1. Общие принципы:
принцип законности –означает обязанность всех субъектов общественных отношений правильно ибеспрекословно придерживаться всех нормативных правовых актов, а также обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом;
принцип федерализма –отражает федеративное устройство государства,определяет соотношениефедерального законодательства и законодательства субъектов Федерации и т. д.;
принцип гуманизма означает уважение личности,предоставление всех условий для нормальногосуществования и развития человека, утверждение прав и свобод человека, запрет на любую деятельность, которая могла бы посягнуть на человеческое достоинство, и т. д.;
принцип справедливости закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждениядля необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;
принцип равноправия обозначает законодательное утверждение равенства всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;
принцип единства прав и обязанностей означает присутствие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, иными словами, не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав.
2) межотраслевые принципы -принципы,характерные для нескольких отраслей права:
1. осуществление правосудия только судом,
2. гласность судебного разбирательства,
3. состязательность,
4. неотвратимость юр. ответственности и др. (это в АПК, ГПК, УПК, вот тебе и межотраслевые).
3) отраслевые принципы,определяющие специфику конкретной отрасли права(обеспечение свободытруда и занятости - в трудовом праве; принцип устойчивости, права на землю - в земельном праве и др.);
|
4) принципы институтов права
институт договора в гражданском праве строится на основе таких принципов, как обязательность выполнения условий договора, недопустимости одностороннего отказа от исполнения договора и др.
Принципы нрава могут быть:
а) закреплены в законе;
б) выведены из содержания и смысла законодательства;
в) сформулированы юридической практикой (например: «выслушаем и другую сторону», «res judicta» (решенный окончательно судом вопрос не подлежит рассмотрению вновь тем же судом или судом параллельной юрисдикции), «никто не может передать другому больше прав, чем он сам имеет», «бремя доказательства возлагается на сторону, предъявившую иск»; принципы незлоупотребления правом и др.)
6. Юридическая доктрина. Под юридической доктриной в качестве источника права понимаютразличные правовые концепции, теории, мнения и суждения, которые выполняют функцию источников права в тех случаях, когда государство заранее признаёт за ними общеобязательное юридическое значение. Суды, другие органы государства при принятии властных решений могут непосредственно ссылаться не только на законы и т. п., но и именно на мнения, научные труды юристов. Такая практика имела место в Древнем Риме, когда согласно воле императора властные органы получили возможность принимать решения, ссылаясь в т. ч. и на мнения, суждения, научные труды наиболее авторитетных римских юристов (перечень таковых также был определён императором).
|
В настоящее время в абсолютном большинстве государств мира (в т. ч. и в РФ) юридическая доктрина не признаётся источником права, и призвана исполнять лишь вспомогательную функцию в процессе правотворчества, а именно:
ü оказывает существенное влияние на сознание законодателей;
ü разрабатывает юридические термины и конструкции;
ü ориентирует юридическую деятельность на прогрессивное развитие права и государства;
ü определяет тенденции и закономерности развития государства и права.
7. Религиозные тексты. Находят широкое применение в странах,входящих в мусульманскую ииндусскую правовые семьи. В этом смысле ярким примером является священная книга мусульман Коран.