Тема: Простое предложение. Сказуемое простое и составное.




ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
Курс: Первый Группа: 1В-2 Номер урока (пара) № 79
Специальность-квалификация: 1513000 Ветеринария
Наименование модуля: Русский язык и литература
Тема урока: Простое предложение. Сказуемое простое и составное.
Дата: «29» апреля 2020 г. Продолжительность: 2 часа (90 мин)
Место проведения: Кабинет № 414
Цель урока: Научить находить простые предложения, грамматическую основу простого предложения, сказуемое простое и составное.
Задачи урока: Образовательная: Научить различать в предложении главные и второстепенные члены; выполнять синтаксический разбор простого предложения; правильно расставлять знаки препинания в простом предложении; применять полученные знания на практике. Развивающая: Развивать навыки синтаксического разбора простого предложения. Воспитательная: Способствовать воспитанию самостоятельности, трудолюбия, отзывчивости, работоспособности.
Ожидаемые результаты: Обучающиеся знают виды предложений по цели высказывания; типы предложений по эмоциональной окраске; структуру простого предложения; прямой и обратный порядок слов в предложении.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии:
исследовательский, объяснительно - иллюстративный, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Необходимое оборудование и приборы: Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. Бегалиева – Алматы: Мектеп, 2015г., компьютер, сеть интернет.
Дополнительные источники (литература) . И.В. Золотарёва, Л.П. Дмитриева «Поурочные разработки по русскому языку 10 класс»: -Москва: Издательство «ВАКО», 2005г , https://multiurok.ru/files/11-klass, https://videouroki.net/razrabotki
Контактная информация преподавателя:
Ф.И.О.: Гофман Лариса Юрьевна   Тел.: 8 777 218 06 88 E-mai
                 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Ход урока Время (минуты) Действия преподавателя Действия слушателей Учебные ресурсы и материалы
         
1. Организационный этап 3 мин Приветствие студентов. Отметить отсутствующих. Приготовиться к уроку. Отчёт дежурного. журнал
2. Проверка выполнения домашнего задания 20 мин Заслушивает подготовленные сообщения по теме: Разговорный стиль речи. Художественный стиль. Проверяют домашнее задание. Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. Бегалиева – Алматы: Мектеп, 2015г., тетради.
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе 5мин. Обеспечить мотивацию, раскрыть цель учебного занятия, поставить задачи, проверка. Вступительное слово преподавателя по теме урока. Принятие цели новой темы. Кратко знакомятся с темой урока. Отвечают на наводящие вопросы по теме. тетради. Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. с, 11 класс – Алматы: Мектеп, 2015г..
4. Формирование новых знаний и способов деятельности 30 мин Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминания изучаемого материала, содействовать обучающимся в освоении новых способов деятельности. Простое предложение. Сказуемое простое и составное. Восприятие и усвоение нового материала. Отвечают на наводящие вопросы. Читают и конспектируют материал по теме. Выполняют письменные задания. Тетради, Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. с, 11 класс – Алматы: Мектеп, 2015г..
5. Первичная проверка понимания изученного материала 10 мин Установить правильность понимания изученного материала, выявить недочёты первичного осмысления, неверные представления. Слушают, записывают, участвуют в беседе. Выполняют упражнения.. Тетради. Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. с, 11 класс – Алматы: Мектеп, 2015г..
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности 15 мин Обеспечить закрепление в памяти обучающихся знаний, повышения уровня осмысления изученного материала. Целевые обходы рабочих мест. Работают по карточкам, анализируют тексты, выполняют упражнения. Тетради. Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. с, 11 класс – Алматы: Мектеп, 2015г..
7. Применение знаний и способов деятельности В течение урока. Обеспечить усвоение обучающимися знаний на уровне стандартных и нестандартных ситуациях. Решение проблемных ситуаций. Выполнение письменных заданий. Тетради. Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. с, 11 класс – Алматы: Мектеп, 2015г..
8. Обобщение и систематизация знаний 10 мин Сформировать целостную систему знаний, обобщение. Выполнение письменных заданий. Слушают. Отвечают на наводящие вопросы. Записывают в тетради.. Тетради. Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. с, 11 класс – Алматы: Мектеп, 2015г..
9. Контроль и самоконтроль усвоения знаний и способов деятельности 5 мин Выявить качество и уровень усвоения, недостатки в знаниях, обеспечить развитие у обучающихся способности к оцениванию. Устранение недочётов в работе, разбор типичных ошибок, анализ выполнения производственного задания. Готовые работы.
10. Коррекция знаний и способов деятельности 5 мин Скорректировать выявленные недостатки в знаниях и способах деятельности обучающихся. Устранение недочётов в работе, разбор типичных ошибок, анализ выполнения производственного задания. Готовят дополнительные сведения по теме.
11. Информирование о домашнем задании 3 мин. Инструктаж д/з, обеспечить возможность выполнения д/з я учётом индивидуальных способностей студентов. Записывают домашнее задание. доклады, сообщения.   Тетради. Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. с, 11 класс – Алматы: Мектеп, 2015г..
12. Подведение итогов занятия и рефлексия 2 мин Дать качественную оценку работы группы или отдельных студентов, организовать рефлексию. Рефлексия   Тетради. Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. с, 11 класс – Алматы: Мектеп, 2015г..

 

Сабақ барысы

Ход урока.

1.Ұйымдастыру кезеңі

Организационный момент

2. Оқүшылар білімдерінің өзеқтігі

Ак туализация знаний учащихся. Лингвистическая разминка.

Подберите имена прилагательные к словам.

Марабу, такси, вуаль, мозоль, шампунь, тюль, тушь, кофе, шимпанзе, какаду.

Как определяется род несклоняемых имён существительных.

3. Жаңа материалды зердеу.

Изучение нового материала Простое предложение. Сказуемое простое и составное.

Теория.

Ситаксис – раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя две основные части: учение о словосочетании, учение о предложении.

Предложение – главная единица синтаксиса.

Предложение – слово или группа слов, грамматически оформленных и имеющих относительную смысловую и интонационную законченность.

Предложение выполняет коммуникативную функцию и характеризуется интонационной и смысловой законченностью. В предложении, помимо подчинительных связей (согласование, управление, примыкание), может быть сочинительная связь (между однородными членами) и предикативная (между подлежащим и сказуемым).

По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные. Простое предложение имеет одну грамматическую основу, сложное состоит из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей).

Простое предложение представляет собой слово или сочетание слов, характеризующееся смысловой и интонационной законченностью и наличием одной грамматической основы.
Классификация простых предложений в современном русском языке может осуществляться по разным основаниям.

В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.

Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т. д. или описание их.

Например: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (Лермонтов). Я приду к пяти часам.

Вопросительные предложения заключают в себе вопрос. Среди них выделяют:

а) собственно вопросительные: Что ты тут написал? Что это такое? (Ильф и Петров);
б) риторические вопросы (т. е. не требующие ответа): Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (Пушкин).

Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию): приказ, просьбу, призыв, мольбу, совет, предостережение, протест, угрозу, согласие, разрешение и т. д.

Например: А ну спать! Здесь разговоры взрослые, не твоего ума дело (Тендряков); Скорее! Ну! (Паустовский); Россия! Встань и возвышайся! Греми, восторгов общий глас!.. (Пушкин).

Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения различаются и по форме (в них используются различные формы наклонения глагола, присутствуют специальные слова — вопросительные местоимения, побудительные частицы), и по интонации.

Сравните:
Он приедет.
Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет?
Пусть он приедет.

По эмоциональной окраске простые предложения разделяются на восклицательные и невосклицательные.

Восклицательным называется предложение эмоционально окрашенное, произносящееся с особой интонацией.

Например: Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! (Л. Толстой).
Восклицательными могут быть все функциональные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).

 

  Невосклицательное Восклицательное
Повествовательное Мама,Петя приехал. Мама, Петя приехал!
Вопросительное Вы уже уходите? Как, вы уже уходите?!
Побудительное Возвращайся поскорее. Возвращайся же поскорее!

По характеру грамматической основы членимые предложения делятся на двусоставные, когда в грамматическую основу входят и подлежащее, и сказуемое, например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом! (Лермонтов), и односоставные, когда грамматическую основу предложений образует один главный член, например: Сижу за решеткой в темнице сырой (Пушкин).

По наличию или отсутствию второстепенных членов простые предложения могут быть распространенными и нераспространенными.

Распространенным называется предложение, имеющее наряду с главными второстепенные члены предложения. Например: Как сладка печаль моя весной! (Бунин).

Нераспространенным считается предложение, состоящее только из главных членов. Например: Жизнь пуста, безумна и бездонна! (Блок).

В зависимости от полноты грамматического строения предложения могут быть полные и неполные. В полных предложениях словесно представлены все необходимые для данной структуры члены предложения: Труд будит в человеке творческие силы (Л. Толстой), а в неполных отсутствуют те или иные члены предложения (главные или второстепенные), нужные для понимания значения предложения. Отсутствующие члены предложения восстанавливаются из контекста или из ситуации. Например: Готовь летом сани, а зимою телегу (пословица); Чаю? — Мне полчашечки.

Простое предложение может иметь синтаксические элементы, осложняющие его структуру. К таким элементам относятся обособленные члены предложения, однородные члены, вводные и вставные конструкции, обращения. По наличию/отсутствию осложняющих синтаксических элементов простые предложения делятся на осложненные и неосложненные.

Сказуемое — главный член двусоставного предложения, обозначающий действие или признак того, что выражено подлежащим.

Сказуемое имеет лексическое значение (именует то, что сообщается о реалии, названной в подлежащем) и грамматическое значение (характеризует высказывание с точки зрения реальности или ирреальности и соотнесенности высказывания с моментом речи, что выражается формами наклонения глагола, а в изъявительном наклонении — и времени).

Существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.

Простое глагольное сказуемое (ПГС) может выражаться однословно и неоднословно.

Составное глагольное сказуемое (СГС) имеет следующую структуру:
приинфинитивная часть + инфинитив.

Составное именное сказуемое (СИС) имеет следующую структуру:
приименная часть (связка) + именная часть.

Именная часть выражает лексическое значение сказуемого.

Приименная часть выражает грамматическое или грамматическое и часть лексического значения сказуемого.

4.Өткен материалды бекіту

Закрепление пройденного метериала:

Упражнение 1. Прочитайте сочетания слов. Из данных вариантов сочетаний слов выберите сначала те, которые, по вашему мнению, являются словосочетаниями, а затем те, которые можно назвать предложениями:

1) лес тёмный; 2) лес потемнел; 3) тёмный лес; 4) пошли в лес; 5) сразу пошли; 6) решили и пошли; 7) в лес; 8) ребята пошли в лес; 9) тёмный и тихий лес.

Объясните свой выбор. Поясните те ситуации, в которых выбранные варианты словосочетаний могут выступать в роли предложений.

Упражнение 2. Из данных предложений выпишите: а) грамматическую основу; б) словосочетания.

1. Я хотел бы пройти сто дорог, а прошёл пятьдесят; я хотел переплыть пять морей – переплыл лишь одно… (А. Макаревич.) 2. Люблю Отчизну я, но странною любовью. (М. Лермонтов.) 3. Люблю грозу в начале мая. (Ф. Тютчев.) 4. Смерч погубил урожай. Не дай погибнуть, Боже! (К. Левашов.)

Упражнение 3. Определите грамматическую основу в данных предложениях и охарактеризуйте интонацию предложений.

1. Вот взошла луна златая. (А. Пушкин.) 2. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (А. Блок.) 3. Весь мир – театр, и люди в нём – актёры. (В. Шекспир.) 4. Пусть заболею, пусть даже умру – вот тогда они не простят себе, что не подарили мне щенка. (А. Линдгрен.) 5. Мудрого не обманешь, глупого не переспоришь. (Пословица.) 6. А не посидеть ли нам за чаем? (А. Чехов.) 7. Нужно было помнить всё рассказанное Дениской, чтобы понять его логику. (Е. Носов.)

Упражнение 4. Из данных предложений вы сначала выпишите предложения с простым глагольным сказуемым, затем — с составным глагольным сказуемым.

Мартышка вздумала трудиться. (И.А. Крылов.) Танцующие теснились и толкали друг друга. (А.И. Куприн.) Пускай они оставят Годунова. (А.С. Пушкин.) Этак всякий может петь. (А.П. Чехов) В одиночестве способен жить не всякий. Червонец был запачкан и в пыли. Шли два приятеля вечернею порой. Герои по правам решили разобраться. (И.А. Крылов.) Мы расстались большими приятелям. (А.С. Пушкин.)

Упражнение 5. Найдите составные именные сказуемые.

Любимое занятие Васьки Печенкина – пускание змея. Из этого мирного занятия он сделал себе разбойничий промысел. Когда его змей пущен, Васька чувствует себя единственным хозяином неба, и перед ним наши бедные змеи все равно что воробьи перед коршуном. Змей Печенкина могуч и огромен. (К.И. Чуковский)

 

5. Қорытынды үй тапсырмасы.

Итог. Домашнее задание Упражнение. Укажите в тексте простые и сложные предложения. Аргументируйте.

Мелехов Григорий в январе 1917 года был произведен за боевые отличия в хорунжие, назначен во 2-й запасной полк взводным офицером.
В сентябре он, после того как перенес воспаление легких, получил отпуск; прожил дома полтора месяца, оправился после болезни, прошел окружную врачебную комиссию и вновь был послан в полк. После октябрьского переворота получил назначение на должность командира сотни. К этому времени можно приурочить и тот перелом в его настроениях, который произошел с ним вследствие происходивших вокруг событий и отчасти под влиянием знакомства с одним из офицеров полка – сотником Ефимом Извариным.
С Извариным Григорий познакомился в первый день приезда из отпуска, после постоянно сталкивался с ним на службе и вне службы и незаметно для себя подпадал под его влияние. (М. Шолохов. Тихий Дон.)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: