Краткие теоретические сведения
Главная передача.
Главная передача служит для увеличения крутящего момента в 4 - 9 раз и передачу его к ведущим колесам обычно под углом 90о.
Главные передачи, как правило, представляют собой зубчатые передачи различных типов.
Главные зубчатые передачи с одной парой зубчатых колес называют одинарными (рис. 16.1.1,а, и рис.16.1.2,а, б),
Рис. 16.1.1
а – одинарной; б – двойной; в – двойной разнесенной; г – двухступенчатой; 1 – зубчатая муфта.
с двумя парами зубчатых колес - двойными (рис. 16.1.1, б, в, г и рис.16.1.2.в).
По типу зубчатых колес главные передачи могут быть конические (с применением конических зубчатых колес)
и цилиндрические (с применением только цилиндрических зубчатых колес в автомобилях с поперечным расположением двигателя).
Двойные главные передачи могут быть центральные (редуктор главной пере-дачи размещен в центре балки ведущего моста (рис. 16.1.1,б и рис.16.1.2,в), и разнесенные (рис 16.1.1,в), в которых главная передача разделена на две части, одна часть расположена в центре балки моста а другая часть возле колеса в бортовом редукторе (МАЗ-5335 и др.).
Главные передачи применяются, как правило, одноступенчатые, реже двухступенчатые (автомобиль ЗИЛ-4331, рис. 16.1.1,г).
Конические зубчатые главные передачи могут иметь зубчатые колеса со спиральным зубчатым зацеплением или с гипоидным зацеплением, тогда главные передачи называют гипоидными.
У гипоидных главных передач (рис.16.1.2,а) в отличие от главных передач со спиральным зубом, ось ведущей шестерни 1 смещается обычно ниже оси ведомой конической шестерни 2 и с ней не пересекается.
Рис. 16.1.2
Главные передачи:
а — коническая; б — гипоидная; в — двойная; 1 и 2 — соответственно ведущее и ведомое конические зубчатые колеса; 3 и 4 — соответственно ведущее и ведомое цилиндрические зубчатые колеса.
|
Преимуществами гипоидных главных передач является большая прочность, долговечность и бесшумность, благодаря большей длине зубьев, находящихся одновременно в зацеплении (примерно в 1,5 раза). Гипоидная передача позволяет расположить ниже карданную передачу и снизить центр тяжести автомобиля, повысить его устойчивость.
Однако из-за повышенного скольжения зубьев необходимо применять специальное гипоидное масло (автомобили ГАЗ) или подвергать зубья фосфатированию (автомобили ВАЗ и др.).
Гипоидная главная передача.
На автомобилях широко применяется одинарная главная передача гипоидного типа (рис. 16.2). Ось ведущей шестерни 1 главной передачи автомобилей ГАЗ смещена вниз на 32 мм относительно оси ведомой шестерни 22.
Зубчатый венец ведущей шестерни изготовлен как одно целое с ведущим валом 8. На задний конец вала 8 напрессован до упора в торец зубчатого венца цилиндрический роликоподшипник 14, который застопорен кольцом. Наружное кольцо подшипника устанавливают в отверстие прилива картера 18 редуктора главной передачи.
Внутреннее кольцо конического роликоподшипника 12 напрессовано на гладкую шейку вала 8 до упора в передний торец зубчатого венца, а внутреннее кольцо переднего роликоподшипника 10 установлено на шейку вала с небольшим зазором для облегчения его демонтажа.
Наружные кольца подшипников запрессованы в гнезда корпуса 6 подшипников до упора в бурт. Между внутренними кольцами конических подшипников установлены распорное кольцо и регулировочные прокладки 11, которыми регулируют затяжку подшипников 10 и 12.
|
На шлицы ведущей шестерни установлены маслосгонное кольцо и фланец 9 карданного вала. Детали установленные на ведущем валу затягивают гайкой через
шайбу и стопорят шплинтом. В крышке 7 фланца ведущей шестерни установлен сальник, предотвращающий вытекание масла из редуктора.
Для регулирования положения ведущей шестерни главной передачи между торцами корпуса 6 подшипника и картера 18 редуктора установлен пакет прокладок 5.
Фланец ведомой шестерни 22 дифференциала имеет отверстия для ее крепления к коробке 23 дифференциала. Подшипники ведущей шестерни смазывают принудительно с помощью маслосъемной трубки 28 и каналов 29 в картере редуктора и корпусе подшипников.
Для ограничения величины отхода ведомой шестерни от ведущей при больших нагрузках в картере редуктора установлен винт 4 с бронзовым сухарем. Коробка 23 дифференциала установлена в картере редуктора на двух конических роликоподшипниках 26. В картере 18 имеется заливное и контрольное отверстие для масла, закрытое пробкой.
Рис. 16.2
Ведущий мост автомобиля ГАЗ 1— картер заднего моста; 2 — полуось;3 — маслоуловитель; 4 — регулировочный винт; 5 и 11—регулировочные прокладки; 6—стакан; 7 — крышка; 8 — ведущая шестерня; 9 — фланец; 10, 12 и 26 — конические роликоподшипники; 13 — пробка заливного отверстия; 14 — цилиндрический роликоподшипник; 15 —стопорное кольцо; 16 и 24 — опорные шайбы, 17 — сателлит; 18 — картер главной передачи; 19 и 27 — регулировочные гайки; 20 — правая коробка сателлитов; 21 — крестовина; 22 — ведомое колесо; 23 - левая ко-робка сателлитов; 25 - полуосевое зубчатое колесо; 28 — маслоприемная трубка; 29 — канал
|
СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ВЫНОЛПЕНИЯ РАБОТЫ
Приступив к работе учащемуся необходимо:
Ознакомиться с целью и темой работы. Выбрать индивидуальный(приложение №1) вопрос согласно номеру в журнале.
Рассмотреть конструкции главных одинарных передач.
Рассмотреть способы установки и крепления ведущей и ведомой шестерен главной передачи.
Выяснить особенности и преимущества гипоидных главных передач.
Уясните назначение дифференциала, его влияние на износ деталей и проходимость автомобиля.
Изучить конструкцию различных типов дифференциалов и недостатки конического симметрического дифференциала.
Рассмотреть регулировочные устройства в главных передачах и способы регулировки подшипников и зубчатых передач.
Вопросы для самопроверки.
- Назначение моста. Типы мостов, устанавливаемых на изучаемых автомобилях.
- Назначение ведущего моста. Из каких основных частей состоит ведущий мост?
- Устройство балки ведущего моста.
- Назначение главной передачи. Какие типы главных передач устанавливаются на изучаемых автомобилях?
- Устройство одинарной гипоидной передачи.
- Устройство главной двойной центральной передачи.
- Устройство двойной разнесённой передачи автомобиля МАЗ - 5335.
- В чём заключается преимущества и недостатки гипоидной главной передачи?
- Назначение дифференциала. Какие типы дифференциалов устанавливаются на изучаемых автомобилях?
- Устройство и работа шестеренчатого дифференциала.
- Назначение, устройство и работа кулачкового дифференциала.
- Недостатки в работе конического шестеренчатого дифференциала.
- Назначение полуосей. Как классифицируются полуоси?
- Устройство ведущего управляемого моста.
Выполнить отчет и предъявить его преподавателю.
Приложение №1
ВОПРОСЫИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ К РАБОТЕ №19
1. Опишите и изобразите на схеме способ установки ведущего вала главной передачи автомобиля ГАЗ-3110.
2. Опишите и изобразите на схеме способы установки ведущего вала главной передачи автомобиля ГАЗ-53А. Отличие от ГАЗ-3110
3. Устройство дифференциала ГАЗ-53А. Отличие от ГАЗ-3110. Выполнить схему дифференциала
4. Описать и изобразить на схеме, как устанавливается ведущий вал главной передачи автомобиля ВАЗ-2107.
5. В чем отличие установки полуоси ВАЗ-2107 от ГАЗ-53. Выполнить схему полуразгруженной полуоси.
6. Опишите и изобразите на схеме регулировочные узлы для регулировки зацепления шестерен главной передачи автомобиля ГАЗ-53А.
7. Опишите и изобразите на схеме место установки и фиксация коробки дифференциала главной передачи автомобиля ВАЗ-2107.
8. Укажите недостатки конического симметричного дифференциала. Изобразите схему дифференциала автомобиля ГАЗ-3110.
9. Какие масла и почему применяются для главных передач автомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-3110, ВАЗ-2107? Схема гипоидной главной передачи.
10. Найти устройство, ограничивающее деформацию ведомой шестерни главной передачи ГАЗ-53А. Выполнить его схему.
11. Опишите устройство кулачкового дифференциала повышенного трения автомобиля ГАЗ-66.Укажите его преимущества. Изобразите схему работы дифференциала.
12. Каким образом устанавливается полуось на автомобиле ВАЗ-2107? Изобразите схему ее установки и действия сил на ведущее колесо.
13. Опишите, через какие детали передается крутящий момент от карданной передачи к полуоси в главной передаче автомобиля ВАЗ-2101. Ответ проиллюстрируйте кинематической схемой главной передачи и дифференциала.
14. Опишите и изобразите на схеме, что и чем регулируется в главной передаче ГАЗ-53А.
15. Как определить передаточное число главной передачи? Как влияет изменение передаточного числа главной передачи на скорость автомобиля и на силу тяги? Выполните схему сил, действующих на ведущее колесо автомобиля.
16. В чем состоит различие в устройстве главных передач ВАЗ-2108 и ГАЗ-2410? Ответ проиллюстрировать схемой главной передачи автомобиля ВАЗ-2108.
Приложение №2
Пример схем