Блок теоретических вопросов для подготовки к Государственному междисциплинарному экзамену по специальности «Менеджмент организации», специализации «Управление персоналом».
1. Кадровое планирование в организации: основные направления, методы, документы.
2. Кадровые риски в деятельности современной организации.
3. Классификация методов мотивации персонала организации.
4. Контроль профессиональных качеств, ответственности и лояльности сотрудников.
- Аутплейсмент как эффективная форма защиты интересов сокращаемых работников организации.
- Основные формы организации труда наемного персонала.
7. Консалтинговые услуги в области HR–менеджмента: целевые функции, содержание, варианты использования.
8. Организация текущей оценки сотрудников, методика и возможные направления использования результатов.
9. Основные угрозы имущественной безопасности организации.
10. Организация моральной мотивации персонала в компании.
11. Основные угрозы информационной безопасности организации.
12. Организация процесса отбора кандидатов на трудоустройство.
13. НОТ в системе HR–менеджмента: роль и основные направления.
14. Организация процесса привлечения новых сотрудников в организацию.
15. Технологии манипулирования в практике HR–менеджмента.
16. Ротация персонала за счет внешних источников: цель и методы организации.
- Понятие и структура кадровой стратегии организации, факторы, определяющие необходимость ее регулярной актуализации.
18. Основные направления стратегического партнерства организации с учреждениями профессионального образования.
- Зависимость конкурентных позиций современной организации от качества ее человеческого капитала.
20. Организация социально-экономической поддержки персонала организации.
|
- Раскройте понятие «кадровая элита», «кадровый стандарт», «кадровый балласт» организации.
22. Типовая структура должностной инструкции сотрудников организации.
23. Основные источники привлечения новых сотрудников в организации: недостатки и достоинства их использования.
24. Корпоративный дух и его влияние на эффективность системы HR-менеджмента.
- Основные элементы кадрового документооборота в организации.
- Рынок труда: понятие, функции, структура, механизмы регулирования.
27. Элементы японской школы HR–менеджмента, пригодные для внедрения в отечественную практику управления персоналом.
28. Профессиональные компетенции и их роль в управлении персоналом организации.
29. Служба персонала в современной организации: статус, функции, полномочия.
30. Элементы школы HR–менеджмента США, пригодные для внедрения в отечественную практику управления персоналом.
31. Типы кадровой политики организации.
32. Причина стрессов и основные технологии защиты от них сотрудников организации.
33. Организация процесса первичной профессиональной и психологической адаптации новых сотрудников.
Пример практических заданий для подготовки к Государственному экзамену по специальности «Менеджмент организации», специализации «Управление персоналом».
1. Вам необходимо подобрать кандидата на вакансию менеджера по работе с ключевыми клиентами. Продукт является технически достаточно сложным. Схема принятия решения достаточно сложна, участвуют в ней одновременно несколько человек. Продажи крупные, одна продажа может достигать несколько сот тысяч долларов, однако на ее подготовку требуется довольно много времени и усилий. Также большое значение имеет постоянное "ведение клиента" и продвижение расходных материалов. Рынок очень тесный, информация распространяется очень быстро. Степень текущего контроля очень незначительна, в основном оценивается конечный результат.
|
Составьте профиль на 10-12 компетенций для подборакандидата на данную вакансию, обоснуйте свой ответ.
2. Раскройте влияние социальных ценностных ориентиров собственников на ее кадровую стратегию.
- Сформулируйте преимущества, связанные с выбором варианта в пользу стратегического подхода «Обучения на рабочих местах» работодателем к организации дополнительного обучения работников организации.
- С гражданином РФ 5 лет назад был заключен срочный трудовой договор. По истечении указанного срока действия трудового договора работник подлежит увольнению из организации. Какие основные процедуры включаются в технологическую цепочку документирования процесса прекращения действия трудового договора с работником (увольнения)? Как документируется процесс увольнения работника по инициативе работодателя? Какие дополнительные процедуры включаются в технологическую цепочку увольнения работника, владеющего конфиденциальной информацией организации? Какую цель преследует заключительное собеседование с увольняющимся сотрудником?
5. Заполните правую графу приведенной ниже таблицы, раскрыв содержание мероприятий по подготовке и проведению аттестации сотрудников организации,
|
№№ п.п. | Инстанция или должностное лицо | Мероприятия |
1. | Руководитель организации | |
2. | Служба персонала | |
3. | Руководители подразделений, где работают аттестуемые сотрудники | |
4. | Служба безопасности |
6. Заполните правую графу приведенной ниже таблицы, определив форму основной оплаты труда, в наибольшей степени соответствующую специфике деятельности указанных категорий сотрудников. Аргументируйте свой ответ.
№№ п.п. | Категория сотрудников организации | Рекомендуемая форма оплаты труда |
1. | Первичный производственный коллектив в строительной фирме (бригада строителей) | |
2. | Сотрудники штабных служб организации | |
3. | Страховые агенты | |
4. | Рабочие – станочники на промышленном предприятии | |
5. | Аудиторы и их помощники | |
6. | Продавец торгового павильона |
7. Заполните правую графу приведенной ниже таблицы, определив основные задачи соответствующих специалистов и инстанций организации в процессе отбора кандидатов на трудоустройство.
№№ п.п. | Специалист или инстанция | Основная задача |
1. | Психолог службы персонала | |
2. | Служба безопасности | |
3. | Руководитель подразделения |
8.Решите кейс, ответив на вопросы:
Две недели назад в отделе управления персоналом открылась новая вакансия — менеджер по обучению персонала. Данную должность предложили Смирновой П.А.. Руководство компании придает большое значение обучению и повышению квалификации сотрудников. Это отвечает интересам и самих сотрудников. Полине Смирновой необходимо проанализировать положительные результаты обучения и определить эффективность затрат на обучение.
В текущем году в компании прошли обучение с отрывом от производства 50 сотрудников (15 человек обучались эффективным методам работы на новом оборудовании, 10 — английскому языку, 5 торговых представителей — искусству презентаций и управлению конфликтами; 20 менеджеров из различных подразделений прослушали курс по эффективному принятию управленческих решений).
Вопросы:
а) По каким критериям можно оценить положительный эффект от обучения? Можно ли оценить его количественно? Каким образом?
б) Как можно оценить эффективность затрат на обучение персонала?
9. Руководитель кадровой службы должен оформить в штат организации нового сотрудника. Какие необходимые документы он должен подготовить?
10. Заполните правую графу приведенной ниже таблицы, сформулировав перечень возможных санкций к сотруднику за указанные нарушения требований по обеспечению информационной безопасности организации.
№№ п.п. | Нарушение | Санкции |
1. | Незначительное нарушение правил работы с конфиденциальной информацией | |
2. | Вторичное или первое грубое нарушение правил работы с конфиденциальной информацией | |
3. | Неумышленное повреждение корпоративных баз данных в результате нарушения запрета на использование на рабочих местах личных носителей информации (флешек, дисков) | |
4. | Неумышленное разглашение информации с грифом конфиденциально | |
5. | Умышленная передача конфиденциальной информации конкуренту |