У брода между Иерихоном и Бетабарой




14 февраля 1946

 

Берега Иордана у брода в эти дни, когда караваны возвращаются в свои родные города, в точности подобны лагерю кочевников. Палатки или просто одеяла, привязываются к двум древесным стволам, или покоятся на ветвях, вкопанных в землю, или привязываются к высоким седлам верблюдов, короче говоря, закрепляются каким-либо образом, чтобы у людей была возможность укрыться под ними от росы, которая, должно быть, просто подобна дождю в этом месте, расположенном ниже уровня моря, и которая покрывает все в этих лесах, образующих зеленое обрамление реки.

Когда Иисус со Своими учениками достиг берегов реки, к северу от брода, лагерь медленно пробуждался. Иисус, должно быть, покинул дом Ники на рассвете, потому что солнце еще не поднялось и местность красива, прохладна и спокойна. Более ревностные люди, - разбуженные ржанием, воплями, странными криками лошадей, ослов и верблюдов, ссорами и чириканьем сотен воробьев и других птиц в зарослях тростника, среди ветвей ив и высоких деревьев, образующих зеленый тоннель над цветущими берегами, - начинают потихоньку выбираться из-под яркоокрашенных палаток и спускаться к реке, чтобы умыться. Слышится детский плач и нежные голоса матерей, разговаривающих со своими детьми.

Все признаки жизни все больше проявляются с каждой минутой. Всякого рода торговцы прибывают из ближайших к Иерихону городов, вместе с новыми паломниками, стражниками и солдатами, которые ответственны за поддержание порядка в течение этих дней, когда кланы из различных регионов встречаются и нещадно оскорбляют и упрекают друг друга, и когда воры и разбойники с большой дороги нередко смешиваются с толпой, маскируясь под паломников, чтобы красть. Здесь нет недостатка и в проститутках, которые прибыли на «свое» пасхальное паломничество, то есть, чтобы выжать деньги и подарки из более богатых и похотливых путников в уплату за часы удовольствия, которое прискорбным образом нейтрализует все Пасхальное очищение… Честные женщины, у которых среди паломников есть мужья и взрослые сыновья, кричат как растревоженные сороки, и зовут своих мужей, которые стоят в восхищении, - или, по крайней мере, матери и жены так думают, - наблюдая за проститутками. И бесстыдные женщины смеются и отвечают колкостями на титулы, которыми награждают их честные женщины. Мужчины, и в особенности солдаты, смеются и охотно шутят с проститутками. Некоторые израильтяне, морально стойкие, или только лицемерно стойкие, негодуя уходят, тогда как другие… используют заранее алфавит глухонемых, потому что они жестами ясно дают понять проституткам о своих намерениях.

Иисус не следует по прямой дороге, которая привела бы Его в середину лагеря. Он спускается к покрытому гравием ложу реки, снимает сандалии и идет по той линии, где вода омывает траву. Апостолы следуют за Ним.

Старейший из них, который настроен более бескомпромиссно, ворчит: «Подумать только, что Креститель проповедовал здесь покаяние!»

«Да! И сейчас это место хуже, чем портик в римской терме!»

«И те, кто называют себя святыми, не гнушаются приятно проводить здесь свое время!»

«Ты тоже их видел?»

«Конечно, видел! У меня тоже есть глаза!...»

Младшие или менее непреклонные апостолы – такие как Иуда Искариот, который смеется и очень внимательно наблюдает за происходящим в лагере, и не пренебрегает созерцанием красивых безрассудных женщин, которые пришли в поисках клиентов; и Фома, который смеется, глядя на разгневанных жен и негодующих фарисеев; и Матфей, который не может сурово осуждать порок и порочных людей, так как он сам когда-то был грешником, и довольствуется вздохами и покачиваниями головы; и Иаков Зеведеев, который наблюдает без интереса и без критики, с безразличием – следуют своей маленькой группой, во главе которой идет Иисус с Андреем, Иоанн и Иаков Алфеев.

Лицо Иисуса непроницаемо, как если бы оно было высечено из мрамора. И оно становится все более и более некоммуникабельным, так как с вершины насыпи Он слышит слова восхищения или бесстыдную беседу между не очень честным мужчиной и проституткой. Он все время неподвижно смотрит прямо перед собой. Он не желает видеть. И Его поведение предельно ясно являет Его намерение.

Но роскошно одетый молодой человек, который говорит с двумя проститутками вместе с другим парнем, подобным ему, говорит громким голосом одной из женщин: «Иди! Мы хотим хорошо посмеяться. Иди и предложи себя! Утешь Его! Он потому печален, что беден и не может купить женщин».

Лицо Иисуса, цвета слоновой кости, краснеет, а затем вновь бледнеет. Но Он не оглядывается. Его покраснение – единственный признак того, что Он услышал.

Безрассудная женщина, издав жеманный крик, спрыгивает с низкой насыпи на покрытое гравием ложе реки, звякнув своими ожерельями, а ее платье при этом задирается и она, таким образом, с успехом демонстрирует большинство из секретов своей красоты. Она падает прямо к стопам Иисуса и, с трелью смеха на своих красивых губах, маня глазами и фигурой, кричит: «О! Красавец, один из рожденных женщинами! За один поцелуй Твоих губ я отдаю всю себя без оплаты!»

Иоанн, Андрей и Иаков Алфеев возмущены и изумлены, парализованы и не могут сделать и жеста. Но Петр! Он выпрыгивает как пантера из группы, в которой он шел, и тяжко обрушивается на падшую женщину, все еще стоящую на коленях, чуть не опрокинув ее на спину, трясет, поднимает и, произнеся ужасный эпитет, швыряет ее о насыпь, затем начинает обвинять ее, собираясь воздать ей все остальное.

Иисус говорит: «Симон!» Крик, который больше чем проповедь.

И Симон возвращается к своему Господу, красный от гнева. «Почему Ты не позволяешь мне наказать ее?»

«Симон, ты же не наказываешь одежду, которая стала грязной. Ты моешь ее. Ее одежда – это ее нечистое тело и ее душа осквернена. Давай помолимся, чтобы очистить ее душу и тело». Он говорит это так ласково, тихим голосом, но достаточно громко, чтобы Его слова услышала женщина, и продолжает свой путь. Сейчас Он бросает на несчастную женщину мимолетный взгляд Своих мягких глаз. Всего только мимолетный взгляд. Только на одно мгновение! Но вся власть Его милосердной любви заключена в нем! И женщина опускает свою голову, поднимает свою вуаль и покрывает себя ею… Иисус продолжает Свой путь.

Сейчас Он у брода. Низкий уровень воды позволяет взрослым переходить на другой берег вброд. Достаточно приподнять одежду выше колен и искать большие белые камни, погруженные в кристально чистую воду, образующие своего рода мощеную тропу для людей переходящих вброд. Те, кто едут верхом, пересекают реку ниже по течению.

Апостолы с радостью погружаются в воду до половины бедер, а Петр не может поверить своим глазам, что это происходит наяву. Он обещает остальным и самому себе освежающее купание, когда они остановятся в доме Соломона, в качестве компенсации за вчерашнее пекло.

Теперь они на другой стороне. Здесь люди также становятся деятельными после ночного отдыха, либо обсыхают после пересечения реки вброд.

Иисус распоряжается: «Разойдитесь повсюду и сообщите людям, что Ребе находится здесь. Я иду к тем поваленным древесным стволам и буду ждать вас там».

Многие люди уже узнали об этом и стекаются, чтобы слушать Его.

Иисус начинает говорить. Печальная процессия проходит мимо, следуя за носилками, на которых лежит молодой человек, который заболел в Иерусалиме, и так как врачи вынесли ему приговор, теперь стремится домой, чтобы там умереть. Все говорят о нем, потому что он богат и еще молод. И многие говорят: «Должно быть, очень печально умирать, когда ты так богат и так молод!» А некоторые говорят (возможно, это люди, которые уже поверили в Иисуса): «Поделом ему! Он не хочет верить. Ученики пошли к его родственникам и сказали им: “Спаситель здесь. Если у вас есть вера и вы попросите Его, Он исцелит его”. Но он первый отказался прийти к Ребе». За критикой следует жалость. И Иисус, ссылаясь на этот случай, начинает Свою речь.

 

«Мир всем!

Богатым и молодым людям, конечно, не нравится умирать, когда они богаты только деньгами и молоды возрастом. Но тем, кто богаты добродетелями и молоды благодаря их чистым привычкам, не прискорбно умирать. Истинно мудрые личности, начиная с возраста достижения зрелости[1] действуют так, чтобы умереть в мире. Жизнь есть подготовка к смерти, так же как смерть является подготовкой к большей Жизни. Истинно мудрый человек, когда он осознает истину, истину об умирании ради нового восстания (из мертвых), стремится всеми возможными путями избавиться от всего, что бесполезно, и обогатиться тем, что полезно, то есть, добродетелями и добрыми делами, чтобы иметь запас благих дел перед Тем, Кто вызовет его на суд и вознаградит или накажет его по совершенной справедливости. Истинно мудрый человек ведет жизнь, от которой он становится более зрелым в премудрости, чем старик, и более юным, чем подросток, потому что живя добродетельно и праведно, он хранит такие чистые ощущения и чувства в своем сердце, которыми даже юноши не всегда обладают. Как сладостно тогда умирать! Мудрый человек склоняет свою усталую голову на грудь Отца, успокаивается в Его объятиях, и из среды тумана исчезающей жизни говорит: “Я люблю Тебя, я надеюсь на Тебя, я верю в Тебя”, говорит это в (свои) последние минуты на Земле, чтобы повторять затем ликующее “Я люблю Тебя!» во веки вечные в сиянии Рая.

Сурова ли мысль о смерти? Нет. Справедливое предписание для всех смертных, приговор для всех смертных, она мучительно тревожна для тех, кто не имеет веры и полон грехов. Тщетно человек говорит, объясняя тревожное беспокойство человека, который умирает и который не был хорошим в течение своей жизни: “Это оттого, что он не сделал ничего хорошего, или сделал очень мало, и он хотел бы жить, чтобы возместить за это”. Тщетно он говорит: “Если бы он жил дольше, он бы получил большее вознаграждение, потому что он сделал бы больше добрых дел”. Душа знает, по крайней мере, смутно, сколько времени ей было дано. Никакого времени в сравнении с вечностью. И душа побуждает всю личность к действию. Но бедная душа! Как часто она подавляется, попирается, заглушается, чтобы не слышать ее слов! Это случается с теми, кому недостает доброй воли. Но праведники с самого своего детства, слушают свои души, подчиняются их советам и постоянно активны; и святые умирают в молодом возрасте, но богатыми заслугами, иногда на рассвете жизни; и даже при добавлении сотни или тысячи лет они не могли бы стать более святыми, чем были, потому что любовь к Богу и их ближним, практиковавшаяся во всех формах и с предельной щедростью, сделала их совершенными. На Небесах важно не то, сколь долго длилась жизнь, а как она была прожита.

Люди скорбят о трупах и оплакивают их. Но трупы не плачут. Люди трепещут при мысли, что они должны умереть. Но они не беспокоятся о том, чтобы жить так, чтобы не трепетать в час своей смерти. Почему же люди не скорбят о, и не плачут над живущими трупами, настоящими трупами, теми, кто носит их в своем теле, как в могиле, мертвыми душами? Как много трупов Я вижу, и они смеются и шутят, но не оплакивают себя! Как много отцов, матерей, мужей, жен, братьев, сыновей, друзей, священников, учителей, Я вижу тех, кто по-глупому плачет о сыне, жене, брате, муже, брате, родителях, друге, верующем, ученике, которые умерли в очевидной дружбе с Богом, после жизни, которая была увенчана совершенством и тех, кто не плачет над трупом души сына, мужа, жены, брата, отца, друга, верующего, ученика, которые умерли от пороков и грехов, и умерли и потеряны навечно, если только не покаются. Почему не попытаться оживить их? Это любовь, вы знаете? Это величайшая любовь. О! Глупые слезы над пылью, которая станет пылью! Идолопоклонство любви! Лицемерие любви! Плачьте, но над умершими душами ваших самых дорогих родственников. Пытайтесь привести их к Жизни. И Я говорю это в особенности вам, женщины, ибо вы можете так сильно воздействовать на тех, кого вы любите.

Давайте теперь вместе поразмышляем о том, на что Мудрость указывает как на причины смерти и позора.

Не оскорбляйте Бога, злоупотребляя жизнью, которую Он дал вам, оскверняя ее злыми деяниями, которые бесчестят человека.

Не оскорбляйте ваших родителей поведением, которое бросает грязь на их седину и становится причиной жестокой скорби в их последние дни.

Не оскорбляйте тех, кто помогает вам, чтобы вам не оказаться проклятыми за попранную любовь.

Не восставайте против тех, кто правит вами, потому что не благодаря восстаниям против правителей страны становятся великими и свободными, но благодаря святой жизни граждан вы получаете помощь Бога, Который может тронуть сердца правителей или удалить их с их мест или даже из жизни, как несколько раз являла это история Израиля, когда они переходили все границы и в особенности когда народ, освящая себя, заслуживал прощение Бога, который таким образом удалял ярмо угнетения с шей наказанных граждан.

Не оскорбляйте ваших жен, унижая их вашими прелюбодеяниями, и не оскорбляйте невинности ваших детей знанием о незаконной любви.

Живите свято в глазах тех, кто как в силу их любви, так и в силу их долга, считают вас личностью, которая должна быть примером для их жизни. Вы не можете отделить вашу святость в том, что касается ваших ближайших ближних от вашей святости по отношению к Богу, потому что одна прорастает из другой, подобно тому, как две любви: к Богу и к ближнему прорастают друг из друга.

Будьте праведны с вашими друзьями. Дружба – это родство душ. Написано: “Как приятно друзьям действовать вместе”. Но это приятно, если они следуют по стезе добродетели. Горе тем, кто оскверняет и предает дружбу, превращая ее в эгоизм, предательство, порок или несправедливость. Слишком много таких, кто говорит: “Я люблю тебя”, чтобы узнать о занятиях своих друзей и использовать эти сведения ради своей собственной выгоды! Слишком много таких, кто незаконно захватывает права своих друзей!

Будьте честны с судьями. Со всеми судьями. От самого высшего судьи, каким является Бог, с которым невозможно мошенничать и которого невозможно обмануть лицемерными практиками, до внутреннего судьи, то есть, вашей совести, до любящих и страдающих судей, внимательных и бдительных в своей любви, какими являются глаза ваших родственников, до суровых судей людей. Не лгите, призывая Бога, чтобы подтвердить вашу ложь.

Будьте честными, продавая и покупая. Когда вы продаете, и ваша жадность говорит вам: “Воруй, чтобы иметь большую прибыль”, тогда как твоя совесть говорит тебе: “Будь честным, потому что ты бы сожалел, если бы тебя ограбили”, прислушайся к последнему голосу, помня о том, что мы не должны делать другим то, чего не хотели бы, чтоб делали нам. Деньги данные вам в обмен на товары часто влажны от пота и слез бедняков. Они стоили тяжелой работы. Вы не знаете, сколь многой печали они стоили, как много скорби и боли за этими деньгами, о которых вы, торговцы, думаете, что их всегда слишком мало уплачено за то, что вы продали. Больные люди, дети у которых нет отца, старики, у которых недостаточно денег… О! Святая печаль и святое достоинство бедных, которого богатые не понимают, почему вас не принимают во внимание? Почему люди честны, когда продают тем, кто имеет власть и влияние, из страха перед возмездием, тогда как обманывают беззащитных, никому не известных братьев? Это скорее преступление против любви, чем против самой честности. И Бог проклинает это преступление, потому что оно заставляет бедных людей лить слезы, которые являются их единственным ответом на злоупотребление властью, и эти слезы вопиют к Господу тем же голосом что и кровь, пролитая из вен человека убийцей, Каином у своего собрата, создания Божьего.

Будьте честны и своими взглядами, так же, как словами и делами. Взгляд, брошенный на тех, кто не заслуживает этого, или в котором отказано тем, кто заслуживает его, подобен аркану или удару кинжалом. Взгляд, который встречается с бесстыдными глазами проститутки, и говорит ей: “Ты красива!”, и отвечает на ее зовущий взгляд согласием, хуже, чем петля для повешенного. Взгляд, отвергающий бедного родственника или друга, впавшего в нищету, подобен кинжалу, который пронзает сердца этих несчастных людей. И таков же взгляд ненависти или презрения, брошенный на врага или нищего. Врагов следует прощать и любить хотя бы вашими душами, если ваши тела отказываются любить их. Прощение является любовью духа. Отвержение мести является духовной любовью. Нищего следует любить, потому что никто не утешает его. Недостаточно бросить грош и пренебрежительно пройти мимо. Пожертвование служит голодающему, нагому, бездомному телу. Но сострадание, которое улыбается, жертвуя, которое участливо к слезам несчастного собрата, является хлебом для его сердца. Любите, любите, любите.

Будьте честными в уплате десятины и в практике обычаев. Будьте честными в ваших домах, не эксплуатируя слуг сверх меры и не соблазняя служанок спать под вашей крышей. Даже если мир не знает о хищении тайно и преступно совершенном в вашем доме против вашей, не подозревающей о нем, жены и против служанки, которую вы соблазнили, но Бог знает о вашем грехе.

Будьте честными в своих речах. Будьте честными, воспитывая своих сыновей и дочерей. Написано: “Будь бдительным и проницательным, чтобы твоя дочь не сделала тебя посмешищем города”. Я же говорю: “Будь бдительным и проницательным, чтобы душа твоей дочери не погибла”.

А сейчас идите. Я тоже пойду, после того как дал вам запасы мудрости. Да пребудет Господь с теми, кто стремится любить Его».

Он благословляет их жестом, быстро спускается с поваленного дерева, идет по тропинке между деревьями в направлении против течения реки и вскоре исчезает среди зеленой растительности.

Толпа оживленно комментирует услышанное, высказывая противоположные мнения. Неблагоприятные комментарии исходят, конечно, от нескольких книжников и фарисеев, присутствующих в толпе простых людей.

 


[1] То есть возраста, когда человек становится ответственным за свои действия. Во времена Иисуса в Израиле это происходило для мальчиков в возрасте примерно 12 лет, после экзамена в Храме на знание Писаний, обычаев и правил требуемых Законом – примечание переводчика на русский язык.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: