Для научного изложения характерна высокая степень оценочности. Из синтаксических средств оценки типичными являются следующие [1]:
¾ клишированные словосочетания особый интерес, яркий образец, важная роль, положить начало, существенный вклад, нуждается в проверке, требует доработки и др.;
¾ безличные конструкции можно / надо / нужно / следует согласиться с тем, что – трудно / нельзя / невозможно согласиться с тем, что;
¾ отрицательно-противительные конструкции: н е отрицая важность исследований.., мы хотим обратить внимание на необходимость построения общей теории…;
Усиление оценки повышает убедительность изложения и свидетельствует об определенности авторской позиции: эффективный метод – особенно эффективный метод – очень эффективный метод – чрезвычайно эффективный метод; противоречивая позиция – крайне противоречивая позиция; неверное решение – совершенно неверное решение – абсолютно неверное решение и др.
Ослабление оценки (термин не вполне удачен, не очень обоснованный вывод и др.) обеспечивает уменьшение категоричности высказывания автора.
Экстралингвистические (неязыковые) средства
В научных текстах широко используются неязыковые средства передачи информации [4]: единицы измерения, формулы, графики, иллюстрации, чертежи, схемы, диаграммы и т. п., а также шрифтовое выделение: полужирный шрифт, разрядка, курсив.
Экстралингвистические средства позволяют компактно, емко и наглядно выразить необходимую информацию.
Выводы
Умелое использование возможностей научного стиля позволяет успешно распространять научное знание и обеспечивает эффективное взаимодействие исследователей.
Рассмотренные особенности и средства научного стиля не являются исчерпывающими. При подготовке конкретных научных произведений – докладов, отчетов, статей, дипломных работ – помимо общих требований следует также учитывать регламент научных мероприятий, требования методических указаний, нормативных документов и т.п.
2. Контрольные вопросы
1) Используйте средства адресации на месте пропусков в следующих выражениях:
а) …. влияние погодных условий на безопасность дорожного движения является существенным;
б) … тем не менее, необходимо упомянуть о таком аспекте исследования, как требования к квалификации обслуживающего персонала;
2) Используйте в местах пропусков средства выражения сомнения либо уверенности для следующих утверждений:
а) …. резервирование повышает надежность тормозной системы;
б) … использование диагностики позволяет предотвратить внезапные отказы двигателя;
в) …. относительная погрешность 28%, полученная в эксперименте, может считаться приемлемой;
3) Используйте оценочные средства в местах пропусков для повышения либо уменьшения значимости следующих утверждений:
а) увеличение скорости движения транспортного средства … влияет на безопасность дорожного движения;
б) изменение влажности атмосферного воздуха … сказывается на расходе топлива;
в) использование графиков …. упрощает восприятие результатов исследования;
4) Опишите, в чем состоят допущенные нарушения научного стиля в приведенных ниже выражениях, и предложите исправленный вариант:
а) в моей лабораторной работе я получил замечательные результаты;
б) анализ точности результатов расчета показывает, что погрешность очень маленькая;
в) для изготовления экспериментальной установки я использовал сварочник, пластины из низкоуглеродистой стали и приводной моторчик;
г) в представленной работе проанализировано влияние погодных условий на аварийность дорожного движения; прочие факторы внешней среды не важны и не рассматриваются;
д) как пишут в разных источниках, распределение Гаусса более-менее описывает отказы техники, вызванные коррозией;
е) таким образом, с точки зрения топливной аппаратуры, интервалы между очередными техническими обслуживаниями подвижного состава нужно сокращать.
Список источников
1. Культура научной речи: текст и его редактирование: учеб. пособие / М.П. Котюрова, Е.А. Баженова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 280 с.
2. А.Н. Васильева. Курс лекций по стилистике русского языка. Научный стиль речи. М. Издательство «Русский язык», 1976. - 192 с.
3. Основы научной речи: Учеб. пособие для студ. нефилол. высш. учеб. заведений / Н.А.Буре, М.В. Быстрых, С.А. Вишнякова и др.; Под ред. В.В. Химика, Л.Б.Волковой. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 272 с.
4. Демидова А. К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи. Оформление научной работы: Учебное пособие.— М.: Рус. яз., 1991.— 201 с.