Комплекс 1
Взгляд направлен влево-прямо, вправо-прямо, вверх-прямо, вниз-прямо, без задержки в отведенном положении. Повторить от 1 до 10 раз. Длительность выполнения 3—5 мин.
Комплекс 2
Взгляд смещать по диагонали влево-вниз-прямо, вправо-вверх-прямо, вправо-вниз-прямо, влево-вверх-прямо и постепенно увеличивать задержки в отведенном положении, дыхание произвольное, но следить за тем, чтобы не было задержки дыхания. Повторить от 3 до 10 раз.
Комплекс 3
Круговые движения глаз от 1 до 10 раз влево и вправо вначале быстрее, затем как можно медленнее.
Комплекс 4
Изменение фокусного расстояния. Смотреть на кончик носа, затем вдаль. Повторить несколько раз.
Комплекс 5
Смотреть на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, затем вдаль.
Смотреть прямо перед собой пристально и неподвижно, стараясь видеть более ясно, затем моргнуть несколько раз. Сжать веки, опять моргнуть несколько раз. Повторить все несколько раз.
Комплекс 6
1. Закрыть глаза и сидеть в таком положении 10—15 с.
2. Выполнить движения глазными яблоками поочередно вправо-вверх, влево-вверх, вправо-вниз, влево-вниз. Выполнять 18— 20 с (темп медленный).
3. Закрыть глаза и выполнить самомассаж надбровных дуг и нижней части глазниц, делая пальцами, легкие круговые поглаживающие движения от носа к вискам в течение 20—30 сек. Затем посидеть спокойно с закрытыми глазами 10—5 сек.
Комплекс 7
1. Закрыть глаза на 10—15 сек.
2. Посмотреть на кончик носа, посмотреть вдаль (темп медленный).
3. Сделать легкое надавливающее движение подушечками пальцев на глазные яблоки, затем отпустить (темп медленный).
Упражнения выполняются из положения, сидя в удобной позе,
|
позвоночник прямой, глаза открыты.
Комплекс 8
1. Закрыть глаза на 10—15 сек.
2. С закрытыми глазами выполнить круговые движения глазными яблоками вправо и влево. Повторить 2—3 раза (темп медленный).
3. С напряжением закрыть глаза, затем раскрыть. Повторить 3—5 раз (темп средний). Посидеть с закрытыми глазами 10—15 сек.
Упражнения выполняются из положения, сидя в удобной позе,
позвоночник прямой, глаза открыты.
Комплекс 9
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1—6.
Повторить 4—5 раз.
Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1—4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1—6.
Повторить 4—5 раз.
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1—4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1—6. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз.
Повторить 3—4 раза.
Перевести взгляд быстро по диагонали направо-вверх-налево-вниз, потом вдаль на счет 1—6, затем налево-вверх-направо-вниз и посмотреть вдаль на счет 1—6.
Повторить 4—5 раз.
Упражнения выполняются из положения, сидя в удобной позе,
позвоночник прямой, глаза открыты.
Комплекс 10
Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1—6.
Повторить 4—5 раз.
Посмотреть на кончик носа, на счет1—4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1—6.
Повторить 4—5 раз.
Не поворачивая головы (голову держать прямо, делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.
|
При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1—4 вверх, на счет 1—6 прямо, после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую сторону с переводом глаз прямо на счет 1—6.
Повторить 3—4 раза.
Упражнения выполняются из положения, сидя в удобной позе, позвоночник прямой, глаза открыты.
Комплекс 11
Голову держать прямо. Посмотреть, не напрягая глазные мышцы,
на счет 10—15.
Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть
направо на счет 1-4,затем на лево на счет 1-4и прямо на счет 1-6.
Поднять глаза вверх на счет 1—4, опустить вниз на счет 1—4 и перевести взгляд прямо на счет 1—6.
Повторить 4—5 раз.
Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25—30 см, на счет 1—4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1—6.
Повторить 4—5 раз.
В среднем темпе проделать 3—4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую и, расслабив мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6.
Повторить 1—2 раза.
Упражнения выполняются из положения, сидя в удобной позе,
позвоночник прямой, глаза открыты.
Комплекс 12. Снятие усталости с глаз (Синельникова И. А.)
Сжать кисть правой руки в кулак, отставить в сторону большой палец, вытянуть руку вперед на уровне глаз и пристально посмотреть на большой палец в течение 10 сек. Затем, оставляя большой палец в этом же положении, отвести руку вправо. Глазами следить за кончиком отставленного большого пальца, не поворачивая головы, до тех пор, пока большой палец не исчезнет из виду, и тогда возвратить взгляд в исходное положение. То же самое сделать левой рукой.
|
Далее сделать упражнение в направлении каждой руки вверх и вниз, потом круговые движения каждой рукой. Повторить 2 раза каждой рукой. По окончании упражнения закрыть глаза, затем быстро их открыть.
Упражнения выполняются из положения, сидя в удобной позе,
позвоночник прямой, глаза открыты.
Комплекс 13. «Два мяча»
— Послушайте сказку про два мяча. Они большие шалунишки, любят бегать, прыгать так быстро, что нам их не догнать, поэтому мы будем их догонять глазками. И. П: спина прямая, голова прямо, неподвижно.
Жили-были у Иринки два мяча в одной корзинке: красный — важный и пузатый, крошка-мячик — плутоватый, развеселый игрунок — всем мешал, как только мог! Мяч большой и крошка-мяч
как-то раз пустились вскачь.
Вправо-влево мяч большой прыгал очень хорошо! Раз и два, туда-сюда, не догонишь никогда! Движения глазами вправо-влево. Повторить 5 раз.
Крошка-мяч прыгучий очень, скачет, скачет, как захочет, вверх-вниз, вверх-вниз, зацепился и повис. Движения глазами вправо-влево. Повторить 5 раз.
А как выбраться, не знает. Мяч большой не унывает. Скачет бойко — скок да скок, снизу вверх, наискосок, сверху вниз, наискосок, крошке-мячику помог.
Перемещение взгляда по диагонали. Повторить 5 раз.
Крошка-мяч чуть-чуть подумал, вдруг опять пустился вскачь! Прыгнул вдаль, опять на место, раз и два туда-сюда. Прыгал-прыгал. Побежал Он искать большущий мяч.
Перемещение взгляда вдаль-вблизь. Повторить 3 раза.
Покатились друг за другом кувырком они по кругу. Кувырком, кувырком, голова идет кругом! Круговые движения глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки. Повторить 3 раза.
Бултыхнулись в корытце, искупались в водице. Вода в глазки им попала, они глазки враз закрыли. Раз — открыли, два — закрыли, раз — открыли, два — закрыли, и водица убежала.
Моргание глазами без напряжения мышц. Повторить 4 раза.
Из корытца их достали, очень долго вытирали. Сухо-сухо, чисто-чисто полотенчиком душистым.
Поглаживание век от переносицы к вискам. Повторить 4 раза.
Вот и снова у Иринки два мяча лежат в корзинке. Закрывайте, дети, глазки завершилась наша сказка.
Потереть ладони друг о друга, накрыть ими глаза.
Держать ладони в течение 30 сек.
Комплекс 14. «Слоник»
Раз два - слоник идет вправо, три, четыре-а теперь налево, пять, шесть-дорожка лежи, семь, восемь-все начинаем сначала.
Движение глаз вправо-влево. Повторить 4—5 раз.
Идет слоник по тропинке, глядит вниз, как на картинке, смотрит вверх, по сторонам. Ну-ка сделай так же сам.
Движение глаз вверх-вниз, вправо-влево. Повторить 5— 6 раз
Сел наш слоник отдохнуть. Только он решил уснуть, Вдруг, откуда ни возьмись, В лесу пчелка появилась. И, кружа, кружа, жужжит. Как ее остановить?
Глаза закрыть, открыть. Круговые движения глазами.
Повторить 4—5 раз
Посмотрел наш слоник вдаль.
Глаза открыть, закрыть. Повторить 5—6 раз.
Упражнения выполняются сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
Комплекс 15. «Индеец Соколиный глаз»
— У индейца по имени Соколиный глаз отличное зрение. Он самый лучший охотник в своем племени. Хотите ли вы, ребята, чтобы у вас тоже было хорошее зрение? Нам поможет Соколиный глаз.
Глаза отдыхают. Соколиный глаз накрывает глаза ладошками, закрывает их. Он слушает шепот ветра, шум воды, крик птиц.
держать ладони в течение 30 сек.
«Соколиный глаз» смотрит на небо вверх, он определяет погоду. Смотрит на землю. Повторить 4—5 раз
«Соколиный глаз» смотрит на ближнее дерево, на далекое
озеро. Повторить 4—5 раз
«Соколиный глаз» поворачивается вправо, натягивает лук. Смотрит влево.
Повторить 4—5 раз.
«Соколиный глаз» не дает пыли и ветру попадать в глаза, он быстро моргает.
Моргание глазами — 3 подхода по 10 раз.
Упражнения выполняются сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
«Сова»
Вытягивают перед собой указательный палец, фокусируют на нем взгляд: Ва-ва-ва - сидит на дереве сова.
Прослеживают взглядом вправо-влево: Ву-ву-ву - нарисуем мы сову.
Вверх-вниз: Вы-вы-вы - есть птенцы у совы.
Рисуют пальцем в воздухе круг и прослеживают движение взглядом: Вята-вята-вята - называются «совята».
«Белка»
Перемещать взгляд вправо-влево: Белка дятла поджидала. Гостя вкусно угощала
Вверх-вниз:- Ну-ка, дятел, посмотри - Вот орехи: раз, два, три!
Поморгать глазами: Пообедал дятел с белкой
Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами: И пошел играть в горелки.
«Елочка»
Дети следят глазами за картинкой с елочкой, голова в одном положении.
Елочка двигается вправо-влево: Ашу-ашу-ашу - нарядим елку нашу.
Вверх-вниз: Ишки-ишки-ишки - вот золотые шишки.
Описать в воздухе круг: Ош-ош-ош - шар большой у нас хорош.
Круг в обратном направлении: Ша-ша-ша - ёлка тоже хороша.
«Морковка»
Поднять рисунок вверх, проследить глазами: Вверх морковку подними, На нее ты посмотри.
Опустить вниз: Вниз морковку опусти, Только глазками смотри.
Вправо-влево: И направо и налево. Ай-да, Заинька умелый!
Поморгать глазами: Глазками моргает,
Закрыть глаза руками: Глазки закрывает.
Прыжки на месте: Заиньки морковки взяли, С ними весело плясали.
«Снежинка»
Вытянуть снежинку перед собой сфокусировать на ней взгляд. Мы снежинку увидали, со снежинкою играли.
Отвести снежинку вправо, проследить взглядом: Снежинки вправо полетели, дети вправо посмотрели.
Отвести ее влево: Снежинки влево полетели, глазки влево посмотрели.
Поднять вверх и опустить вниз: Ветер вверх их поднимал и на землю опускал.
Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол: Дети смотрят сверху вниз. Все! На землю улеглись!
Закрыть ладошками глаза: Глазки закрываем, Глазки отдыхают.
«Пчела – оса»
Педагог ставит изображение пчелы и осы в разные концы доски. По звуковому сигналу «Пчела!» или «Оса!» дети переводят на них взгляд. Голова должна находиться в фиксированном положении, двигаются только глаза.
«Солнышко и тучки»
Солнышко с тучками в прятки играло. Солнышко тучки-летучки считало:
Движения глазами за картинкой вправо-влево: Серые тучки - черные тучки.
Вверх-вниз: Легких - две штучки,
Вправо-влево: Тяжелых - три штучки.
Закрыть глаза ладонями: Тучки попрятались, тучек не стало.
Поморгать глазами: Солнце на небе вовсю засияло.
«Оса»
Вытянуть перед собой указательный палец, зафиксировать взгляд на кончике: Са-са-са - прилетела к нам оса.
Проследить взглядом движение пальца вправо-влево: Су-су-су - мы увидели осу.
Вверх-вниз: Сы-сы-сы - испугались мы осы.
Описать в воздухе круг: Са-са-са - улетай скорей, оса.
Спрятать руки за спину и покачать головой: Ай-ай-ай - ты нас больше не кусай.
Поморгать глазами: Ой-ой-ой - побежали мы домой.
«Лиса»
Движения глазами за картинкой вправо-влево: Са-са-са - вот идет Лиса.
Вверх-вниз: Су-су-су - видим мы Лису.
Вправо-влево: Сы-сы-сы - хвост пушистый у Лисы.
Вверх-вниз: Са-са-са - наша Лисонька краса.
Закрыть глаза: За-за-за - закрывай глаза.
Поморгать глазами: Ся-ся-ся - вот и сказка вся.