Тема 5:Методы диагностики проблем
5.1. Понятие и значение проблемы в процессе принятия управленческого решения
5.2. Методы декомпозиции проблем
5.3. Методы сравнительного и факторного анализа
5.4. Методы моделирования
5.5 Методы прогнозирования
5.6. Методы ситуационного анализа
Понятие и значение проблемы в процессе принятия управленческого решения
Диагностика проблем - это анализ основных причинно-следственных связей конкретной ситуации. Существует два способа рассмотрения проблемы: во-первых, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты; а, во-вторых, проблемой считают ситуацию потенциальной возможности (что-то должно было произойти, но не произошло). При этом под ситуацией понимается реальное положение дел (состояние объекта управления) относительно поставленной цели.
Диагноз проблемы (идентификация) - сложный процесс и выполняется в несколько этапов:
Осознание и установление симптомов затруднений или имеющихся возможностей. При этом под симптомом понимается степень проявления проблемы и ее последствий. Симптом (от греч. оицпхоца - случай, совпадение, признак).
Сбор, анализ внешней (относительно организации) и внутренней информации.
Выделение релевантной информации - это выделение данных, относящихся к данной проблеме, цели, периоду времени и т.д. (англ. relevant - относящийся к делу, вопросу).
Выявление причин возникновения проблемы; анализ основной причины. Причина (греч. arna, лат. causa) - это слово может иметь разные понятия: 1) основание, предлог для каких-нибудь действий; 2) явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления. Следствие в разных областях знания - действие (результат, последствие), следующее из/после (по времени) какой-либо причины. Следствие (логика) - вывод, заключение, суждение, выведенное из других суждений.
|
Описание проблемы с помощью ответов на вопросы, позволяющие менеджерам выявить основные причины произошедших событий: кто, что, когда, где, почему, каким образом, сколько (английское сокращение данного этапа - 5W2H). Результатом данного этапа являются подробные ответы менеджеров на следующие вопросы: Насколько сильно состояние неустойчивости, в котором оказалась компания? Когда это произошло? Где это произошло? Как это произошло? С кем это произошло? Насколько оперативно следует устранить проблему? В чем состоят причинно-следственные взаимосвязи? Какие действия привели к нежелательным результатам?
Анализ проблемы. Результатом данного этапа диагностики проблемы является выяснение типа проблемы. Питер Ф. Друкервыделяет четыре типа проблем: 1) типичные; 2) типичные по сути, но уникальные для данной организации; 3) уникальные; 4) новые типичные проблемы. Типовые проблемы решаются с помощью запрограммированных решений, т.е. с использованием уже известных правил или принципов к конкретной ситуации. Уникальные проблемы нуждаются в принятии запрограммированных решений.
Методы декомпозиции проблем
Основные методы анализа проблем - графические. Построение: «дерево проблем», «дерево целей и задач», «дерево решений» и структурная диаграмма Ишикавы «рыбий скелет».
Агрегированныйуровень представления проблемы
Дерево проблем. Термин «дерево» (рис. 8) в данном контексте предполагает использование иерархической структуры, полученной путем разделения общей проблематики на основной тип проблематики (ствол), прочие присутствующие типы (ветви), подтипы (ответвления) и собственно проблемы (листья).
|
Падение производительности на 5-10% в год, приведшее к сокращению объемов выпуска, снижению зарплаты и прибыли
Метод «дерева проблем» ориентирован на получение относительно устойчивой структуры проблематики. Для достижения этого при построении первоначального варианта структуры учитывались закономерности и использовались принципы формирования иерархических структур.
Достоинства метода «дерева проблем»:
Дерево проблем позволяет представить значительный объем информации о проблематике менеджмента компактной форме.
Дерево проблем отлично справляется с задачами выявления и ранжирования имеющихся в организации проблем, а также с задачами классификации, т.е. распределения проблем по известным типам проблематики.
Дерево проблем позволяет наглядно увидеть соотношение и взаимосвязь различных типов проблематики.
Дерево проблем помогает выделить центральную - корневую - проблему менеджмента и проконтролировать ее влияние на различные типы проблематики.
Для построения «дерева проблем» необходимо разбить проблемное множество, ассоциированное с каждым типом проблем на подмножества, т.е. декомпозировать проблемы по их типам.
Последовательность построения «дерева проблем»:
Выявить и сформулировать основную проблему менеджмента организации.
Выявить основное множество проблем организации.
|
Установить преобладающий тип проблемы.
Проанализировать соотношение и взаимосвязь различных типов проблем.
Разбить проблемное множество на подмножества.
Распределить полученные группы по типам проблем.
Дерево целей и задач - развернутая, распределенная по уровням совокупность целей и задач принятия и реализации решений, построенная по логической схеме: «цели - программы - задачи, которые надо решить для достижения этих целей, - мероприятия, обеспечивающие решение задач, - ресурсы, необходимые для проведения мероприятий» (рис. 9, 10). «Дерево целей и задач» используется в программно-целевом планировании и управлении при разработке целевых комплексных программ.
Дерево решений - схематическое представление процесса принятия управленческих решений по определенной проблеме, изображаемое графически в виде древовидной структуры (рис. 11). Используется в менеджменте на подготовительных стадиях процесса выработки решений для выбора лучшего способа действий.
Структурная диаграмма Ишикавы «рыбий скелет». Построение причинно-следственной диаграммы «рыбий скелет» включает следующие этапы: выбор результативного признака; выбор главных причин - «большие кости»; выбор вторичных причин - «средние кости»; выбор (описание) причин третичного порядка - «мелкие кости»; ранжирование факторов по их значимости и выделение наиболее важных. Схема причинно-следственной диаграммы «рыбий скелет» представлена на рис. 12.
Рис. 1. Структурная диаграмма Ишикавы «рыбий скелет»
Данный метод может применяться для анализа качества управленческих решений и отдельных этапов процесса принятия решений, т.к. состоит в формировании показателей качества, характеризующего результат альтернативы, и факторные показатели.