему, сформулировать его цели и задачи, продолжительность воспитательного мероприятия, исходя из перечня основных направлений воспитательной работы.
Перечень основных направлений воспитательной работы:
- духовно-нравственное;
- военно-патриотическое;
- гражданско-правовое;
- профессионально-трудовое;
- физкультурно-оздоровительное;
- художественно-эстетическое;
|
- экологическое.
При разработке конспекта прописывается структура мероприятия в соответствии со своим индивидуальным видением его построения.
В конспекте необходимо раскрыть содержание воспитательного мероприятия, целенаправленность, методику проведения, продемонстрировать владение методами и приемами воспитательной работы, обоснованность выбора формы проведения мероприятия, его соответствие поставленной цели, учет индивидуальных особенностей обучающихся и конкретных характеристик группы, в котором будет проводиться мероприятие.
Схема конспекта воспитательного мероприятия.
Этапы работы
1. Организационный момент, включает:
- постановку цели, которая должна быть достигнута на данном мероприятии;
- определение целей и задач, которых педагог хочет достичь в ходе мероприятия;
- описание методов работы, настроя обучающихся на мероприятие.
2. Сценарный план мероприятия, включает:
- изложение основных этапов мероприятия;
- описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся с учетом особенностей группы, с которой работает педагог;
- описание методов мотивирования (стимулирования) активности обучающихся в ходе мероприятия.
3. Рефлексия
- определение значимости проведенного мероприятия для обучающихся;
- оценивание воспитательного мероприятия.
Критерии, которые необходимо учитывать при разработке конспекта
воспитательного мероприятия
- соблюдение авторских прав (есть ссылки на авторов (источники) использованных цитат, фото- и видеоизображений, наличие списка использованных источников и литературы);
|
- объем (не более 5 страниц формата А4);
- дизайн (читаемость, аккуратность, структурированность);
- эстетика;
- использование возможностей икт (наличие и соответствие графики и анимации, звуковое оформление, структурирование информации);
- соответствие стандартам оформления.
Задачей психолого-педагогического анализа воспитательного дела является выявление условий: эффективности воспитательных воздействий на сознание, поведение, волю, чувства и эмоции учащихся и их педагогических результантов.
Методы анализа — наблюдение, анкетирование, беседа, интервью, опрос, обобщение независимых характеристик.
Анализ воспитательного мероприятия может проводиться по следующей схеме:
Общие сведения о проведении воспитательного мероприятия (дела).
Школа________________ класс (ы)________________________
Место проведения _____________________________________
Время проведения______________________________________
Количество и состав воспитанников ___________________________
Форма воспитательного дела (сбор, диспут, беседа, собрание и т. д.). Соответствие данного дела задачам соответствующего коллектива. Тема и воспитательно-познавательная цель. Целесообразность ее выбора.
Анализ подготовки воспитательного мероприятия (дела).
Цель и план проведения дела с точки зрения формирования личности и коллектива (группы). Как соответствует цель и план проведения поставленным задачам. Инициаторы дела, роль актива, воспитателя, родителей, администрации образовательного учреждения. Как решались педагогические задачи на уровне планирования? Как был привлечен актив класса (группы) к планированию предстоящих дел. Виды воспитательного воздействия, их необходимость и методы реализации в процессе подготовки. Насколько условия соответствовали подготовке воспитательного мероприятия (КТД). Привлечение воспитанников к практической работе. Мотивы их участия. Степень активности, инициативы и самостоятельности в ходе организации воспитательного дела. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников (особенности их воспитания, внимания, мышления, темперамента, характера и т. д.). Их отношение к воспитательному делу. Учет интересов, пожеланий и вопросов детей, роль отдельных воспитанников в выполнении данных поручений. Влияние лидеров коллектива образовательного учреждения (официальных и неофициальных). Опора на актив воспитанников.
|