План
1. Актуальность выбранной темы
2. Консульская служба. Понятие, состав, функции
3. Правовое регулирование
3. Практическая ситуация работы консульской службы
Заключение
Список использованных источников
Актуальность выбранной темы
Консульская служба России имеет почти 300-летнюю историю. Её возникновение было связанно с потребностями государства в развитии внешней торговли и торгового мореплавания. В течение двух веков главными задачами консульской службы являлись обслуживание интересов России в сфере бизнеса и оказание покровительства российским подданным находящимся за границей.
Резкое изменение направленности консульской службы произошло после Октябрьской революции 1917 г. когда государство, установив свою монополию на внешнеэкономическую деятельность внесло серьезные коррективы в функциональные обязанности консулов.
Последнее десятилетие внесло серьезные коррективы в ориентацию консульской деятельности. Отказ государства от монополии на внешнюю торговлю, усиление экономической составляющей внешней политики России, переход российского общества к большей открытости поставили перед консульской службой новые задачи. Обслуживание сферы бизнеса вновь стало приоритетным направление российской консульской службы. Преодоление последствий распада СССР, в результате которого за рубежом оказались миллионы наших соотечественников, а также увеличение в десятки раз количества выезжающих за границу российский граждан обусловили необходимость более четкой регламентации консульской деятельности в области защиты их прав и интересов.
В условиях формирования новой и нормативной и договорно-правовой базы консульской службы РФ, особое значение приобретает богатейший опыт накопленный в дореволюционной России, ведь именно дореволюционная консульская служба в целом отвечала требованиям классического варианта такой деятельности, обусловленного историческими потребностями международного общения. Кроме того, во второй половине 19 - начала 20 веков - консульскую службу Российской Империи волновали проблемы, которые актуальны и в современных условиях. Не одно десятилетие стоял вопрос об издании нового консульского устава с более четким определением консульских функций, постоянные дискуссии вызывал вопрос об объеме консульских обязанностей в сфере реализации потребностей частного предпринимательства, активно обсуждалась проблема кадрового обеспечения российских загранучреждений, поднимались вопросы о практической целесообразности института нештатных консулов и др.
|
Консульская служба. Понятие, состав, функции
Консульская служба - неотъемлемая часть российской дипломатической службы. Она призвана обеспечить в рамках своих задач и функций защиту прав и интересов государства, его юридических и физических лиц.
Консульское учреждение - государственный орган внешних сношений, осуществляющий в пределах соответствующего консульского округа на территории государства пребывания консульские функции от имени своего государства.
Департамент консульской службы - является функциональным структурным подразделением МИД России. Департамент направляет и координирует деятельность консульских учреждений.
|
В настоящее время департамент состоит из 13 отделов - пяти территориальных:
стран СНГ;
Европы;
Америки;
Азии; Африки, Ближнего и Среднего Востока,
а также девяти функциональных отделов:
по работе с представительствами;
по вопросам гражданства;
по общим консульским и правовым вопросам;
легализации и истребования документов;
служебного выезда;
оформления паспортов;
въезда иностранцев;
информационных систем;
экономического отдела.
Для выполнения консульских функций используются также почетные (нештатные) консулы.
Почетный консул - это лицо, не состоящее на государственной службе, но выполняющее с согласия страны пребывания определенные консульские функции государства, которое его назначает. Как правило, почетные консулы назначаются из числа известных общественных деятелей или представителей деловых кругов.
Консульские учреждения входят в систему МИД России и подчинены главам российских дипломатических представительств в соответствующих государствах пребывания. В "Положении о консульском учреждении Российской Федерации" подробно сформулированы задачи и функции консульских загранучреждений:
защита в государстве пребывания прав и интересов Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц;
содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей с государством пребывания, установление с ним дружеских отношений;
оказание содействия гражданам Российской Федерации находящимся в пределах консульского округа, в реализации их избирательных прав и права на участия в референдуме;
|
осуществление нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, функций по вопросам гражданства, установление опеки и попечительства, легализация документов, решение проблем, касающихся наследства;
представительство граждан России в судебных и иных учреждениях страны пребывания;
принятие мер по учету, обеспечению, сохранению, благоустройству российских воинских и гражданских захоронений, установленных на них памятниках, памятных знаков и мемориальных сооружений в пределах консульского округа;
формирование банков данных по законодательству государства пребывания и фирмам государства пребывания, заинтересованным в сотрудничестве с российскими партнерами, оказание на платной основе информационно-консультационных услуг, незапрещенных законодательством государства пребывания;
содействие установлению и развитию связей, с соотечественниками, проживающими в пределах консульского округа;
участие в подготовке и обеспечении межгосударственных обменов и визитов официальных делегаций.
Правовое регулирование
Основным многосторонним нормативным актом, определяющим консульские отношения, является Венская Конвенция о консульских сношениях 1963 г. (поскольку консульские функции выполняются также дипломатическими представительствами, в качестве нормативного акта их регулирующего в определенной мере выступает Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.). Венская Конвенция 1963г. регламентирует порядок установления консульских отношений и создания консульских учреждений, определяет основные консульские функции, привилегии и иммунитеты консульств и персонала, формы и методы их работы. Венская Конвенция не ограничивает прав её участников в отношении других международных соглашений по консульским вопросам, не препятствует им заключать новые конвенции и соглашения, дополняющие и конкретизирующие её положения.
В качестве примера можно назвать многосторонние договоры между странами СНГ, Европейскую конвенцию о консульских функциях, Шенгенское соглашение о контроле лиц, пересекающих внешние границы ряда стран - членов Европейского Союза, а также действующий Консульский Устав в редакции 1976г.
Правовое регулирование деятельности консульских учреждений осуществляется в соответствии с национальным законодательством: Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, в частности Положением о Министерстве иностранных дел РФ, Положением о Посольстве РФ, Положение о консульском учреждении РФ, нормативными актами и указаниями МИД России, а также многосторонними и двусторонними конвенциями и соглашениями, учитывая законы, правила и обычаи государства пребывания. Все эти нормы в совокупности представляют собой консульское право, регулирующее статус, функции и полномочия консульских учреждений и их персонала.
Являясь составляющей частью государственной службы в целом, консульская служба руководствуется также принципами и нормами ФЗ "Об основах государственной службы РФ" и другими законодательными актами, определяющими функционирование органов государственной власти. В этом контексте на неё возлагаются задачи активного участия в обеспечении реализации Концепции внешней политики РФ, в том числе таких её установок, как "защита интересов личности, общества и государства", "всесторонняя защита прав и интересов граждан и соотечественников за рубежом", "содействие развитию национальной экономики путем широкого включения России в систему мирохозяйственных связей" на основе международного права и действующих международных соглашений.