Особенности женского праздничного костюма Новооскольского района




Г. Народный праздничный костюм Белгородчины

Год обучения (5 -6 класс)

4. Особенности женской одежды Белгородской области. (6 часов)

В традиционной женской одежде Белгородской области прослеживается характер народного костюма края, который сложился в быту на протяжении многих столетий. Именно в женском костюме прослеживается уровень духовной и материальной культуры наших предков (.

Женская народная одежда Белгородской области комплексна и региональна. Она включает в себя поневный, сарафанный и комплекс одежды с юбкой.

Поневный комплекс – один из древнейших в Белгородской области. Он распространён в Белгородско – Воронежском регионе. В каждой местности поневный комплекс имеет свои особенности, но есть общие для всех районов черты.

Понева восходит к одежде исконно славянского земледельческого населения. Основной цвет понев – красный, но в каждой местности имеются свои оттенки – от оранжевого до лилового. По фону полотна располагаются яркие асимметричные полосы: бордовые, зеленые, темно – синие. Полотнище поневы разбито на черные квадраты. Такой вид поневы символичен. Черные квадраты символизировали участки земли, а цветные полосы означали дороги, тропы, реки.

Поневный комплекс включал в себя также рубаху «завеску» (фартук, передник).

В Белгородско – Воронежском регионе был распространен традиционный тип рубахи с прямыми поликами, пришитыми по утку ткани. Ворот представлял собой узкую обшивку, украшенную, как и разрез, тонкой мелкой вышивкой Низ рукавов праздничной рубахи отделывался ярко вышитыми полосатыми манжетами с «брыжами» - складчатой рюшью из темно-красной ткани. Оформление поликов и рукавов представляет собой сочетание черноузорной, красно - праздничной поневой было «колодовая», все поле которой было вышито зорной вышивок и кружевных вставок - хворбот, вывязанных на коклюшках белыми либо белыми и красными нитями. Излюбленным мотивом орнамента вышивок были «тропки» - элемент, на­поминающий перевернутую галочку с косым крестом внутри; часто встреча­лись также «гребенки» и «сосенки».

«Завеска» дополняет поневный комплекс. Она завязывалась на поясе и орнаментировалась также как и рубаха. Низ «завески» украшался «канителью».

Завершался наряд подпояской (поясом).

Бытующим женским головным убором в Белгородско – Воронежском регионе является «сорока». Вышитая золотой и серебряной нитью, украшенная цветным бисером, стеклярусом, позументом, лентами, галуном. Но все же любимым головным убором для всех регионов всегда оставался платок. Его носили как самостоятельно, так и в сочетании с сорокой.

В Новооскольском районе поневный комплекс распространен на территории села Боровое и хутора Колодезное. Территориальная близость этого района к Красногвардейскому району (Белгородско-Воронежский регион), в частности к селу Большебыково. Такое большое сходство костюмов этих двух сел наводит на мысль о переселенцах из Большебыково.

Сарафанный комплекс распространен в Белгородско – Курском регионе. В Ивнянском и Краснояружском районах селянки именуют сарафан «саяном».

Для пошива сарафанов использовали различные ткани, но самыми популярными всегда были сукно, китайку, домашнюю крашеную ткань, чаще всего черного или красного цвета. Верх сарафанов и бретели украшали парчой, плисом, позументом и золотой нитью, посеребренными пуговицами, тесьмой.

Обязательной частью сарафанного комплекса является пояс. Отличается пояс яркими цветами и растительным орнаментом с с бахромой или кистями на краях.

Сарафанный комплекс дополнялся завеской, имеющей два вида: высокая, закрепленная на груди и низкая – по талии. Будничная завеска была темного цвета со скромными украшениями. Праздничная – отличалась ярким цветом, украшенная парчевой тесьмой, галуном, канителью, лентами.

Головные уборы отличались большим разнообразием. Особым способом завязанные на голове яркие шали с кистями имеют названия «кочаток», «повойник», «кукошник». Но самым распространенным также является платок. Их носили как женщины, так и девушки. Женщины носили платок на затылке, тщательно убрав волосы, а девушки завязывали спереди или сложив в широкую полосу под косой.

Сарафанный комплекс в Новооскольском районе не получил распространения. Встретить его можно только как элемент народного костюма во время выступлений как народных, так и самодеятельных коллективов.

В Белгородско - Оскольском регионе распространен женский комплекс одежды с юбкой. В состав комплекса входили широкие однотонные юбки красного, зеленого, темно – синего, коричневого, черного, белого цвета. В зависимости от времени года и назначения их шили из разных тканей: льняной, атласной, тонкой шерстяной, толстой домотканой.

Нельзя не отметить, что в каждом населенном пункте региона, юбку отделывали по-разному. Это атласные ленты, «валаны» из такой же ткани, тканая тесьма черного или красного цвета в форме зубчиков. Но самым распространенным украшением всегда были атласные полоски или ленты, нашитые внизу.

В состав юбочного комплекса входила длинная рубаха «голошейка», украшенная по низу мелким орнаментом, выбивкой. Широкий рукав был вышит по предплечью растительным орнаментом красно – черного цвета. Разрез на груди (пазуху) и манжеты украшала вышивка поскромнее.

Неотъемлемой частью комплекса с юбкой является фартук. Он украшен кружевами, лентами, выбивкой. Важной деталью фартука был карман.

Основной головной убор – платок. Платки самые разные: шерстяные, кашемировые, «рыпцевые», шали, полушалки, подшальники. Везде в регионе женщины носили жилеты, которые отличались своим покроем в зависимости от традиционных особенностей местности Белгородско – Оскольского региона.

Особенности женского праздничного костюма Новооскольского района

На формирование стиля одежды Новооскольского района большое влияние оказали переселенцы из Украины. Это прослеживается в мотиве вышивки «крестом», в деталях одежды.

Описание начнем с женского костюма, который является более многогранным, ярким, разнообразным, чем однотипная мужская одежда.

В селах Новооскольского района женский костюм отличался стилевым единством - здесь бытовал юбочный комплекс с жилеткой и рубахой с отложным воротником. Исключение составляет костюм села Боровое и хутора Колодезное. Территориальная близость этих населенных пунктов к Красногвардейскому району отложила свой отпечаток и на создание женской одежды. Здесь распространен поневный комплекс о котором мы подробно упоминали выше.

В основе юбочного комплекса Новооскольского района лежит рубаха, которая служила в конце XIX века нательной и одновременно выходной одеждой. Рубаха, состояла из двух частей: верхней и нижней, соединенных поперечным швом. Верхняя часть в селениях нашего края называлась «стан», «станушка». Нижнюю часть называли преимущественно «подол». На плече между спинкой и передом вставлялся кусок материи, который назывался полика. На территории Новооскольского уезда преобладала рубаха с прямыми поликами, пришитыми по утку, и отложным воротником. Готовый рукав пришивался к спинке и переду, внизу вставлялась «ластовка» — квадратный кусочек ткани. Ластовку шили из ситца или сатина красного цвета, или из «хранцуза» — так бабушки называли набивной ситец с цветочным узором на красном фоне. Рукав у запястья обшивался мелким швом «через край», очень плотными стол­биками. Потом готовились «брыжи» — манжеты с оборкой.

Основная часть рубахи перед пришиванием к ней воротника стягивалась мелкими стежками соответственно размеру длины воротника. В нижних уголках воротника делались «мочки» — прорезные петли, в которые вставлялась узкая лента или плетеный шнурок для завязывания воротника. Украшалась рубахах вышивкой по вороту и разрезу, рукавам, обшлагам, подолу. Вышивка была как черно-красной, так и черно-узорной. Как сами рубахи так и вышивки на них имели свое отличие, хотя и малозначительное. Для своей работы мы исследовали женские костюмы сел Голубино, Тростенец, Солонец – Поляны и Шараповки. Мы выяснили, что в этих селах отличия имел пошив рукавов. Так в Шараповке рукав был прямой, в Солонец - Поляне он был собран возле полика в мелкую складку и зигзагообразную сборку рукава возле полика и манжет называли «дульками». В селе Тростенец рукав был широким, состоят из 1,5 полотниц, заранее «засшитый» узором. В селе Голубино рукав был не такой широкий, с мелкой сборкой у манжеты.

Узоры вышивки, ее расположение на деталях рубахи на территории вышеназванных сел также имели отличия. В рубахе с «дульками» из Солонец-Поляны орнамент обрамлял полик по периметру, шел по краю воротника и в центре рукава в виде прямоугольной полосы. Орнамент использовался либо растительный, либо в комбинации с геометрическим. В селе Шараповка основным узором в вышивке был геометрический орнамент, он украшал край полика и значительную часть рукава, реже - манжеты (иногда вместо манжет была узкая обшивка). Полика на рубахе села Тростянец заранее украшалась узором, при чем узор был разнообразным: вышивка крестом черными нитками, вышивка крестом красными нитками, черно-красным крестом, белыми нитками, курским узором. В селе Голубино чаще всего в орнаменте вышивки преобладал растительный узор, расположенный по длине рукава и на манжетах.

Юбка была главной частью женского народного костюма Новооскольского района. Юбки были на каждый день и праздничные. У женщин Новооскольских сел юбок было много: для девок, молодух, баб и старушек на каждый день и на праздники. Количество и качество их зависело от достатка семьи. В будни юбки носили темные, черные. Старинные «саморушные» юбки шили из домашнего сукна, которое ткалось как однотонным, так и в рисунок.

Однотонные юбки были преимущественно черные и красные, хотя встречались и другие расцветки, они украшались по подолу тесьмой («золотой плетенек», «вилюшки»), лентами и кружевом («канки»), плиссированной кисеей.

Встречались также «протяные» юбки из конопляного холста с рельефным узором в виде квадратов («сухариков»). Такие юбки считались рабочей одеждой.

Использование фабричных тканей привело к некоторому изменению декоративного оформления юбок - в праздничном наряде стали обязательными воланы.

Изредка встречались юбки со сборчатым воланом - «набором», но в большинстве сел предпочитали плиссированные оборки, называемые в новооскольских селах «манчетами». Самыми праздничными считались юбки из красного атласа или штофа, у сельчанок по­бедней - из красного сатина. Для юбки бралось четыре полотнища материи, для украшения - две полоски плиса шириной 5 см и 2 см; для «вилюшки» — волнистая фабричная тесьма, узкие цветные ленты; гарус. Все четыре полотнища сшивались с изнаночной стороны мелкой строчкой. Один из швов сшивался до половины длины юбки - это «баи»: место, где будут пришиваться подвязки.

Затем женщина начинала украшать подол будущей юбки. Лиз, самый край, отделывался широкой полосой плиса. Потом пришивались манчеты - оборка в складку. Шились они из того же материала, что и юбка, шириной 16-18 см, а длину брали 6 -7 полотнищ. Низ будущих манчет обрабатывался мелким потайным швом, сверху манчета обрамлялись узкой полосой плиса, затем «вилюшками» или лентами.

Верх юбки мелко-мелко собирался на две нити в два ряда так, чтобы сборка была погуще, и обшивался узкой полосой материи любого цвета, эта деталь называлась гашником. Затем пришивались подвязки, которые оборачивались вокруг талии и завязывались спереди. Больших отличий юбки, характеризуемых нами сел не имеют.

Обязательной деталью костюма является фартук - завеска. Праздничные завески шились из дорогих тканей - кашемира, атласа; будничные - из сатина, ситца, коленкора, Обычно оформление завесок перекликалось с оформлением юбок - те же «манчеты», черный бархат по низу, ленты и тесьма.

Дополнительная деталь юбочного комплекса – жилет. Он имел существенные отличия в зависимости от места бытования. В селе Солонец-Поляне это обычный прямой, чуть зауженный к талии короткий жилет, который в селе шили из тканей разных цветов, обычно ярких, красных, зеленых. Планки застежки и низ обшивался черным бархатом, расстороченным цветными нитками. Рядом с этой обшивкой укладывались в три ряда шелковые ленты, последний ряд мог быть также из бархата. Им же обшивались и проймы.

В Шараповке жилетка (козельчик) отличалась и кроем, и тканью. Шили её из черного сатина с украшениями в виде заплисированных полос ткани по бортам и низу. Вдоль этих «манчет» прокладывались полосы бархата, им же обшивались края полочек и низ. Несмотря на то, что жилетка была короткой, до талии, сзади конструировались фалды. Она напоминает урезанную безрукавку-так называемый другой тип жилетки, похожий на украинский корсет. Тот же крой с фалдами сзади, длина - до середины бедер.

В Голубино жилеты были удлинённые из тёмно-синего бархата, расшитые тесьмой, яркими полосками ткани или лентами. По своему внешнему виду он напоминает жилет украинского костюма. Так как из истории заселения села известно, что первые его жители были беглые казаки из Украины.

Подлинным украшением Новооскольского костюма был пояс. Это и узкий орнаментальный пояс, вытканный на «бердышке» из гаруса или «волны», и полосатая подпояска, аналогичная губкинской, с «чохлами» - лопастями на концах, украшенными разноцветной шлёнкой, и покромка из черной «волосени» с богато расшитыми парчой и гарусом концами.Преобладающим типом головного убора в комплексе одежды с юбкой был платок. Праздничными разновидностями платков в селах Новооскольского района были «заграничные с бахмарами» (из краснофонового ситца, обшитые по периметру короткой бахромой из разноцветной шленки), шерстяные с цветочным узором на
красном или зеленом фоне.

Большую часть платков изготавливали в домашних условиях. Позднее появились фабричные платки, которые различались по размеру, расцветке, толщине ткани, назначению. Среди платков, которые носили женщины в Новооскольском районе популярными были «загранишный», с «камителью», шерстяные подшальники, шали, «печатные».

В селе Солонец-Поляна головной убор назывался «повязка», хотя обычно повязкой называли девичий головной убор.

Большое разнообразие платков представлено в селе Тростенец: «коймистый» (от слова кайма), «алый» (из шелковой яркой красной ткани) «кругляк» (вышитый мастерицами цветными нитками), «зеленый» (большой по размеру), «молошный» (постовой праздничный платок), «хранцузский» (сшитый из красной ткани с черным рисунком), «гарнитуровый с канителью».

На территории Новооскольского района в украшениях, как и в вышивке, русская женщина проявила массу выдумки и художественного вкуса. Кроме снизок бисера, монист и бус женский костюм украшали такие детали, как «застежка», сшитая из материала любого цвета, своеобразная прямоугольная "манишка», украшенная по периметру шленкой, блестками. Вешались такие «застежки» на черную кофту или безрукавку. Поверх «застежки» надевали бусы. В этом же селе носили «хрёст» - на шнур, плетенный, из трех снизок бисера в виде косы, крепился крест. Такое украшение надевали лишь в праздничные дни, в будни носили нательный крест.

Заключение

В результате нашей работы мы сделали вывод, что народный костюм является неотъемлемой частью всей нашей национальной культуры. Это - яркое, самобытное и своеобразное явление традиционной художественной культуры России. История создания народного костюма тесно связана с историей заселения края. Она формировалась в тесном взаимодействии разных национальных и этнических традиций под непосредственным воздействием природных, социальных и бытовых факторов.

Народный костюм - это символ, дающий представление о человеке и обществе. Мы должны знать свою культуру, в том числе и историю народного костюма, являющейся частью этой культуры.

В результате нашей работы мы выяснили, какое место в истории традиционной народной одежды Белгородчины занимает одежда Новооскольского района, в чем же её сходство и в чем различие с другими регионами.

В итоге, мы сделали вывод, что на территории Новооскольского района встречаются такие виды народного костюма Белгородской области: с понёвой, с юбкой.

Народ чтит традиции предков и уважительно относится к ним. В народе старинную одежду никогда не назовут костюмом или комплексом и даже одеждой, а любовно скажут «наряд» или «обряд». В Тростенце, например, женщины называют такой наряд «широкое»: «пошла в широком», «оденем Олю в широкое». В наши дни не забыты и пользуются популярностью в народе праздничные костюмы.

С каждым десятилетием подлинных «старинных» предметов народной одежды становится все меньше и меньше. Становится в деревнях все меньше «бабушек» - хранительниц традиций и предметов прошлого.

Чтобы эти традиции были сохранены, необходимо более активно вести работу в общеобразовательных учреждениях по возрождению нашей исконно русской национальной культуры.

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание: Работаем над эскизами женского народного костюма Белгородского края.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: