Ответ прислать мне. До конца урока.




Учение о биосфере

  1. … называют область существования живых организмов. 2.Основоположником учения о ней является …. 3. Живая оболочка Земли имеет нечёткие границы, которые распространяются на 20км в …, занимают почти всю … и опускаются на 7,5км в …. 4. В состав … входит: живое вещество, … вещество, биогенное вещество… вещество. 5. Совокупность всех живых организмов планеты образует… вещество. 6. Вещество, созданное в процессе жизнедеятельности организмов, например, кислород, торф, нефть, называется …. 7… вещество – это вещество, сформировавшееся без участия живых организмов. например, лава. 8. Смесь неживой природы с результатами деятельности живых организмов называется … веществом. 9. В живом веществе по биомассе массе большую часть занимают…– около 95%. 10. Живое вещество биосферы выполняет 3 главные функции: …, окислительно-восстановительную и ….

 

 

Проверьте себя.

Учение о биосфере

  1. Биосферой называют область существования живых организмов. 2.Основоположником учения о ней является В.И. Вернадский. 3. Живая оболочка Земли имеет нечёткие границы, которые распространяются на 20км в атмосферу, занимают почти всю гидросферу и опускаются на 7,5км в литосферу. 4. В состав биосферы входит: живое вещество, косное вещество, биогенное вещество, биокосное вещество. 5. Совокупность всех живых организмов планеты образует живое вещество. 6. Вещество, созданное в процессе жизнедеятельности организмов, например, кислород, торф, нефть, называется биогенным. 7. Косное вещество – это вещество, сформировавшееся без участия живых организмов. например, лава. 8. Смесь неживой природы с результатами деятельности живых организмов называется биокосным веществом. 9. В живом веществе по биомассе массе большую часть занимают растения – около 95%. 10. Живое вещество биосферы выполняет 3 главные функции: газовую, окислительно-восстановительную и концентрационную.

Оценка: всего 15 слов.

7-9 слов – «3»,

10-12лов – «4»,

13 – 15 слов – «5».

2. Прочитайте текст. Составьте план-конспект. Круговорот веществ и энергии.

- Биосфера остаётся стабильной, устойчивой – почему это происходит? (саморегуляция).

- Рассмотрим механизмы устойчивости биосферы:

1. Неизменное положение Земли в космосе в течение длительного времени – что это обеспечивает (постоянный приток солнечной радиации в определённом количестве во все части земного шара).

2. Геохимическая функция живого вещества – что это значит? (биологический круговорот веществ, в котором участвуют живые организмы, - главное условие существования биосферы)

3. Равновесие между образованием органических веществ и их расходованием (если равновесия не будет, круговорот нарушится).

4. Внутренняя упорядоченность экосистемы («всё связано со всем», мир – система, состоящая из взаимосвязанных элементов).

5. Видовое разнообразие - как это работает? (чем больше видов, тем меньше последствий от исчезновения какого-либо вида; исчезнувший вид тут же заменяется другим, живущим в сходных условиях).

 

Одним из главных механизмов устойчивости биосферы является биологический круговорот веществ.

- На самом деле основных круговоротов два: большой (геологический) и малый (биохимический).

- В большом круговороте используется энергия солнца и энергия с глубин Земли.

- в большом круговороте перераспределяются (переносятся) вещества между биосферой и недрами Земли: магматическими и осадочными породами.

Малый круговорот веществ, он же биогеохимический, в отличие от большого круговорота, протекает лишь в пределах биосферы.

- Этот круговорот для жизни биосферы – главный, и он сам является порождением жизни.

- Изменяясь, рождаясь, умирая, живое вещество поддерживает жизнь на нашей планете.

- Происходит это благодаря биогеохимическому круговороту.

- Сущность его в том, что живое вещество образуется из неорганических соединений в процессе фотосинтеза, в превращении органических веществ при разложении вновь в неорганические вещества.

- Неорганические вещества и солнечная энергия включаются из неживой природы в живую – превращаются в органические вещества.

- После смерти живых организмов органические вещества, разлагаясь, разрушаются до неорганических и возвращаются в неживую природу.

- Главным источником энергии малого круговорота является солнечная радиация, с которой начинается фотосинтез.

- Эта энергия неравномерно распределяется по поверхности земного шара: на экваторе количества тепла в три раза больше, чем, например, на архипелаге Шпицберген (800 северной широты).

- Часть солнечной энергии теряется: отражается, поглощается почвой, рассеивается и т.д.

- На фотосинтез тратится максимум около 5% от всей энергии солнца, а чаще всего вообще 2-3%.

- В масштабах планеты действует биогеохимический круговорот – обмен макро- и микроэлементов и простых неорганических веществ (СО2 и Н2О) с веществом атмосферы, гидросферы, литосферы.

- Круговорот отдельных веществ В.И. Вернадский назвал биогеохимическими циклами.

- Суть цикла в следующем: химические элементы поглощаются живыми организмами, потом покидают его (как продукт выделения или просто после смерти организма) и возвращаются в неживую природу, а затем, через какое-то время, вновь попадают в живой организм, и т.д.

- Такие химические элементы называются биогеннными.

- Этими биогеохимическими циклами и обеспечиваются функции живого вещества в биосфере.

- В биосфере в целом выделяют: 1) круговорот газообразных веществ с резервным фондом в атмосфере и гидросфере (океан); 2) осадочный цикл с резервным фондом в земной коре (в геологическом круговороте).

- Отдельно следует сказать, что на Земле лишь один процесс не тратит, а запасает, связывает и даже накапливает солнечную энергию – это фотосинтез.

- Мы помним, что энергия никуда не исчезает, а просто переходить из одного вида в другой.

- Только автотрофные организмы способны огромную энергию Солнца превращать в энергию химических соединений путём фотосинтеза.

- В этом заключается главная планетарная функция живого вещества на Земле.

- Рассмотрим основные биогеохимические циклы.

- Наиболее важным органическим веществом является белок.

- В состав белка входят углерод, азот, кислород, фосфор и сера.

- Рассмотрим круговороты этих веществ.

- В их основе лежат трофические (пищевые) связи.

- Вспомните: кто такие продуценты, консументы, редуценты?

- Продуценты – создатели органического вещества – это все растения и часть бактерий.

- Консументы – это потребители органического вещества.

- Выделяют консументы 1 порядка – травоядные, консументы 2 и последующих порядков – хищные животные.

- Редуценты – это разрушители, разлагатели органического вещества до простых неорганических веществ.

- Чаще всего это часть животных, бактерии, грибы.

Выполнение заданий из КИМов:письменно

№1

Как круговорот азота связан с цепью питания лося? (ест клевер и др. дикорастущие бобовые растения)

Какие изменения произойдут в круговороте, если из него изъять азотфиксирующие бактерии и почему? (азот не будет включён в биологический круговорот)

Можно ли азот отнести к хорошо сбалансированным круговоротам и почему? (является достаточно цикличным, т.к. азот не выпадает из биогеохимического круговорота).

 

 

№2. Выполнение заданий из банка заданий ЕГЭ (письменно):

1. Биологический круговорот в биосфере обеспечивается
  1) интенсивностью размножения продуцентов
  2) борьбой за существование
  3) перемещением веществ в трофических цепях
  4) приспособлением организмов к условиям жизни

 

2. Клубеньковые бактерии играют большую роль в биосфере, участвуя в круговороте
  1) углерода
  2) азота
  3) фосфора
  4) кислорода

 

3. Какова роль бактерий и грибов в круговороте веществ?
  1) производители органических веществ
  2) потребители органических веществ
  3) разрушители органических веществ
  4) разрушители неорганических веществ

 

4. Углекис­лый газ поступает в атмосферу в результате
1) фотосинтеза
2) восстановления минералов
3) дыхания
4) грозовых разрядов в атмосфере

 

5. Деятельность каких организмов способствует возвращению фосфора и серы в почву?
  1) почвенных насекомых
  2) бобовых растений
  3) почвенных бактерий
  4) растительноядных животных

 

6. Основной причиной неустойчивости экосистем является
  1) колебание температуры среды
  2) недостаток пищевых ресурсов
  3) несбалансированность круговорота веществ
  4) повышенная численность некоторых видов

 

7. Первоисточником энергии для биосферы является
  1) гамма- и рентгеновское космическое излучение
  2) термоядерный синтез в глубинах Земли
  3) живое вещество биосферы
  4) световая энергия Солнца

 

Ответ прислать мне. До конца урока.

Ответы:

             
             

 

Д\З записи в тетради, знать определения.посмотреть задания на эту тему в банке заданий ЕГЭ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: