Икона «Преподобный князь Александр Невский» из фондов ГИХМК




Опыт атрибуции

_______________________________________________________________

 

«Городецкий край в записках краеведов». Выпуск 1-й. Городец, 2014. С. 139–147.

 

«Возвращение к жизни»

 

В начале 2013 года выставка икон Городецкого краеведческого музея пополнилась новыми экспонатами. Посетителям были представлены иконы из фондов музея, прошедшие летом 2012 г. реставрацию. Провели реставрационные работы студенты Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова под руководством преподавателей З. А. Захаровой и М. С. Бережной.

Почти 15 лет длится дружба Городецкого историко-художественного музейного комплекса с преподавателями и студентами академии Глазунова. За эти годы ими отреставрировано более 80 картин и икон. Нередко они буквально «возвращают к жизни» произведения искусства.

Среди вновь отреставрированных икон привлекает внимание особенно дорогой городчанам образ святого благоверного князя Александра Невского.

Уже полвека икона находится в фондах музея, но экспонируется впервые. Об истории бытования памятника ничего не известно. В книге записи поступлений указана лишь дата: 10 сентября 1960 г. Сегодня можно только предполагать, что человек, передавший икону, не хотел афишировать фамилию. Между тем в описании, сделанном студенткой РАЖВиЗ Тарасовой Н. Е. в 2001 году, отмечено, что «икона сильно закончена»1 и сделано предположение, что связано это с бытованием иконы у частного лица, в доме.

Долгое время икону не выставляли из-за её состояния. В первую очередь это было связано с тем, что слой олифы сильно потемнел и искажал восприятие памятника. 22 июля 2012 года икона была передана на реставрацию, которую выполняла студентка II курса Ольга Джанкулиева под руководством преподавателя З. А. Захаровой.

Реставрация не просто дала возможность увидеть икону в первоначальном виде. Она открыла такие детали, которые позволяют сегодня говорить, что перед нами одна из святынь Городца.

В «Паспорте реставрации» Ольга Джанкулиева даёт описание «состояния памятника при поступлении в реставрацию». Первой описывается тыльная сторона: «Общее состояние древесины удовлетворительно. Сильные пылевые загрязнения по всей поверхности». Несмотря на загрязнение, Ольга обнаружила «неразборчивую надпись прописью предположительно XIX в.», состоящую из трёх слов. В описании 2001 г. наличие этой надписи не было указано (возможно, из-за сильного её загрязнения). К значению этой надписи мы вернёмся ниже. Реставратором сделано ещё одно открытие: «В правом нижнем углу квадратная врезка размером 9,2 х 9,3 см. (Вероятно мощевик)». Далее Ольга описывает многочисленные разной длины сколы по граням врезки, которые «могут быть следами попытки вскрытия мощевика».

На той же странице даётся описание лицевой стороны. В нём отметим следующие особенности: «икона без ковчега», «красочный слой – желтковая темпера с твореным золотом и серебром на одеждах. Фон и нимбы Спасителя и Святого листовое серебро подсвечено лаком под золото (...) на нимбе Александра Невского три гвоздевых отверстия»2. Фон занимает третью часть площади иконы, наличие золота и серебра в оформлении говорит о материальной ценности небольшой по размеру иконы. Гвоздевые отверстия на нимбе и упомянутые ранее гвоздевые отверстия по тыльной стороне, очевидно – следы крепления оклада, который мог появиться в позднее время. Глядя сегодня на икону, трудно представить, насколько она была затемнена. Из описания: «Покровной слой лежит неравномерно, местами тёмные сгустки, пожелтение и потемнение покровного слоя. Цвет покровной плёнки тёмно-коричневый. Общие пылевые загрязнения покровного слоя»3.

В силу названных обстоятельств только в 2013 году впервые стало возможным описание и атрибуция иконы сотрудниками музея. Детальное описание иконы позволило выявить ряд особенностей, которые делают её интересной с исторической и культурной точек зрения.

 

Особенности иконы

 

Хранящаяся в музее икона небольшого размера 36,6 х 30,6 см. Её композиция легко воспринимается, поскольку почти отсутствуют второстепенные детали. Всё внимание смотрящего приковано к фигуре стоящего в трёхчетвертном развороте святого князя Александра Невского, лик которого и воздетые руки обращены к Вседержителю, изображённому «во облацех» в левом углу. Такой сюжет известен, но широко распространено изображение «молящегося» Александра в великокняжеских одеждах.

Первое же сравнение иконы с подобными памятниками поставило вопросы, потребовавшие изучения.

В первую очередь, непривычной для иконы XIX века и для современного почитания святого показалась надпись «Преподобный князь Александр Невский».

Во-вторых, цвет одежд святого Александра Невского на «городецкой иконе» отличается от изображения одежд на других иконах.

Наконец, маленькая деталь, различимая только при близком рассмотрении – чётки в левой руке святого Александра Невского ни на каком другом его изображении не встречаются.

Отдельного изучения потребовал мощевик. Расположение мощевика на внутренней стороне иконы оказалось чрезвычайно редким явлением. Найти что-либо о подобных мощевиках долгое время не удавалось. В интернете было обнаружено изображение мерной иконы «Св. Александр Невский». Неизвестно её нахождение и история. Автор иконы представил фотографию лицевой, а также оборотной стороны, на которой отчётливо видна в центре доски длинная вертикальная вставка, выступающая над поверхностью доски, как и в нашем случае. Автор сообщает, что это мощевик. Икону он датирует н. XX в. На момент передачи для публикации данного сообщения особенности подобных мощевиков так и не были выяснены.

 

«в монашеской персоне» и «во одеждах великокняжеских»

 

Иконография святого князя Александра Невского хорошо известна аудитории. Она представлена двумя традициями: в одной Александр Невский изображается схимником, в другой – князем-воином. Та и другая традиция в свою очередь имеют несколько вариантов изображений.

«Городецкая» икона датирована XIX веком. Знакомство с историей иконографии святого князя говорит о том, что в XIX веке изображение князя в схиме считалось отступлением от установленных правил. Святой благоверный князь почти исключительно писался «во одеждах великокняжеских». Традиция была постольку популярна, поскольку три императора носили имя Александр.

Известно, что образ князя Александра Невского в схиме является более ранним иконографическим типом. Документально представлена история ранней иконографии святого князя в работе Ю. К. Бегунова4. Изображение святого в княжеских одеждах и доспехах существовало одновременно с более ран­ним типом, но широкое распространение получило в XVIII веке. При Петре Первом изображение святого в схиме было и вовсе запрещено. Накануне перенесения мощей из Владимира 15 июня 1724 года был издан Синодальный Указ: «Святейший правительствующий Синод имели рассуждение о изображении на иконах Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, рассуждено: отныне того святого в монашеской персоне отнюдь не писать, – и о том послать куда надлежит крепкие из Синода указы, а в Сенат для известия сообщить сведение немедленно. А писать тот святого образ во одеждах великокняжеских»5.

 

Сравнительный анализ

 

Пришлось пересмотреть много иконописных изображений князя, чтобы найти иконы, подобные по сюжету и по времени создания. Самыми близкими по сюжету являются две иконы. Одна хранится в Центральной археологической комиссии Московской духовной академии – икона «Св. блгв. вел.кн. Александр Невский». Вторая – «Святой Александр Невский» – хранится в Государственном Историческом музее. Эти иконы с Городецкой сближает одинаковая композиция в расположении фигур и, что также кажется отличительным, – отсутствие деталей, отвлекающих от восприятия образа. На иконе из ГИМа пейзаж отсутствует в буквальном смысле: зелёный фон иконы разделяется на небо и землю лишь строгой горизонтальной ли­нией. На второй иконе, помимо линии, разделение неба и земли решено контрастными красками, а к изображению пейзажа от­носятся два прорастающих куста того же цвета, что и небо. На городецкой иконе сделана попытка изобразить холмы и горки, но их очевидно неумелое изображение лишь подчёркивает старание мастера в изображении главного – фигуры святого и Вседержителя. Однако обе московские иконы датируются XVII веком, в то время как городецкая икона – XIX веком.

Принципиально важным было найти иконы (икону) максимально близкие по сюжету, времени создания, а также по именованию святого «преподобным», поэтому поиски были продолжены.

Единственной, отвечающей этим признакам, оказалась житийная икона начала XIX в. «Образ преподобного Александра Невскаго яко во иноцех Алексия». Икона хранится в Государственном музее истории религии (С.-Петербург). Главный сюжет тот же, что на городецкой иконе, но слева от фигуры Александра изображены сцены Невской битвы (несмотря на небольшие размеры иконы: 31,6 х 26,5 см). Но и на этой иконе цвета одежд святого традиционны. Из истории бытования иконы известно, что она «была найдена К. Ф. Воронцовым в старообрядческом молельном доме в Гатчине».6

Нужно отметить, что в исследованиях по иконографии святого авторы не останавливаются на особенностях именования князя и цветах его схимнических одежд. Но именно эти детали могли бы пролить ясность на особенности создания и бытования нашей иконы. Так выяснилось, что именование святого князя «преподобным» было широко распространено до XVIII века, точнее говоря, до Синодального Указа 1724 года, не только на иконах, но и в других памятниках. Например, Ю. К. Бегунов обращается к иконе «Святой Александр Невский с деянием» из храма Василия Блаженного, в многочисленных клеймах которой, по его мнению, «восстанавливается ранний владимирский иконографический тип» (по клеймам № 14-15, 17-31): «Здесь находим повторяющееся изображение надгробной поясной иконы с надписью “Преподобный князь Александр”. В литературном источнике этого памятника – редакции Жития Александра Невского Ионы Думина (1591) – ничего о надгробной иконе не говорилось. Очевидно, изограф XVII в. воспроизвел её такой, какой она и была над гробом Невского героя во Владимире».7

«Преподобным» Александр Невский называется в Новгородском иконописном подлиннике XVI в.: «...преподобный Александр Невский аки Георгий: риза – киноварь, испод – лазорь». И в «Сводном иконописном подлиннике» XVIII в.: «...брада аки Козмина, в схиме, кудерцы видеть маленько из- под схимы, риза преподобническая, испод дымчат, в руке свиток сжат, сам телом плечист»8.

В музее «Марциальные воды» (филиал Карельского государственного музея) хранится икона «Благоверный князь Александр Невский»9 к. XVII – н. XVIII веков. Эта большая икона (168 х 114 х 3 см) когда-то располагалась в церкви Апостола Петра (Марциальные воды, Карелия). Фигура святого расположе­на в левой части иконы, лицом святой обращается к Вседержи­телю, руки сложены на груди. Названная икона интересна тем, что оказалась пока единственной, найденной автором этой статьи, изображающей святого князя в зелёной рясе.

 

Первые итоги атрибуции

 

Проведённая попытка объяснительного описания позволяет сделать только предварительные выводы, которые необходимо ещё проверить и уточнить. Но уже сегодня можно говорить об общероссийской значимости памятника.

Городецкая икона представляет значительный научный и культурный интерес как редкий и оригинальный образец иконографических традиций в изображении св. блгв. кн. Александра Невского. Она написана в XIX веке, но её оформление, именование Александра Невского «преподобным князем», цвет рясы, наличие чёток в руке святого не соответствуют канонам, утвердившимся после 1724 г.

Рассмотренные в описании особенности иконографии всё же позволяют думать, что икона является списком более раннего иконографического образа Александра Невского. Предположительно, образцом могла служить икона XVII веки.

Безусловную ценность иконе придаёт наличие мощевика, изучение особенности устройства которого будет продолжено.

Наконец, нужно сказать о надписи на обороной стороне, обнаруженной Ольгой Джамбулиевой. Даже после реставрации надпись прочитать непросто, но именно городчанам почти сразу становится понятно значение трёх слов, которые едва угадываются. Центральное слово читается лучше двух других. Первая заглавная буква в слове «фита». Ещё отчётливее читаются подряд буквы: «ровск». Этого достаточно, чтобы угадать оставшиеся буквы. Слово это почти уверенно можно прочитать без окончания как «Федоровск». Третье слово начинается с буквы М, далее только угадываются отдельные буквы: О, Т, надстрочная С и последняя Р. Предположение появилось сразу: «Монастырь(я)».

Стало очевидным, что запись говорит о принадлежности иконы Фёдоровскому монастырю. Это помогло увидеть менее различимые буквы первого слова. В нём хорошо угадывается заглавная первая буква Г, уверенно угадываются буквы Р и Д. Последняя буква – i. Этого достаточно, чтобы понять, что первое слово должно читаться как «Городецкий».

Надпись из трёх слов «Городецкий Федоровский Монастырь» произвела необыкновенное впечатление на сотрудников музея. Не оставалось сомнений, что эта небольшая икона – одна из главных святынь Городецкого мужского Фёдоровского монастыря. Её упоминание в документах хорошо известно. И упоминается она как икона святого благоверного князя с частицей его святых мощей10. Но более детального описания иконы ни сотрудникам музея, ни краеведам до настоящего времени не встречалось. Предстоит провести поиск в архивах с упоминанием деталей, касающихся иконы, бытовавшей в Фёдоровском монастыре села Городца, чтобы проверить правильность предположения о сенсационной находке. Какими бы ни были результаты этого поиска, с уверенностью можно сказать, что возвращённая к жизни икона с изображением святого благоверного великого князя Александра Невского займёт в музейной экспозиции почётное место рядом с другими уже известными реликвиями.

 

Примечания

1. Карточка научного описания. ГИХМК, Составитель Н. Е. Тарасова, дата составления 14.07.2001.

2. Паспорт реставрации памятника истории и культуры. Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Факультет реставрации. Кафедра реставрации станковой темперной живописи. Исполнители работ: руководитель организации – ректор Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова – Глазунов И. С., руководитель работы – зав. кафедрой реставрации темперной живописи Захарова 3. А., реставратор – студентка 2 курса факультета реставрации темперной живописи Джанкулиева О. М. – С. 2.

3. Там же.

4. Бегунов Ю. К. Иконография святого благоверного великого князя Александра Невского // Князь Александр Невский и его эпоха. Исследования и материалы. / под редакцией Ю. К. Бегунова и А. Н. Кирпичникова. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. – С. 172.

5. Великий князь Александр Невский. Русь, Орда и Запад в эпоху Алек­сандра Невского. Земное и небесное в посмертной биографии Александра Невского. Два подвига Александра Невского. / сост. и авт. текста А. Ю. Кар­пов. – М.: Русский мiръ, 2002. – С. 221.

6. Бегунов Ю. К. Иконография святого благоверного великого князя Александра Невского // Князь Александр Невский и его эпоха. Исследования и материалы. / под редакцией Ю. К. Бегунова и А. Н. Кирпичникова. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. – С. 175.

7. Там же.

8. Великий князь Александр Невский. Русь, Орда и Запад в эпоху Александра Невского. Земное и небесное в посмертной биографии Александра Невского. Два подвига Александра Невского. / сост. и авт. текста А. Ю. Карпов. – М.: Русский мiръ, 2002. – С. 191.

9. Церковь Святого Апостола Петра в Лахте // Храмы и соборы Ленинградской области. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// GoPiter.ru

10. История Федоровского Городецкого монастыря (Нижегородской губернии) и построение в С.-Петербурге храма в память 300-летнего юбилея царствования Дома Романовых. [Репринтное издание 1913 г.]. – Казань, 2002. – С. 106.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: