САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Кафедра ОПД
Контрольная работа
ПО ПРИКЛАДНОЙ МЕХАНИКЕ
СамГУПС 190701. 6511.21 ПЗ
Исполнитель: студент Волков В.С.
Научный руководитель
ст.преподаватель___________
(подпись)
Орск 2011
ЗАДАНИЕ
Лист |
Лист |
Изм |
№ документа |
Подпись |
Дата |
СамГУПС 190701. 6511.21 |
1) определить степень подвижности;
2) построить 12 положений механизма (через 300 углового перемещения ведущего звена) и траектории движения обозначенных точек механизма;
3) построить план скоростей заданных точек механизма при указанном в задании угле поворота ведущего звена φ1 относительно указанной на схеме оси.
4) построить план ускорений заданных точек механизма при указанном в задании угле поворота ведущего звена φ1 относительно указанной на схеме оси.
Исходные данные: L OA=80 мм, L CD=300 мм, L OC=100 мм, L DE=400 мм, L AB=250 мм, b =270 мм, =65 рад/с, =60 градус.
Рис.1.1Схема шестизвенного механизма
Лист |
Лист |
Изм |
№ документа |
Подпись |
Дата |
СамГУПС 190701. 6511.21 |
1. СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА
Определим степень подвижности всего механизма по формуле Чебышева для плоских шарнирно-рычажных механизмов:
W = 3×n – 2P5 – P4 = 3×5 - 2×7 – 0 = 1,
где n – количество подвижных звеньев,
P4 – количество кинематических пар 4-ого класса,
P5 – количество кинематических пар 5-ого класса.
Определим кинематические пары:
0-1 низшая 5 кл. вращательная
1-2 низшая 5 кл. вращательная
2-3 низшая 5 кл. вращательная
3-0 низшая 5 кл. поступательная
1-4 низшая 5 кл. вращательная
4-5 низшая 5 кл. вращательная
5-0 низшая 5 кл. вращательная
Данная цепь является механизмом, так как степень подвижности W = 1, что соответствует числу заданных законов движения.
|
Разложим механизм на структурные группы Ассура. С конца механизма отсоединим группу Ассура состоящую из звеньев 4-5. Определим класс и порядок группы Ассура (2-ой класс, 2-ой порядок).
Полученную группу покажем на листе 1.
Запишем формулу строения механизма: I→II/2→II/2
Класс механизма II.
ВЫВОД: механизм кривошипно-коромысловый II-ого класса состоит из механизма 1-ого класса и одной присоединенной группы- 1 вида, 2-ого класса, 2-ого порядка
Лист
Лист
Изм
№ документа
Подпись
Дата
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРАЕКТОРИИ ДВИЖЕНИЯ ТОЧЕК, ЗВЕНЬЕВ МЕХАНИЗМА СамГУПС 190701. 6511.21
Поскольку кривошип О А совершает вращательное движение, то траекторией движения точки А является окружность. Из точки О строим окружность радиусом равным длине кривошипа ОА.
Выбираем масштаб построения:
μv = Va/ра=5,2/52=0,1
где Va – скорость кривошипа, м/с;
pa – длина отрезка, изображающего кривошип на плане механизма, мм.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТЕЙ ТОЧЕК И ЗВЕНЬЕВ МЕХАНИЗМА
Кинематический анализ выполняется в последовательности, предусмотренной формулой строения механизма, поэтому начинаем кинематический анализ с основного двухзвенного механизма, состоящего из кривошипа 1 и стойки 0.
Определяем скорость точки А. Поскольку точка А вращается вокруг неподвижной точки О с постоянной угловой скоростью w 1, то
Va=ω1*lOA
Вектор и направлен в сторону вращения кривошипа О А.
Va=65*0.08=5.2 м/с
Для определения скорости точки В рассмотрим ее движение совместно со звеном 2 (шатун) и звеном 3 (коромысло).
|
Шатун совершает плоское движение, которое состоит из поступательного (переносного) движения вместе с точкой, параметры движения которой известны (точки А), и вращательного (относительного) движения вокруг этой точки. Следовательно:
где – линейная скорость точки В во вращательном движении относительно точки А (направлена ^А B).
Лист |
Лист |
Изм |
№ документа |
Подпись |
Дата |
СамГУПС 190701. 6511.21 |
где – переносная скорость точки B, принадлежащей стойке О ();
– линейная скорость точки В во вращательном движении относительно точки С ().
Полученные уравнения решим графически, путем построения плана скоростей (см. Лист 1).
Через точку p, выбранную в качестве полюса плана скоростей, проводим линию, перпендикулярную ОА, и откладываем вектор скорости точки А.
Через точку а, перпендикулярно А В, проводим прямую, представляющую собой линию действия вектора . Через полюс р, перпендикулярно ВC, проводим прямую, представляющую собой линию действия вектора . Пересечение этих прямых определяет положение точки в на плане скоростей. По правилу сложения векторов определяем направления найденных скоростей (оба вектора направлены к точке в). Измерив длины полученных векторов, получим:
Определим скорость точки D:
Откладываем на плане скоростей вектор () ( OC)
Скорость точки D:
.
Определяем мгновенные значения угловой скорости шатуна и коромысла:
Лист |
Лист |
Изм |
№ документа |
Подпись |
Дата |
СамГУПС 190701. 6511.21 |
|
Для определения направления угловой скорости w2 мысленно переносим вектор линейной скорости точки B в относительном вращательном движении относительно
точки A (вектор ) с плана скоростей в точку B плана механизма. Угловая скорость шатуна ВA направлена по часовой стрелке.
Аналогично для определения направления угловой скорости w3 мысленно переносим вектор линейной абсолютной скорости точки B (вектор ) с плана скоростей в точку B плана механизма. Угловая скорость коромысла BС направлена против часовой стрелки.
Показываем направление w2, w3, w4 на плане механизма (см. лист 1).
4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСКОРЕНИЙ ТОЧЕК И ЗВЕНЬЕВ
Определяем ускорение точки А. Так как кривошип вращается с постоянной угловой скоростью w 1, то
.
Вектор направлен по радиусу (по кривошипу) к центру вращения, то есть к точке О.
Для определения абсолютного ускорения точки B запишем уравнения:
,
где – полное относительное ускорение точки В в ее вращательном движении относительно точки А;
, – нормальное и тангенциальное ускорение точки В в ее относительном вращательном движении относительно точки А. Вектор направлен вдоль звена ВА от В к точке А. Вектор направлен по линии, перпендикулярной ВА:
Лист |
Лист |
Изм |
№ документа |
Подпись |
Дата |
СамГУПС 190701. 6511.21 |
b0– ускорение точки B, принадлежащей стойке, b0 =0;
Таким образом, имеем систему двух векторных уравнений с двумя неизвестными (, ), которую решим графически путем построения плана ускорений (см.Лист 1).
Через произвольную точку p, принятую за полюс плана ускорений, проводим линию, параллельную О А, и на ней откладываем произвольной длины вектор , изображающий ускорение точки А. Определяем масштаб плана ускорений:
.
Рассматриваем первое векторное уравнение для ускорения . Через точку а проводим прямую, параллельную звену ВА, и на нем, в выбранном масштабе, откладываем отрезок аb’, изображающий на плане ускорений вектор нормального ускорения точки B при ее вращении относительно точки A ().
Модуль тангенциального ускорения точки B относительно точки A:
.
Соединив на плане ускорений точки b и a, найдем вектор, изображающий вектор полного относительного ускорения точки B относительно точки A. Он направлен от точки a к точке b.
Модуль полного относительного ускорения точки B относительно точки А:
.
Ускорение точки D шатуна находим:
где – полное относительное ускорение точки D в ее вращательном движении относительно точки E;
, – нормальное и тангенциальное ускорение точки D в ее относительном вращательном движении относительно точки E. Вектор направлен вдоль звена DE от D к точке E. Вектор направлен по линии, перпендикулярной DE:
Лист |
Лист |
Изм |
№ документа |
Подпись |
Дата |
СамГУПС 190701. 6511.21 |
Искомое значение ускорения точки D:
.
Определяем мгновенные значения угловых ускорений звеньев:
кривошип e 1=0, так как w 1= const;
шатун ;
коромысло .
Для определения направления углового ускорения e 2 шатуна мысленно переносим вектор относительного тангенциального ускорения точки B относительно точки A (вектор ) с плана ускорений в точку B плана механизма. Угловое ускорение e 2 направлено против часовой стрелки. Аналогично находим направление углового ускорения e 5 коромысла. Вектор относительного тангенциального ускорения точки D относительно точки E (вектор ) мысленно переносим с плана ускорений в точку D плана механизма. Угловое ускорение e 5 направлено против часовой стрелки.
Аналогично находим направление углового ускорения e 4 шатуна. Вектор относительного тангенциального ускорения точки D относительно точки C (вектор ) мысленно переносим с плана ускорений в точку D плана механизма. Угловое ускорение e 4 направлено против часовой стрелки.