Учение о биосфере
- … называют область существования живых организмов. 2.Основоположником учения о ней является …. 3. Живая оболочка Земли имеет нечёткие границы, которые распространяются на 20км в …, занимают почти всю … и опускаются на 7,5км в …. 4. В состав … входит: живое вещество, … вещество, биогенное вещество… вещество. 5. Совокупность всех живых организмов планеты образует… вещество. 6. Вещество, созданное в процессе жизнедеятельности организмов, например, кислород, торф, нефть, называется …. 7… вещество – это вещество, сформировавшееся без участия живых организмов. например, лава. 8. Смесь неживой природы с результатами деятельности живых организмов называется … веществом. 9. В живом веществе по биомассе массе большую часть занимают…– около 95%. 10. Живое вещество биосферы выполняет 3 главные функции: …, окислительно-восстановительную и ….
Проверьте себя.
Учение о биосфере
- Биосферой называют область существования живых организмов. 2.Основоположником учения о ней является В.И. Вернадский. 3. Живая оболочка Земли имеет нечёткие границы, которые распространяются на 20км в атмосферу, занимают почти всю гидросферу и опускаются на 7,5км в литосферу. 4. В состав биосферы входит: живое вещество, косное вещество, биогенное вещество, биокосное вещество. 5. Совокупность всех живых организмов планеты образует живое вещество. 6. Вещество, созданное в процессе жизнедеятельности организмов, например, кислород, торф, нефть, называется биогенным. 7. Косное вещество – это вещество, сформировавшееся без участия живых организмов. например, лава. 8. Смесь неживой природы с результатами деятельности живых организмов называется биокосным веществом. 9. В живом веществе по биомассе массе большую часть занимают растения – около 95%. 10. Живое вещество биосферы выполняет 3 главные функции: газовую, окислительно-восстановительную и концентрационную.
Оценка: всего 15 слов.
|
7-9 слов – «3»,
10-12лов – «4»,
13 – 15 слов – «5».
2. Прочитайте текст. Составьте план-конспект. Круговорот веществ и энергии.
- Биосфера остаётся стабильной, устойчивой – почему это происходит? (саморегуляция).
- Рассмотрим механизмы устойчивости биосферы:
1. Неизменное положение Земли в космосе в течение длительного времени – что это обеспечивает (постоянный приток солнечной радиации в определённом количестве во все части земного шара).
2. Геохимическая функция живого вещества – что это значит? (биологический круговорот веществ, в котором участвуют живые организмы, - главное условие существования биосферы)
3. Равновесие между образованием органических веществ и их расходованием (если равновесия не будет, круговорот нарушится).
4. Внутренняя упорядоченность экосистемы («всё связано со всем», мир – система, состоящая из взаимосвязанных элементов).
5. Видовое разнообразие - как это работает? (чем больше видов, тем меньше последствий от исчезновения какого-либо вида; исчезнувший вид тут же заменяется другим, живущим в сходных условиях).
Одним из главных механизмов устойчивости биосферы является биологический круговорот веществ.
- На самом деле основных круговоротов два: большой (геологический) и малый (биохимический).
- В большом круговороте используется энергия солнца и энергия с глубин Земли.
|
- в большом круговороте перераспределяются (переносятся) вещества между биосферой и недрами Земли: магматическими и осадочными породами.
Малый круговорот веществ, он же биогеохимический, в отличие от большого круговорота, протекает лишь в пределах биосферы.
- Этот круговорот для жизни биосферы – главный, и он сам является порождением жизни.
- Изменяясь, рождаясь, умирая, живое вещество поддерживает жизнь на нашей планете.
- Происходит это благодаря биогеохимическому круговороту.
- Сущность его в том, что живое вещество образуется из неорганических соединений в процессе фотосинтеза, в превращении органических веществ при разложении вновь в неорганические вещества.
- Неорганические вещества и солнечная энергия включаются из неживой природы в живую – превращаются в органические вещества.
- После смерти живых организмов органические вещества, разлагаясь, разрушаются до неорганических и возвращаются в неживую природу.
- Главным источником энергии малого круговорота является солнечная радиация, с которой начинается фотосинтез.
- Эта энергия неравномерно распределяется по поверхности земного шара: на экваторе количества тепла в три раза больше, чем, например, на архипелаге Шпицберген (800 северной широты).
- Часть солнечной энергии теряется: отражается, поглощается почвой, рассеивается и т.д.
- На фотосинтез тратится максимум около 5% от всей энергии солнца, а чаще всего вообще 2-3%.
- В масштабах планеты действует биогеохимический круговорот – обмен макро- и микроэлементов и простых неорганических веществ (СО2 и Н2О) с веществом атмосферы, гидросферы, литосферы.
|
- Круговорот отдельных веществ В.И. Вернадский назвал биогеохимическими циклами.
- Суть цикла в следующем: химические элементы поглощаются живыми организмами, потом покидают его (как продукт выделения или просто после смерти организма) и возвращаются в неживую природу, а затем, через какое-то время, вновь попадают в живой организм, и т.д.
- Такие химические элементы называются биогеннными.
- Этими биогеохимическими циклами и обеспечиваются функции живого вещества в биосфере.
- В биосфере в целом выделяют: 1) круговорот газообразных веществ с резервным фондом в атмосфере и гидросфере (океан); 2) осадочный цикл с резервным фондом в земной коре (в геологическом круговороте).
- Отдельно следует сказать, что на Земле лишь один процесс не тратит, а запасает, связывает и даже накапливает солнечную энергию – это фотосинтез.
- Мы помним, что энергия никуда не исчезает, а просто переходить из одного вида в другой.
- Только автотрофные организмы способны огромную энергию Солнца превращать в энергию химических соединений путём фотосинтеза.
- В этом заключается главная планетарная функция живого вещества на Земле.
- Рассмотрим основные биогеохимические циклы.
- Наиболее важным органическим веществом является белок.
- В состав белка входят углерод, азот, кислород, фосфор и сера.
- Рассмотрим круговороты этих веществ.
- В их основе лежат трофические (пищевые) связи.
- Вспомните: кто такие продуценты, консументы, редуценты?
- Продуценты – создатели органического вещества – это все растения и часть бактерий.
- Консументы – это потребители органического вещества.
- Выделяют консументы 1 порядка – травоядные, консументы 2 и последующих порядков – хищные животные.
- Редуценты – это разрушители, разлагатели органического вещества до простых неорганических веществ.
- Чаще всего это часть животных, бактерии, грибы.
Выполнение заданий из КИМов:письменно
№1
Как круговорот азота связан с цепью питания лося? (ест клевер и др. дикорастущие бобовые растения)
Какие изменения произойдут в круговороте, если из него изъять азотфиксирующие бактерии и почему? (азот не будет включён в биологический круговорот)
Можно ли азот отнести к хорошо сбалансированным круговоротам и почему? (является достаточно цикличным, т.к. азот не выпадает из биогеохимического круговорота).
№2. Выполнение заданий из банка заданий ЕГЭ (письменно):
1. Биологический круговорот в биосфере обеспечивается | ||||||||||||
|
2. Клубеньковые бактерии играют большую роль в биосфере, участвуя в круговороте | ||||||||||||
|
3. Какова роль бактерий и грибов в круговороте веществ? | ||||||||||||
|
4. Углекислый газ поступает в атмосферу в результате | ||||||||
|
5. Деятельность каких организмов способствует возвращению фосфора и серы в почву? | ||||||||||||
|
6. Основной причиной неустойчивости экосистем является | ||||||||||||
|
7. Первоисточником энергии для биосферы является | ||||||||||||
|
Ответ прислать мне. До конца урока.
Ответы:
Д\З записи в тетради, знать определения.посмотреть задания на эту тему в банке заданий ЕГЭ.