Предпринимательская теория фирмы




ТЕМА: Предприятие как форма организации производственной деятельности

План:

1.Фирма (предприятие): основные характеристики

2.Теории фирмы

3. Субъекты предприятия

4.Формы предприятий: организационно-экономический аспект

5. Показатели эффективности деятельности предприятия.

Сущность предприятия, его черты и функции

Фирма – это самостоятельный экономический субъект, занимающийся коммерческой и производственной деятельностью и обладающий обособленным имуществом. Фирма – понятие широкое, поскольку представляет собой организацию, владеющую предприятием и ведущую на нем свою производственно-хозяйственную деятельность.

Фирма имеет следующие признаки:

1) представляет собой экономически обособленную, самостоятельную хозяйственную единицу;

2) Фирма имеет 2 статуса: экономический и юридический. Юридический статус означает собственное наименование, юридический адрес и право выступать от собственного имени.

Экономический статус дает право на возможность осуществлять производственную деятельность и создавать продукты. Этот статус закрепляется получением (покупкой) лицензии. Для реализации статуса фирма должна располагать имуществом, иметь устав, бизнес-план, собственный бюджет и доходы, быть зарегистрирована и в этом плане относительно независима. В случае, если фирма на условиях кооперации или поглощения другой фирмой принимает форму, например, филиала, то в этом случае уровень самостоятельности ограничивается.

Проблема в наличии двух статусов состоит в том, что экономический и юридический статус в плане территориальной расположенности, согласно законодательства и сложившейся практики хозяйственной деятельности часто не совпадают.

Фирма как самостоятельный экономический субъект выполняет ряд важных функций.

1. Производственная функция подразумевает способность фирмы организовать производство по изготовлению товаров и услуг.

. Коммерческая функция обеспечивает материально-техническое снабжение (налаживание связей с поставщиками ресурсов и инвесторами), сбыт готовой продукции, а также маркетинг и рекламу для успешного продвижения товаров на рынок и роста его конкурентоспособности. Самофинансирование, самоокупаемость и самостоятельность – это основные характеристики «сильной» фирмы.

3. Финансовая функция: привлечение инвестиций и получение кредитов, расчеты внутри фирмы и с партнерами, выпуск ценных бумаг, уплата налогов, а также получение прибыли, управление рисками и создание системы страхования.

4. Счетная функция: составление бизнес-плана, балансов и смет, проведение инвентаризации и отчетов в органы государственной статистики и налогов.

5. Административная функция – функция управления, включающая организацию (создание структуры, которая обеспечит достижение долгосрочных целей), мотивацию (стимулирование работников, побуждение их к достижению лучшего результата), планирование (постановку целей и поиск путей их достижения) и контроль над деятельностью в целом

6. Правовая функция осуществляется через соблюдение законов, норм и стандартов, а также через выполнение мер по охране факторов производства.

Цель предприятия

В условиях рыночной экономики цель фирмы формулируется как получение прибыли и минимизация издержек.

Но существуют фирмы, которые ведут неценовую конкуренцию и имеют такие цели как:

1) повышение объема продаж и увеличение собственной доли на рынке, а также максимальный контроль ценообразования и потребительского спроса;

3) выживание в кризисной экономике. Инфляционные ожидания порождают стремление к созданию новых стратегических методов развития. В соответствии с этим в современных организациях целесообразно иметь отдел стратегического планирования, который разрабатывает комплекс мер по достижению конечных целей фирмы;

Теории фирмы

Несмотря на очевидность целей создания фирмы в условиях рыночной экономики единства взглядов на этот предмет нет. Существует достаточно широкий спектр мнений.

Теории фирмы (Theory of the Firm) – это теории, рассматривающие поведение фирмы, которые отвечают на вопросы:

- зачем создается фирма; - почему она создается в той или иной экономико–правовой форме; -от чего зависят масштабы деятельности предприятия;

 

Предпринимательская теория фирмы

Считается, что в основе предпринимательского бизнеса и в центре деятельности такого предприятия находится фигура предпринимателя - независимого, активного, энергично устремленного к успеху, склонного к риску, настойчивого, адаптивного, уверенного в себе человека, умеющего использовать в своих целях противоречивые обстоятельства. Защитники вариантов предпринимательской концепции считают, что таких предпринимателей может быть несколько. Например, влияние на поведение предприятия деятельности "макропредпринимателей", руководящих внешними связями предприятия с другими организациями, деловой, административной и технологической средой, населением; "мезопредпринимателей", осуществляющих управление схемами и материально-финансовыми потоками во внутренней деятельности предприятия, в том числе инновационными мероприятиями; "микропредпринимателей", сферой активности которых являются микрозвенья производства, вплоть до организации рабочих мест. В принципе любое предприятие нуждается в предпринимателях всех трех типов. Для успешной работы предприятия важно лишь, чтобы каждый из потенциальных предпринимателей сделал свой осознанный и обоснованный выбор между этими типами ролей.

В развитие этой теории можно рассмотреть концепцию Фрэнка Хайнемана Найта (1885-1972), основателя Чикагской школы экономики. В книге «Риск, неопределенность и прибыль» часть II 1921), он изложил свою теорию фирмы, в которой утверждалось, что одним из основных признаков частнопредпринимательской фирмы является работа по найму. При этом наемные работники, в обмен на гарантированный договором заработок избегают риска (нейтральны к риску, как указывает Найт), а предприниматель берет на себя все бремя рисков. Это финансовая ответственность (налоги), имущественная ответственность (банкротство), ответственность перед покупателями за качество продукции, ответственность выплачивать з/плату и социальный пакет если государство является социальным по характеру. Доход предпринимателя и право контроля за деятельностью наемных работников – это плата за риски неопределенность.

 

Общие закономерности существования рынков в условиях конкуренции актуализируют механизмы поиска фирмами оптимального состояния, в результате чего они могут максимизировать свою прибыль. Но помимо этого фирмы решают ряд других не менее важных задач. В экономических теориях сформировалось преимущественно два подхода к изучению природы фирмы:

  • технологический;
  • институциональный.

Технологический подход к изучению фирмы появился на основе неоклассических взглядов на микроэкономические процессы. В основе этого подхода лежит предположение о том, что всегда имеется возможность определить функцию, которая выражает максимальный объем выпуска продукции при определенном уровне развития техники и технологии, а также при всех возможных комбинациях факторов производства, имеющихся в наличии. Данная функция в экономической теории называется производственной. С ее помощью можно определить, с помощью какой пропорции между определенными ресурсами достигается оптимальный объем производства с точки зрения соотношения затрат и выпуска.

При технологическом подходе к природе фирмы проблема определения ее оптимального размера является центральной. В рамках этой концепции размеры предприятия базируются на теории эффекта масштаба или, по-другому, возрастающей отдачи от масштаба. Согласно его действию, оптимальным размером фирмы является тот, при котором нет резкого роста переменных издержек Иными словами, существующий положительный эффект экономии на масштабе производства используется полностью. Например, для фирмы-производителя полиграфической продукции он будет полностью исчерпан, если мощности существующих печатных станков полностью используются, а покупка новых станков невозможно без аренды или строительства дополнительных производственных помещений.

С неоклассической точки зрения фирму сравнивают с «черным ящиком» - она воспринимается как данность, после чего в этот «ящик» кладут порции ресурсов, накрывают крышкой и, далее, через определенное время чудесным образом достают из него произведенные блага. Здесь технологический подход не объясняет то, откуда взялся данный таинственный «ящик» и что происходит внутри него.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: