Гипоидная главная передача.




Краткие теоретические сведения

Главная передача.

Главная передача служит для увеличения крутящего момента в 4 - 9 раз и передачу его к ведущим колесам обычно под углом 90о.

Главные передачи, как правило, представляют собой зубчатые передачи различных типов.

Главные зубчатые передачи с одной парой зубчатых колес называют одинарными (рис. 16.1.1,а, и рис.16.1.2,а, б),

Рис. 16.1.1

а – одинарной; б – двойной; в – двойной разнесенной; г – двухступенчатой; 1 – зубчатая муфта.

с двумя парами зубчатых колес - двойными (рис. 16.1.1, б, в, г и рис.16.1.2.в).

По типу зубчатых колес главные передачи могут быть конические (с применением конических зубчатых колес)

и цилиндрические (с применением только цилиндрических зубчатых колес в автомобилях с поперечным расположением двигателя).

Двойные главные передачи могут быть центральные (редуктор главной пере-дачи размещен в центре балки ведущего моста (рис. 16.1.1,б и рис.16.1.2,в), и разнесенные (рис 16.1.1,в), в которых главная передача разделена на две части, одна часть расположена в центре балки моста а другая часть возле колеса в бортовом редукторе (МАЗ-5335 и др.).

Главные передачи применяются, как правило, одноступенчатые, реже двухступенчатые (автомобиль ЗИЛ-4331, рис. 16.1.1,г).

Конические зубчатые главные передачи могут иметь зубчатые колеса со спиральным зубчатым зацеплением или с гипоидным зацеплением, тогда главные передачи называют гипоидными.

У гипоидных главных передач (рис.16.1.2,а) в отличие от главных передач со спиральным зубом, ось ведущей шестерни 1 смещается обычно ниже оси ведомой конической шестерни 2 и с ней не пересекается.

Рис. 16.1.2

Главные передачи:

а — коническая; б — гипоидная; в — двойная; 1 и 2 — соответственно ведущее и ведомое конические зубчатые колеса; 3 и 4 — соответственно ведущее и ведомое цилиндрические зубчатые колеса.

Преимуществами гипоидных главных передач является большая прочность, долговечность и бесшумность, благодаря большей длине зубьев, находящихся одновременно в зацеплении (примерно в 1,5 раза). Гипоидная передача позволяет расположить ниже карданную передачу и снизить центр тяжести автомобиля, повысить его устойчивость.

Однако из-за повышенного скольжения зубьев необходимо применять специальное гипоидное масло (автомобили ГАЗ) или подвергать зубья фосфатированию (автомобили ВАЗ и др.).

Гипоидная главная передача.

На автомобилях широко применяется одинарная главная передача гипоидного типа (рис. 16.2). Ось ведущей шестерни 1 главной передачи автомобилей ГАЗ смещена вниз на 32 мм относительно оси ведомой шестерни 22.

Зубчатый венец ведущей шестерни изготовлен как одно целое с ведущим валом 8. На задний конец вала 8 напрессован до упора в торец зубчатого венца цилиндрический роликоподшипник 14, который застопорен кольцом. Наружное кольцо подшипника устанавливают в отверстие прилива картера 18 редуктора главной передачи.

Внутреннее кольцо конического роликоподшипника 12 напрессовано на гладкую шейку вала 8 до упора в передний торец зубчатого венца, а внутреннее кольцо переднего роликоподшипника 10 установлено на шейку вала с небольшим зазором для облегчения его демонтажа.

Наружные кольца подшипников запрессованы в гнезда корпуса 6 подшипников до упора в бурт. Между внутренними кольцами конических подшипников установлены распорное кольцо и регулировочные прокладки 11, которыми регулируют затяжку подшипников 10 и 12.

На шлицы ведущей шестерни установлены маслосгонное кольцо и фланец 9 карданного вала. Детали установленные на ведущем валу затягивают гайкой через

шайбу и стопорят шплинтом. В крышке 7 фланца ведущей шестерни установлен сальник, предотвращающий вытекание масла из редуктора.

Для регулирования положения ведущей шестерни главной передачи между торцами корпуса 6 подшипника и картера 18 редуктора установлен пакет прокладок 5.

Фланец ведомой шестерни 22 дифференциала имеет отверстия для ее крепления к коробке 23 дифференциала. Подшипники ведущей шестерни смазывают принудительно с помощью маслосъемной трубки 28 и каналов 29 в картере редуктора и корпусе подшипников.

Для ограничения величины отхода ведомой шестерни от ведущей при больших нагрузках в картере редуктора установлен винт 4 с бронзовым сухарем. Коробка 23 дифференциала установлена в картере редуктора на двух конических роликоподшипниках 26. В картере 18 имеется заливное и контрольное отверстие для масла, закрытое пробкой.

 

Рис. 16.2

Ведущий мост автомобиля ГАЗ 1— картер заднего моста; 2 — полуось;3 — маслоуловитель; 4 — регулировочный винт; 5 и 11—регулировочные прокладки; 6—стакан; 7 — крышка; 8 — ведущая шестерня; 9 — фланец; 10, 12 и 26 — конические роликоподшипники; 13 — пробка заливного отверстия; 14 — цилиндрический роликоподшипник; 15 —стопорное кольцо; 16 и 24 — опорные шайбы, 17 — сателлит; 18 — картер главной передачи; 19 и 27 — регулировочные гайки; 20 — правая коробка сателлитов; 21 — крестовина; 22 — ведомое колесо; 23 - левая ко-робка сателлитов; 25 - полуосевое зубчатое колесо; 28 — маслоприемная трубка; 29 — канал

СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ВЫНОЛПЕНИЯ РАБОТЫ

Приступив к работе учащемуся необходимо:

Ознакомиться с целью и темой работы. Выбрать индивидуальный(приложение №1) вопрос согласно номеру в журнале.

Рассмотреть конструкции главных одинарных передач.

Рассмотреть способы установки и крепления ведущей и ведомой шестерен главной передачи.

Выяснить особенности и преимущества гипоидных главных передач.

Уясните назначение дифференциала, его влияние на износ деталей и проходимость автомобиля.

Изучить конструкцию различных типов дифференциалов и недостатки конического симметрического дифференциала.

Рассмотреть регулировочные устройства в главных передачах и способы регулировки подшипников и зубчатых передач.

 

Вопросы для самопроверки.

  • Назначение моста. Типы мостов, устанавливаемых на изучаемых автомобилях.
  • Назначение ведущего моста. Из каких основных частей состоит ведущий мост?
  • Устройство балки ведущего моста.
  • Назначение главной передачи. Какие типы главных передач устанавливаются на изучаемых автомобилях?
  • Устройство одинарной гипоидной передачи.
  • Устройство главной двойной центральной передачи.
  • Устройство двойной разнесённой передачи автомобиля МАЗ - 5335.
  • В чём заключается преимущества и недостатки гипоидной главной передачи?
  • Назначение дифференциала. Какие типы дифференциалов устанавливаются на изучаемых автомобилях?
  • Устройство и работа шестеренчатого дифференциала.
  • Назначение, устройство и работа кулачкового дифференциала.
  • Недостатки в работе конического шестеренчатого дифференциала.
  • Назначение полуосей. Как классифицируются полуоси?
  • Устройство ведущего управляемого моста.

Выполнить отчет и предъявить его преподавателю.

 

Приложение №1

ВОПРОСЫИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ К РАБОТЕ №19

1. Опишите и изобразите на схеме способ установки ведущего вала главной передачи автомобиля ГАЗ-3110.

2. Опишите и изобразите на схеме способы установки ведущего вала главной передачи автомобиля ГАЗ-53А. Отличие от ГАЗ-3110

3. Устройство дифференциала ГАЗ-53А. Отличие от ГАЗ-3110. Выполнить схему дифференциала

4. Описать и изобразить на схеме, как устанавливается ведущий вал главной передачи автомобиля ВАЗ-2107.

5. В чем отличие установки полуоси ВАЗ-2107 от ГАЗ-53. Выполнить схему полуразгруженной полуоси.

6. Опишите и изобразите на схеме регулировочные узлы для регулировки зацепления шестерен главной передачи автомобиля ГАЗ-53А.

7. Опишите и изобразите на схеме место установки и фиксация коробки дифференциала главной передачи автомобиля ВАЗ-2107.

8. Укажите недостатки конического симметричного дифференциала. Изобразите схему дифференциала автомобиля ГАЗ-3110.

9. Какие масла и почему применяются для главных передач автомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-3110, ВАЗ-2107? Схема гипоидной главной передачи.

10. Найти устройство, ограничивающее деформацию ведомой шестерни главной передачи ГАЗ-53А. Выполнить его схему.

11. Опишите устройство кулачкового дифференциала повышенного трения автомобиля ГАЗ-66.Укажите его преимущества. Изобразите схему работы дифференциала.

12. Каким образом устанавливается полуось на автомобиле ВАЗ-2107? Изобразите схему ее установки и действия сил на ведущее колесо.

13. Опишите, через какие детали передается крутящий момент от карданной передачи к полуоси в главной передаче автомобиля ВАЗ-2101. Ответ проиллюстрируйте кинематической схемой главной передачи и дифференциала.

14. Опишите и изобразите на схеме, что и чем регулируется в главной передаче ГАЗ-53А.

15. Как определить передаточное число главной передачи? Как влияет изменение передаточного числа главной передачи на скорость автомобиля и на силу тяги? Выполните схему сил, действующих на ведущее колесо автомобиля.

16. В чем состоит различие в устройстве главных передач ВАЗ-2108 и ГАЗ-2410? Ответ проиллюстрировать схемой главной передачи автомобиля ВАЗ-2108.

 

 

Приложение №2

Пример схем

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: