В . Прочитайте. Обратите внимание на авторскую пунктуацию, определите ее роль.




Ур. 57. Русское правописание, гр 78. Дата проведения – 24.04 2020. Время проведения -1 час.

Тема урока: «Связный текст как совокупность предложений, объединенных общей мыслью, стилистической направленностью, единым эмоциональным и экспрессивным настроением.»

Цели урока: повторение, обобщение. систематизация знаний, совершенствование навыка комплексного анализа текста, уметь определять авторские знаки в тексте и их роль.

Задачи урока: совершенствовать навык комплексного анализа текста, совершенствовать пунктуационные навыки, уметь определять авторские знаки и их роль.

Ход урока

1 Запишите тему урока.

2 Ознакомьтесь с целями и задачами урока.

3 Изучите теоретический материал. Законспектируйте.

Текст – сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Тема текста – это то, о чем говорится в тексте.

Микротемы – составные части темы, разделенные абзацами.

Основная мысль - это то, что хотел сказать автор. Основная мысль,как правило, содержится в виде предложения в тексте. Её можно обозначить в виде цитаты. Основная мысль помогает определить проблему текста.

Проблема текста – это спорный вопрос, рассуждение, исследование с точки зрения автора.

Главные признаки текста: связность, единство, целостность, завершенность.

При анализе текста следует выделять:

1) ключевые слова, помогающие определить основную мысль текста;

2) лексические средства;

3) грамматические средства.

Для поэтического текста важны звуковые средства.

Выделяют три типа речи: повествование, описание, рассуждение.

1 Повествование - это рассказ о развивающихся событиях, действиях. Повествование включает в себя 3 части: завязку (начало действия), развитие действия, кульминацию (самый напряженный момент), развязку (итоги событий).

Описание – это словесная картина предмета или явления. Главное в описании – детальное изображение.Композиция описания: общее представление о предмете или явлении, детали описываемого, авторская оценка.

Рассуждение - аргументированное доказательство авторской мысли. Композиция рассуждения: тезис (проблема), аргументы (доказательства), вывод.

В художественном тексте часто используются различные типы речи. Такой тип речи называется контаминированным, что означает смешение.

Авторские знаки (авторская пунктуация).

Авторская пунктуация – это особенности постановки знаков препинания, свойственные определенному автору. Авторские знаки ставят своей целью передачу эмоционального, экспрессивного настроя, индивидуальной ритмики.

Наиболее часто в качестве авторской пунктуации используются многоточие и тире, а также скобки.

Закрепление.

А. Прочитайте. Докажите, что это текст. Определите тему, микротемы, основную мысль, тип и стиль речи.

У каждого из нас «своя речка». Неважно какая, большая Волга или малютка Черная Калитва. Все ли мы понимаем, какое это сокровище – речка? И как оно уязвимо, это сокровище?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно.

Последние годы во всем мире идет озабоченный разговор о воде. Вода становится одной из главных ценностей на земле. Но когда говорят: «Миссисипи мелеет» или: «Мелеет Дон», не все понимают, что корень проблемы лежит на берегах маленьких рек и даже безымянных речек и ручейков. Жизнь зародилась, осела и развивается около рек. Только-только пробившийся из земли ключик без пользы уже не течёт. Но, кроме благ и радостей, отдаваемых всему живущему на её берегах, речонка упорно несёт свою воду в «общий котёл», из которого пьют сегодня огромные города и крупные промышленные центры. А если какой-нибудь город начинает страдать от жажды, если мелеют большие реки, первую из причин надо искать там, где расположены «капилляры» водной системы - на малых реках..

А.Прочитайте стихотворение К. Бальмонта в двух вариантах и сравните их звучание. В каком варианте представлена авторская позиция, а в каком пунктуация в соответствии с правилами?

Я люблю далекий след – от весла,

Мне отрадно подойти – вплоть до зла,

И его не совершив – посмотреть,

Как костер вдали за мной - будет тлеть.

Если я в мечте поджег – города,

Пламя зарева со мной – навсегда.

О мой брат! Поэт и царь, сжегший Рим!

Мы сжигаем, как и ты, - и горим!

В. Прочитайте. Обратите внимание на авторскую пунктуацию, определите ее роль.

Прозвенит ли вдали колокольчик,

Колокольчик, во мгле убегающий, -

Догорает ли месяц за тучкой,

Там, за тучкой, бледнеющей, тающей, -

Наклонюсь ли я, полный печали,

О, печали глубоко – мучительной! –

Над водой, над рекой безглагольной,

Безглагольной, безгласной, томительной, -

Предо мною встаешь ты, родная,

Ты, родная и в сердце хранимая, -

Вдруг я вижу, что ты не забыта,

Позабытая, горько – любимая.

Итоги урока.

Продолжите предложения.

1 Текст -это,,……………………………………………………………………………………………………………………………………………..

2 Тема текста – это……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3 Микротема - ………………………………………………………………………………………………………………………………………..

4 Основная мысль текста – это……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

5 Главные признаки текста: …………………………………………………………………………………………………………………

6 3 типа речи: …………………………………………………………………………………………………………………………………………

7 Авторская пунктуация –

это……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………8 Цель авторской пунктуации - ……………………………………………………………………………………………………………..

Дом задание. Выучите конспект. Подберите любой текст. Определите тему, микротемы, основную мысль, тип речи, стилевую принадлежность.

Преподаватель: В. И. Михайлова.

 

т



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: