Приложение № 1
1. К вопросу о создании концепции современной православной школы.
2. Судьба русской национальной школы.
3. Восемь столетий русской школьной педагогики (X – XVIII вв.).
• Монастырские и архиерейские школы.
• Княжеские школы.
4. Традиционная сословная педагогика в Древней Руси и старой России.
• «Домострой».
• Крестьянское воспитание детей.
• Дворянская «усадебная» педагогика.
• Воспитание детей в купеческих, мещанских и разночинных семьях.
• Воспитание Великих Князей в XIX – нач. XX вв.
• Уклад и быт дореволюционных закрытых и пансионных учебных заведений (Пажеский и кадетские корпуса, лицеи, благородные пансионы, институты благородных, купеческих, мещанских и разночинных девиц).
5. Христианская антропология и основные принципы православной педагогики.
6. Литургическая жизнь православной школы.
7. Духовно-нравственное воспитание детей в дошкольных и школьных учреждениях.
8. Педагогическое значение церковно-славянского языка.
9. Русский язык как Евангелие.
10. Преподавание богословских дисциплин в православной школе.
11. Гении в русской педагогике: С.А. Рачинский, К.Д. Ушинский, Н.Н. Неплюев, А.С. Макаренко.
• Педагогическое наследие С.А. Рачинского и его значение для современной православной школы.
• К.Д. Ушинский и современная педагогика.
• Трудовое Крестовоздвиженское братство Н.Н. Неплюева – выдающийся феномен социальной педагогики XIX – нач. XX столетия и его значение для православной педагогики.
• Педагогическое наследие А.С. Макаренко и его значение для современной педагогики.
12. Классическая система образования как тип современной православной школы.
13. Кадетские корпуса, кадетские школы и кадетские классы в системе православного образования.
|
14. Сословная педагогика в казачьей среде.
15. Трудовая школа – вызов современности.
• Воспитание трудом – основной принцип библейской педагогики.
• Опыт работы трудовых школ.
16. Создание «идеальной среды» как современной альтернативы утраченного уклада.
17. Школьные пансионы (интернаты), полупансионы, школы полного дня как важный фактор православного воспитания.
18. Школьное самоуправление в православной школе.
19. Работа с «трудными» детьми в православной школе.
20. Актуальные проблемы социальной работы православных образовательных учреждений и социальных служб.
21. Специализированные школы в системе православного школьного образования.
22. Проблемы мотивации в школьной практике.
• Факультативы, лекции, экскурсии;
• Кружковая работа, секции;
• Библиотечная педагогика;
• Музейная педагогика;
• Школьная журналистика;
• Экспедиции;
• Школьные конференции, семинары, олимпиады;
• «Школьная наука», её формы, цели и задачи;
• Краеведческая работа в православной школе;
• Школьная издательская деятельность:
• Другие методы мотивации школьников к активному получению знаний.
23. Школьное естествознание в системе «мировоззренческих» наук.
• Естествознание как важный фактор формирования мировоззрения школьников.
• Эволюционизм и креационизм в их отношении к православному мировоззрению.
• Воспитание «экологического сознания» как метод и задача православной педагогики.
24. Отечественная история и классическая русская литература – неисчерпаемые источники для православного воспитания учащихся.
|
25. Красота и гармония как онтологические свойства Божьего мира.
26. Искусство как средство православного воспитания души.
27. Санитарно-гигиенический режим жизни православной школы. Физическая культура в православной школе.
28. Педагогический коллектив и его внутренний микроклимат – важнейшие факторы успешности педагогической деятельности православной школы.
29. Психологическая служба в православной школе.
30. Содержание образования и учебные программы.
31. Русская классическая школа.
32. Риторика как неотъемлемая часть классического образования.
33. Потерянная жемчужина. Каллиграфия – падчерица в отчем доме.
34. Учебные пособия православной школы; учебная книга.
35. Подготовка православного учителя (мировоззренческие и методологические установки, проблемы переквалификации после государственной школы, духовно-нравственные критерии и установки).
36. Православное благочестие русского народа: традиции и современность.
37. Народный быт и народная культура – великая школа благочестия.
38. Дошкольное воспитание и образование в русле национально – православной традиции.
39. Игровое пространство наших детей и его место в современной русской школе.
40. Культура и детская субкультура.
41. Вызов бездны. Нравственные аномалии современного общества и христианская нравственность - актуальная антитеза православной педагогики.
42. Смертельные соблазны современной педагогики: толерантность, плюрализм, «телефоны доверия», «права несовершеннолетних», ювенальная юстиция и т.п.
43. Непопулярные аспекты школьной педагогики.
44. Возвращение блудной дщери, или школа, потерявшая себя. Школьная реформа: 1970-х – 2010-х гг. и пути преодоления ее негативных последствий.